Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

24.06.2019 | Марина Войтенко

Экономике предписано разогреться

Марина ВойтенкоПо оценке МЭР, в мае рост ВВП замедлился до 0,2% год к году после 1,7% г/г в апреле и 0,5% г/г в первом квартале. За пять месяцев с начала 2019-го ВВП увеличился на 0,7% в годовом выражении. Основной вклад в колебания макропоказателя внесла динамика промвыпуска: в мае он притормозил до 0,9% г/г после 4,6% в апреле и 2,1% в январе-марте (с исключением сезонного и календарного факторов, по данным Росстата, и вовсе сократился на 0,8% месяц к месяцу). Сказались и более низкие темпы транспорта, агросектора, розничной торговли и реальных заработных плат при нейтральном вкладе строительства и стагнации экспорта (внешнеторговый оборот потерял в январе-мае 0,3%). Российское хозяйство, таким образом остается в околостагнационной колее. В правительстве, признавая, что наблюдаемая макрокартина «не блещет», рассчитывают на перелом ситуации во втором полугодии, что позволит добиться роста-2019 в 1,3% или даже выше. Прогнозы экспертов скромнее – 0,7-1,2% при условии включения серьезных стимулирующих мер. О необходимости дополнительных усилий, «чтобы несколько разогреть экономику уже в этом году», 19 июня прямо высказался (на совещании по достижению национальных целей-2024) премьер Дмитрий Медведев. Как именно это намерение будет осуществляться – ответ, к сожалению, не очевиден.

18 июня Госдума РФ в первом чтении одобрила поправки кабмина к бюджету-2019. Показатели роста ВВП, инфляции, инвестиций и цены нефти оставлены прежними. В сторону некоторого ослабления (с 63,9 рублей до 65,1 рублей за доллар США) пересмотрен лишь курс рубля. Доходы и расходы увеличены соответственно на 1% и 1,4% (на 206 млрд рублей и 257 млрд рублей), размер профицита снижен с 1,8% до 1,7% ВВП. По мнению экспертов, правка носит в основном технический характер. С этим согласен и глава Счетной палаты Алексей Кудрин, не увидевший четкой связи между тратами из бюджета и целями-2024, намеченными к достижению с помощью нацпроектов.

Профицит по итогам января-мая, напомним, составил 2,8% ВВП. Получается, что до конца года на разогрев экономики могут пойти расходы в 1,1% ВВП. Достаточность этой меры, между тем, вызывает вопросы у думского комитета по бюджету и налогам. В заключении депутатов на проект бюджетных корректировок, например, отмечается, что более половины нацпроектов исполнены по ассигнованиям текущего года менее чем на 20%. При этом самая «горячая точка» – эффективность госпрограмм, на которые раскладывается каждый национальный проект. «Реализацию отдельных госпрограмм осуществляют более 30 участников, что на практике приводит к отсутствию межведомственного взаимодействия, несоблюдению сроков согласований и необходимости принятия ответственными исполнителями дополнительных решений по координации деятельности всех участвующих в реализации мероприятий госпрограмм», – отмечается в заключении парламентариев. Узким местом остается и участие регионов. По оценке главы профильного комитета Госдумы Андрея Макарова, более 40% субсидий субъектам РФ, необходимых для реализации нацпроектов в 2020-2021 годах, до сих пор не распределены.

В связи с этим логичным выглядит и общий вывод думцев: финансирование нацпроектов и госпрограмм зачастую не приводит к задекларированному результату. Расширенное воспроизводство неэффективности вызывает беспокойство и в правительстве. Оно и понятно – нацпроектное госуправление подошло к рубежу, за которым нужны уже не «протоколы о намерениях», а реальные действия с понятным результатом.

По данным первого вице-премьера Антона Силуанова, кассовое исполнение по нацпроектам в целом в настоящее время превышает 28%. Проблем с доведением средств в дальнейшем быть не должно, все «технологические детали» отработаны. Тем не менее, процесс работы над нацпроектами требует основательной разбюрократизации. В этих целях предполагается наделить вице-премьеров-кураторов проектов полномочиями самостоятельно вносить изменения в распределение установленных ассигнований, если таковые помогут достижению итоговых целей и результатов. Персональной ответственности прибавится. Однако, как к этим новациям (означающим в том числе отказ от промежуточных, то есть погодовых ориентиров) подстроить мониторинг нацпроектов и общественно-политический контроль за их исполнением остается пока «за кадром».

Гибкости в принятии финансовых решений должно прибавить и правительственное постановление, корректирующее правила работы «фабрики проектного финансирования» ВЭБа. В прошлой версии она могла работать с инвестпроектами в обрабатывающей промышленности, инфраструктуре, высоких технологиях и расширении экспорта. Теперь к этим сферам добавлены строительство, агросектор, образование и здравоохранение.

И эксперты, и официальные лица давно пришли к выводу о том, что эффективность нацпроектов находится в прямой зависимости от качества деловой среды и умения экономических властей управлять возникающими регулятивными рисками. Сигналы кабмина, подаваемые на этот счет на минувшей неделе, оказались неоднозначными.

С одной стороны, в ФАС выразили озабоченность тем, что вокруг «освоения» нацпроектных средств уже начинают формироваться картели. Намерение активно противодействовать такого рода практикам, разрушающим и без того невыдающуюся конкуренцию на российских рынках, воспринято бизнесом с пониманием и ожиданием содержательных разъяснений.

В то же время, гораздо больше вопросов вызвало сообщение о новой версии законопроектов по реформе контрольно-надзорной деятельности (КНД), ключевыми задачами которой являются повышение ее эффективности и изменение направления контроля – он должен стать более «дружелюбным» по отношению к бизнесу и гражданам.

Напомним, первая версия проекта закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», определяющего понятия предмета и объектов контроля, была внесена в Госдуму в начале декабря 2017 года и принята в первом чтении 21 февраля 2018-го. В ходе его обсуждения поступило большое количество замечаний, поправок и предложений. На странице законопроекта, размещенной на официальном портале парламента, сообщается, что документ включен в примерную повестку Госдумы на июль 2019 года.

Однако 16 мая в рамках IX Петербургского международного юридического форума была представлена подготовленная Минэкономразвития новая версия. Тогда же премьер Дмитрий Медведев анонсировал разработку «контрольно-процессуального кодекса» (закона о госконтроле, который будет определять круг лиц, уполномоченных на осуществление надзора, а также перечень и порядок мероприятий, процедуры профилактики и т. д.). Создание «надзорного кодекса» и ревизию отраслевых законов предполагалось завершить к февралю 2020 года. Законопроект МЭР, описывающий «процедурную» часть реформы, отодвигал ее реализацию к началу 2021-го.

Его обсуждение должно было завершиться 13 июня. Но на минувшей неделе стало известно, что и этот вариант отозван. Выступая в Госдуме (18 июня), вице-премьер, глава аппарата правительства Константин Чуйченко анонсировал разработку в течение двух недель «третьего издания» концепции реформы КНД, скорее всего, в виде двух общих законов – «материального» и «процессуального». Создать же единый «надзорный кодекс», видимо, не получится. «На сегодняшний день, в принципе, даже четкого понимания нет, сколько актов, регулируют сферу контрольно-надзорной деятельности. В целом мы исходим из того, что должны значительно сократить количество нормативных актов, и собственно говоря, требования тоже должны быть сокращены», – отметил Константин Чуйченко. Поэтому в течение 2020 года планируется сформировать подзаконное регулирование государственного контроля (надзора).

Делать «исчерпывающие» выводы по поводу содержания предлагаемых изменений в реформе КНД явно преждевременно. Сначала их требуется основательно изучить. Тем не менее, этот «зигзаг законотворчества» вместе с «зависшим» пакетом правовых новаций для проектных соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также предложений по декриминализации бизнеса, вызывают ощущение «паузы» в усилиях правительства по созданию действительно стимулирующей деловой среды. В итоге по-прежнему сохраняется дефицит предпринимательских мотиваций к наращиванию инвестактивности и т.п., а, следовательно, не снижается и риск того, что ожидаемое госрасходное ускорение роста может стать быстропроходящим эпизодом.

К тому же отражение нацпроектов в общественных настроениях только подтверждает обоснованность таких опасений. Согласно исследованию, проведенному Аналитическим центром НАФИ и Советом Федерации в мае-июне 2019 года, треть россиян (37%) знают о нацпроектах в общих чертах, 7% хорошо осведомлены о них, 55% впервые узнали об этом в ходе опроса. Ожидания от реализации – умеренно пессимистические:

- 17% считают, что результат будет достигнут в полной мере;

- 39% респондентов полагают – чего-то добиться удастся, чего-то – нет;

- 20% уверены, что многие проекты не будут выполнены;

- 15% указывают – такой итог коснется всех или почти всех из объявленных инициатив;

- среди основных препятствий «нацпроектизации» на первом месте коррупция (назвали 32% респондентов), на втором – непрофессионализм исполнителей (19%), нехватка финресурсов (17%) – лишь на третьем.

По итогам совещания 19 июня у премьера Дмитрия Медведева глава МЭР Максим Орешкин на своей странице в Instagram написал: российскую экономику ждет 10 ключевых изменений, направленных на повышение роста. Подробностей не привел, пообещав, что они будут обнародованы «через несколько месяцев». По сути, это означает продолжение неопределенности в том, как будет складываться баланс между реализацией нацпроектов и позитивными переменами в инвестклимате, имеющий принципиальное значение для предписанного «разогрева». Решающими в этом остаются мотивации бизнеса, которые формируются в ходе коммуникаций с государством по поводу деталей стимулирующих мер. Если этот процесс откладывать на месяцы, то начало ускорения придется сдвигать еще дальше.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net