Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
13.05.2019 | Марина Войтенко
Национальные проекты – время технологической настройки
Начало мая-2019 оказалось «праздника в рабочем порядке». Ожидания торможения общеэкономической динамики оправдались. При этом отсутствие внятных перемен в основных макротрендах и продолжение вялого охлаждения в экономике дают все основания для вывода об усилении уже обозначившихся рисков эффекта «паузы роста», когда сумма конъюнктурных факторов и последствия фискальной и монетарной жесткости продолжают сдерживать макроэкономику, а проявление стимулирующих эффектов реализации нацпроектов откладывается. Вместе с тем, их полномасштабный запуск во второй половине текущего года в принципе позволяет надеяться на повышение темпов роста. Но для этого требуется максимальное приложение усилий по отработке регулятивных технологий.
7 мая МЭР подтвердило ожидавшееся ухудшение общеэкономической динамики по итогам первого квартала. Темп роста ВВП снизился до 0,8% в годовом выражении (в январе – 0,6%, в феврале – 1,4%, в марте – 0,6%). По оценке министерства, основной вклад в замедление внес потребительский спрос. Торможение скорости реальной заработной платы до 0,4% год к году и отрицательный темп реальных располагаемых доходов населения привели к ослаблению расширения торговой розницы до 1,8% г/г (на 1 п.п. меньше, чем в октябре-декабре прошлого года). В то же время 0,6 п.п. прироста ВВП обеспечило промпроизводство, 0,2 п.п. – транспортно-логистический комплекс.
Выводы аналитиков ЦБ РФ и экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, на первый взгляд, более оптимистичны. В Банке России полагают, что ВВП в январе-марте увеличился на 1,0-1,5% (оценка, впрочем, была сделана до снижения Росстатом данных по базовым отраслям до 0,7%). В ЦМАКП считают – на 1,6%. Причем вклад промвыпуска – 1 п.п., розничной торговли и платных услуг населению – 0,2 п.п. и 0,3 п.п., строительства – 0,1 п.п. Примечательно, что в Центробанке после обновления Росстатом данных по реальным доходам повысили оценку прироста расходов на конечное потребление домохозяйств в первом квартале с 1,0-1,5% до 1,7-2,2% (в основном за счет расширения потребительского кредитования и сокращения сбережений).
При всех разночтениях относительно состояния потребительского спроса и правительственные экономисты, и аналитики Центробанка, и независимые эксперты сходятся в констатации замедления инвестактивности, что означает отсутствие новых значимых источников интенсивного роста. В МЭР подчеркивают: После увеличения на 4,1% г/г в четвертом квартале 2018-го объем строительных работ текущего года в январе-марте практически не изменился (+0,2 % г/г). Оставалась слабой и динамика спроса на машины и оборудование как российского, так и зарубежного производства. В этом сегменте динамика инвестиционного импорта из стран дальнего зарубежья продолжила снижаться – с минус 3,8% г/г в октябре-декабре прошлого года до – 5,0% г/г в первом квартале текущего. Выпуск отечественной машиностроительной продукции инвестиционного назначения в январе-марте продолжал расти невысокими темпами (+1,9% г/г после 2,1% г/г в четвертом квартале и 11,0% в целом за 2018 год). Позитивные тенденции наблюдались лишь в производстве стройматериалов, где темпы ускорились до 7,7% г/г с 5,5%.
В ЦБ РФ ухудшили оценку темпов валового накопления основного капитала в первом квартале с 1,0-1,5% до 0,0-0,5%. Стагнацию инвестактивности подтверждают в ЦМАКП, обращая внимание на риски эффекта «паузы роста», когда сумма конъюнктурных факторов (снижение нефтецен, переход на эскроу-счета в жилищном строительстве, вероятность засушливого лета и т.п.) и последствия фискальной и монетарной жесткости уже притормозят макроэкономику, а отдача от нацпроектов еще не наступит.
В ЦБ РФ пока сохраняют прогнозный интервал 1,2-1,7% для ВВП-2019, версия экспертов ЦМАКП скромнее – 1,0-1,4%. В МЭР ожидают 1,3%. Оценки международных организаций в целом по-прежнему остаются в диапазоне 1,3-1,7%. Апрельский консенсус-прогноз Интерфакса не изменился – те же 1,2%, что и в марте. Причина – отсутствие внятных перемен в основных макротрендах и продолжение вялого охлаждения в экономике. Так, совокупный индекс объемов производства (обработка плюс сфера услуг) IHS Markit в апреле упал до 53 пунктов после 54,6 пункта в марте – минимального значения за последние десять месяцев. Рост грузовых железнодорожных перевозок внутри РФ к маю сократился до 0,2%, экспортные же объемы и вовсе ушли в отрицательную область, упав на 0,4%. На этом фоне неудивительны умеренные консенсус ожидания экспертов апрельских итогов. Промвыпуск – увеличение на 1,5% (на 1,8% по результатам года в целом), торговая розница – 1,4% (1,2%), инвестиции – околонулевой рост (по году – 2,0%).
Вместе с тем, достаточно оптимистично выглядят консенсус-прогнозы по инфляции – 4,5% в конце года, ключевой ставке Центробанка – 7,25% к декабрю, валютному курсу – 66 руб/$ и 77 руб/€ на конец 2019 года. В январе-апреле российский рубль стал лидером укрепления среди валют стран с формирующимися рынками, его реальный эффективный курс вырос на 5,3% (в том числе на 7,3% к доллару США). При этом в начале мая из-за новых пошлин США на китайские товары (а также вероятных ответных мер КНР) усилился риск разворота тренда. Важнейшими факторами некоторого ослабления рубля могут стать дополнительное торможение глобальной экономики и отток капиталов с развивающихся рынков при продолжении сокращения прямых иностранных инвестиций (в 2017 году они упали в мире в целом на 16%, в 2018-ом – уже на 27%). Такой же эффект вероятен и при снижении ставки Банка России.
Противостоять последствиям материализации внешних рисков призвана реализация нацпроектов. Их полномасштабный запуск во второй половине текущего года в принципе позволяет надеяться на повышение темпов роста сверх нынешней «нормы» потенциального выпуска в 1,5-2,0%. «Инвентаризация» деятельности правительства, состоявшаяся 8 мая на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, показала, что большая часть вопросов по финансовой нацпроектной «росписи» решены:
- 94% бюджетных лимитов (то есть, ассигнований-2019) доведены до исполнителей,
- по 84% выделенных средств заключены контракты,
- в рамках межбюджетных отношений регионам предоставлено 590 млрд рублей (98% из них обеспечены проектными соглашениями).
Одновременно обозначились и системные риски:
- прямое влияние (оценка Счетной палаты) на достижение национальных целей-2024 оказывают не более четверти мероприятий, остальные носят преимущественно организационный характер;
- более половины показателей результативности проектов не поддаются прямому статистическому наблюдению. Кроме того, как показал дайджест мониторинга национальных целей, проводимого на регулярной основе СП РФ, для трех[1] из них на 30 апреля оказались по-прежнему не определены показатели, позволяющие оценить степень продвижения к намеченным результатам;
- сам же проектный принцип размывается сложной системой распределения запланированных мероприятий и соответственно финресурсов по госпрограммам, число которых далеко не оптимально;
- в текущей версии разверстки средств не просматривается и ориентация на повышение качества человеческого капитала (в 2019-2024 годах на здравоохранение направляется 6,7% из нацпроектных 25,7 трлн рублей, на образование еще меньше – 2,9%). В этом контексте примечателен вывод доклада «Сценарии роста российской экономики с учетом вклада человеческого капитала», подготовленного НИУ ВШЭ при участии Всемирного банка. По оптимистическому сценарию, в 2019-2025 годах средние темпы роста составят 2,86%, в 2026-2035-ом – 3,4%. При этом средние темпы реальных зарплат в ближайшие шесть лет будут насчитывать 3,1%. Принципиальное условие – бюджетный маневр в пользу человеческого капитала, позволяющий увеличить его вклад в ежегодный темп ВВП с текущих 0,2 п.п. до 0,7-0,8 п.п.
- серьезные опасения вызывают уже обозначившиеся несопряженности в регулятивных новациях. Так, в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Постановлением от 8 мая 2019 года №571 Правительство РФ внесло изменения в правила предоставления субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам МСП по льготной ставке. В частности, снижается нижняя граница суммы кредита на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств – с 3 млн до 500 тыс рублей, максимальный размер кредита на пополнение оборотных средств теперь составляет не 100 млн, а 500 млн рублей. Максимальная ставка субсидирования повышена до 3,5%. Исключено и положение, устанавливающее минимальный размер процентной ставки по кредитам (до сих пор он был определён в размере ключевой ставки Банка России). Таким образом, ставка для конечного заёмщика может быть меньше 8,5% и ниже ключевой ставки Банка России. И все это – несомненный стимул для продвижения к намеченной цели увеличения доли МСП в ВВП страны с 22,3% до 32,5% и числа занятых в секторе на 5,8 млн человек до 25 млн.
Вместе с тем, корректировка Минфином планов по запрету налоговых спецрежимов (ЕНВД и патенты) для малых предприятий, торгующих маркированной продукцией, в виде отказа от его применения для всех видов товаров и введения только для продавцов мехов, обуви и лекарств, хоть и является компромиссом, но не устраняет риска кратного роста цен. Так, по оценке «Опоры России», при переходе с патента на упрощенную систему налогообложения потери в прибыли индивидуального предпринимателя составят от 23 до 109% в зависимости от товарооборота. И это означает как прямое давление на карман потребителя, так и кратное повышение налоговой нагрузки на бизнес, что вкупе с падением спроса – умножение поводов для закрытие торговой точки, то есть, вымывания МСП из сферы торговли. Между тем, разработанный Минпромторгом проект Стратегии развития торговли на период до 2025 года (должен быть внесен в правительство в первом полугодии-2019) предполагает создание комфортной потребительской и конкурентной среды с развитием всех форматов торговли.
В целом же положение со стимулированием развития МСП (пока?) далеко от радужного. По данным ФНС, в первом квартале число вновь созданных компаний сократилось на 21,3% в сравнении с первой четвертью 2018 года. 2,3% потерял единый госреестр юрлиц. На 7,1% меньше, чем годом ранее оказалось число вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Согласно же итогам исследования Сбербанка «Развитие малого и среднего бизнеса в России», проведенного на основе анализа больших данных, с августа 2018-го по март 2019 года число компаний МСП в РФ выросло лишь на 0,3% (годом ранее – на 11,8%), а собственный легальный бизнес ведут лишь 2,9% населения в возрасте старше 18 лет.
- нарастают риски сужения конкурентного пространства в российском хозяйстве. Как отмечается в проекте доклада Федеральной антимонопольной службы «О состоянии конкуренции за 2018 год» (опубликован 29 апреля), утвержденные правительством нацпроекты до 2024 года стоимостью почти 26 трлн рублей могут ухудшить ситуацию с конкуренцией, поскольку часть мероприятий с бюджетным финансированием не предусматривает отбора на конкурсе компаний-участниц. Для исправления ситуации том числе и в сфере госзакупок) ФАС предлагает определить для нацпроектов целевые показатели по конкуренции и контролировать их исполнение.
На этом фоне жесткие замечания Президента РФ – «нацпроекты должны быть в конкурентной среде», «пресечь сомнительную практику проведения госзакупок под конкретные компании» и др., сделанными в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, – прямое напоминание о необходимости и безотлагательности тонкой настройки регулятивных технологий, включая активное внедрение в практику оценки регулирующего воздействия любых новаций, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса. Вполне реализуем с точки зрения инструментов и механизмов финансового планирования и бюджетный маневр в пользу человеческого капитала. Нет сомнений и в том, что все эти вызовы требуют адекватного и быстрого ответа. При этом желаемая отдача будет прямо зависеть от создания по сути новой деловой среды, стимулирующей всех участников экономики к высокой производительности.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
[1] В их числе: «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно», «Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере», «Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспорто-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами».
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.