Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.05.2019 | Политком.RU
Крушение Sukhoi Superjet 100: поиск виновных
5 мая в аэропорту Шереметьево потерпел крушение самолет «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100, следовавший из Москвы в Мурманск. Самолет совершил жесткую посадку, несколько раз ударившись о поверхность взлетно-посадочной полосы, при посадке у него подломились стойки шасси и загорелись двигатели. В результате трагедии погибли 41 из 78 пассажиров, находившихся на борту.
Утром следующего дня Следственный комитет назвал три основные версии произошедшего: недостаточная квалификация экипажа и технического персонала аэропорта (в том числе, наземных служб), неисправности воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия. Согласно данным из открытых источников, за последние восемь лет на счету SSJ-100 две катастрофы с человеческими жертвами и не менее 25 небольших аварий.
Sukhoi Superjet 100 — российский магистральный 100-местный самолет, сконструированный компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии ряда иностранных компаний, в частности американской Boeing, итальянской Alenia и французской Snecma. При производстве самолета используются и зарубежные комплектующие, в том числе двигатель французской компании Safran. Это первый пассажирский лайнер, разработанный в России после распада СССР. Первым и крупнейшим эксплуатантом SSJ стала российская компания «Аэрофлот». Первый полет состоялся в мае 2008 года, а в 2011 году был введен в серийную эксплуатацию первый серийный самолет. В настоящее время в эксплуатации находятся 139 самолетов. 106 из них — в России, 33 — за рубежом (в Мексике, Таиланде и Казахстане).
Sukhoi Superjet 100 для России - прежде всего имиджевый проект: с ним связывали большие надежды, называя символом возрождения российского авиастроения. Однако несмотря на большие планы, проект так и не стал коммерчески успешным. Изначальные оптимистичные прогнозы «Гражданских самолетов Сухого» разбились о суровую реальность: изначально предполагалось, что к 2014-2015 годам будет выпущено не менее 350 самолетов, в дальнейшем планы поменялись на 600 к 2031 году, а в реальности в настоящий момент готово только около 180 судов. Если отечественные авиакомпании в соответствии с политическим решением о поддержке отечественного производителя еще готовы приобретать подобные самолеты, и то в небольших объемах, то на зарубежном рынке даже авиакомпании, изначально закупившие самолеты, начали потихоньку от них отказываться, - большинство перевозчиков не устраивает качество послепродажного обслуживания и постоянные технические неисправности самолета.
На данный момент SSJ 100 так и не вышел на самоокупаемость и существует в основном за счет государственной поддержки, точный объем которой достоверно не известен. Во времена временных снятия санкций США с Ирана, в конце апреля 2018 года, компания «Гражданские самолеты Сухого» подписала с двумя иранскими авиакомпаниями меморандумы о намерениях на поставку 40 SSJ-100R. Однако спустя полгода после подписания меморандума американские санкции против Ирана возобновились. Иранский рынок – один из самых перспективных для поставки гражданских самолетов: большая доля пассажирских перевозок, при этом средний возраст самолета составляет около 25 лет. Регулярно всплывает актуализировавшаяся в середине зимы тема возможных поставок самолетов в Иран после того, как уменьшиться доля американских комплектующих в лайнере до уровня ниже 10%.
Обсуждение ситуации вокруг катастрофы традиционно сводится к поиску виноватых: обычные люди хотят понять, кто виноват и увидеть справедливое наказание, а вероятные участники конфликта – снизить свой репутационный ущерб и минимизировать издержки. На данный момент в обсуждении версий произошедшего наблюдается три основных заинтересованные стороны, исходя из того, кто же будет признан виноватым в катастрофе: конструкторы (интересы Сергея Чемезова), службы аэропорта «Шереметьево», невовремя или неправильно среагировавшие (интересы Аркадия Ротенберга) или уставшие пилоты (Аэрофлот).
Сразу после катастрофы в публичном пространстве доминировала пиар-служба «Аэрофлота», старающаяся вывести авиакомпанию из-под удара и делая акцент на квалифицированности персонала и слаженности действий в критической ситуации, продвигая тезис: «Экипаж совершил практически невозможное, посадив самолет и эвакуировав пассажиров». Однако на этом фоне возникал явный перебор. Так, пресс-служба компании активно подчеркивала, что весь процесс эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90 (при этом в катастрофе погиб 41 человек, что на контрасте вызвало возмущение пользователей).
На следующем этапе стала активно раскручиваться история с тем, как в попытке спасти ручную кладь некоторые из пассажиров задерживали движение на борту во время эвакуации, и именно поэтому погибли находившиеся в хвосте самолета люди. Эта тема была выгодна всем игрокам, чьи интересы могут оказаться под ударом, так как перекладывала ответственность на пассажиров. Однако, несмотря на то, что некоторые пассажиры действительно нарушили правила и спасали свои вещи, это обстоятельство не стало причиной трагедии – погибшие люди в основном остались пристегнутыми, так как получили травмы еще при посадке. Одна из погибших пассажирок бросилась спасать людей, находившихся в хвостовой части самолета – так что была возможность перемещаться по лайнеру.
Широко распространялись видеозаписи из аэропорта, на которых снимали происходящее на камеры мобильного телефона, допуская видеоролик, на котором несколько человек «находясь при исполнении обязанностей в служебной зоне непозволительное поведение». А именно, на видео мужчина в форме снимает на камеру телефона монитор, который транслирует запись с камер наблюдения. Других людей не видно, однако слышно их саркастические голоса относительно качества посадки самолета: «Нормально он сел, с огоньком». Видеоролик, вероятно, распространялся с целью дискредитировать службы аэропорта Шереметьево и отвести обсуждение от других участников конфликта. Соответственно, последовала контригра – обвинение телеканалом RT в распространении ролика в адрес западных СМИ и представителей российской оппозиции с антироссийскими целями (о том, что ролик распространяли и лоялисты, ничего сказано не было). Правда, затем RT пришлось частично дезавуировать свою информацию, когда выяснилось, что ни Deutsche Welle, ни «Голос Америки» ни «Радио Свобода» эту информацию не распространяли. На этом фоне вопрос о том, кто же был представлен на ролике, отошел на второй план и до сих пор не выяснен.
В то же время основной версией трагедии стали ошибки пилотов, которые совершили жесткую посадку с полными баками и при этом в ходе радиопереговоров не обозначили масштаб проблемы (последний аргумент используется стороной «Шереметьево» для того, чтобы объяснить неготовность наземных служб). Первоначально посадка с полными баками объяснялась отсутствием радиосвязи – и, как следствие, невозможностью скоординировать действия пилотов с диспетчерами – но затем выяснилось, что связь работала. Судя по всему, в этом направлении идет и следствие.
Что касается проекта Sukhoi Superjet и его репутации, так как он непосредственно связан с темой надежности систем самолета. Чаще всего при аварии самолета полеты на аналогичных лайнерах приостанавливаются до выяснения всех обстоятельств ЧП. В России приостанавливать полеты Superjet политически невозможно, чтобы не нанести дополнительный удар по отечественному авиапрому. Поэтому «Аэрофлот» без официального объявления о приостановке явочным порядком отменяет рейсы на Superjet. 9 мая были отменены 12 вылетов, 10 мая – 14 вылетов. Впрочем, зарубежные клиенты и ранее сдержанно относились к российскому самолету, а теперь и без приостановки полетов будут еще осторожнее. Даже если в данном конкретном случае причиной аварии явилась ошибка пилотов. По поводу Superjet слишком много негативной информации, которая влияет на принятие коммерческих решений – и нынешняя трагедия лишь усиливает кумулятивный эффект.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.