Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
17.09.2019 | Политком.RU
Дело «Седьмой студии»
Дело «Седьмой студии» близится к завершению. 11 сентября судья по делу Ирина Аккуратова вернула в прокуратуру для устранения нарушений дело АНО «Седьмая студия» режиссера Кирилла Серебренникова, отметив, что в обвинительном заключении сказано о договоренности присваивать выделенные Минкультом деньги, но не содержится сведений о том, в чем именно заключались противоправные действия обвиняемых.
Подобные нарушения и противоречия, по мнению суда, не могут быть устранены в ходе судебного процесса. Была отменена и назначенная после освобождения обвиняемых из-под домашнего ареста мера пресечения – подписка о невыезде. Возврат дела в прокуратуру с подобными формулировками, сопровождаемый отменой подписки о невыезде, – начало «тихих похорон» дела «Седьмой студии». Как показывает практика, нередко, если дело возвращают на доработку, то обратно в суды оно не поступает.
Напомним, АНО «Седьмая студия» была основана режиссером Кириллом Серебренниковым. По версии следствия, Серебренников и другие сотрудники организации (генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, продюсер Екатерина Воронова, гендиректор Юрий Итин, главбух Нина Масляева), а также начальник департамента Минкультуры Софья Апфельбаум в 2011–2014 годах похитили 133 млн из 214 млн руб., которые Минкультуры выделило организации на развитие проекта по популяризации современного искусства «Платформа». Вину Кирилл Серебренников, как и почти все проходящие по делу «Седьмой студии», отрицает. В апреле 2019 года Кирилл Серебренников и Юрий Итин были переведены из-под домашнего ареста под подписку о невыезде, Алексей Малобродский – под подпиской с мая 2018 года.
В августе появились результаты повторной экспертизы по делу «Седьмой студии», назначенной еще в феврале и ставшей причиной приостановки слушаний по делу. Исследование проводил Центр судебной экспертизы при Минюсте, в качестве специалиста были привлечены замдиректора МХТ им. Чехова Марина Андрейкина и доктор искусствоведения из Государственного института искусствознания Видмантас Силюнас. Эксперты установили, что в 2011–2014 годах на счет «Седьмой студии» поступило 216 млн руб. субсидий из Минкультуры и еще порядка 40 млн руб. из сторонних источников, среди которых были кредиты Альфа-банка и ББР-банка. А объем финансирования, необходимого проекту, сопоставимому с «Платформой», намного превышает средства, полученные и потраченные «Седьмой студией». Результаты предыдущей экспертизы в рамках предварительного расследования, которые и стали основным аргументом СКР по делу о хищении, не устраивали защиту фигурантов дела, указавших на множество ошибок. Сомнения в выводах высказывал и представитель Минкультуры, признанного потерпевшим по делу.
Результаты новой экспертизы, при этом заказанной судом, а не защитой, не смогли дать ответ на вопрос, на что именно использовались выделенные Минкультом РФ средства. Однако предоставили главный вывод, который может использоваться защитой: количество денег, выделенных на проект, было меньше, чем количество потраченных денег в целом. Фактически это означало появление у фигурантов дела алиби: разговоры о том, что что-то было обналичено или некорректно заплачено стали разговорами о нарушении финансовой дисциплины, а не о мошенничестве. После этого возможность серьезного обвинительного приговора свелась к минимуму, а самыми вероятными исходами стали обвинительный приговор до пределов уже отбытого срока, отказ от претензий или возврат дела в прокуратуру. Суд выбрал возврат дела прокурору. Подобное решение позволяет избежать лишней ответственности, да и отказываться от претензий в подобных публичных судебных разбирательствах не принято.
Несколькими месяцами ранее суд вернул в прокуратуру материалы единственного фигуранта дела, признавшего вину, — главного бухгалтера Нины Масляевой – поскольку обвиняемая не смогла точно описать все обстоятельства преступления. Напомним, Масляева дала показания, что руководство «Седьмой студии» распоряжалось обналичивать субсидию, а деньги затем использовало в своих личных целях. После того как она пошла на сделку со следствием, дело выделили в отдельное производство, а затем и вернули в прокуратуру для устранения нарушений.
С Ниной Масляевой в контексте дела «Седьмой студии» в июле появился интересный сюжет. В июле в публичном пространстве всплыла новость, что Масляеву, которая обвиняется в хищении, отпустили под подписку о невыезде - ей разрешили вернуться на прежнее место работы. Возвращение не понравилось худруку театра «У Никитских ворот» Марку Розовскому, обратившемуся к московским властям с просьбой уволить Масляеву. По Трудовому кодексу он не может уволить сотрудника до вынесения приговора суда, при этом театр уже «не может ей доверять». История Масляевой иллюстрирует проблему, часто возникающую с обвиняемыми, идущими на сделку со следствием, и становящимися свидетелями. Она сводится к двум основным моментам: введение таких свидетелей в заблуждение (обманывают, обещают за сотрудничество домашний арест, а по итогу отправляют в изолятор) и репутационные последствия, приводящие к сложностям с дальнейшим поиском работы (или возвращением на старую) и негативным отношением за предательство «своих» со стороны окружающих.
Дело «Седьмой студии» интересно не только само по себе с точки зрения развития событий, итогового решения о возврате дела в прокуратуру и поведением главных действующих лиц, но и иллюстрацией политических тенденций последних лет.
Решение о возврате дела, безусловно, политически значимое и воспринимается как победа над силовиками, которые не смогли посадить Кирилла Серебренникова. Большую роль сыграла активная общественная поддержка Серебренникова и отсутствие информационного вакуума вокруг его персоны. Достаточно вспомнить круг лиц, посетивших премьеру балета «Нуреев» в Большом театре, с которым была связана громкая история о его переносе на фоне дела «Седьмой студии». В числе первых зрителей в день премьеры оказались пресс-секретарь президента РФ Д. Песков с супругой Т. Навкой, члены Попечительского совета Большого театра Р. Абрамович и А. Костин, внесшие значительный финансовый вклад в постановку, гендиректор корпорации «Ростех» С. Чемезов, экс-министр финансов А. Кудрин, гендиректор «Первого канала» К. Эрнст, президент ГМИИ им. Пушкина И. Антонова, владелец, гендиректор и главный редактор «Независимой газеты», председатель Общественной палаты Москвы К. Ремчуков, актеры и режиссеры Р. Виктюк, И. Чурикова, Р. Литвинова, продюсер А. Роднянский, писательница Л. Улицкая, телеведущие В. Познер, К. Собчак, И. Ургант, Св. Бондарчук, адвокат и коллекционер А. Добровинский и многие другие известные персоны. Для большинства из них посещение балета «Нуреев» стало своеобразным протестом против ситуации с Серебренниковым и его арестом.
Несмотря на итоговый развал дела, который многие называют победой, обращает на себя внимание его затянутость, жесткость следствия и суда по отношению к режиссеру и нежелание идти навстречу до момента, пока не было принято политическое решение. Судебный процесс длился более двух лет, хотя дело «Седьмой студии» не клеилось с самого начала, а последние экспертизы, назначенные судом только доказали непричастность Серебренникова и его коллег к хищениям. Несмотря на наличие большого количества очевидных с самого начала нестыковок, следствие занимало подчеркнуто жестокую позицию по отношению к Кириллу Серебренникову: режиссера не пустили даже на премьеру нашумевшего балета «Нуреев».
Дело «Седьмой студии» сыграло свою роль и в отношениях между деятелями культуры и властью. Оно стало своего рода предупреждением творческой интеллигенции держаться подальше от политики. Если в 2011-2012 годах на проспект Сахарова в большом количестве выходили известные режиссеры, артисты, то сейчас подобные случаи значительно более редки. На протесты идут люди, у которых нет формальных и неформальных обязательств перед властью и одновременно есть желание привлечь внимание молодежной аудитории, поддерживающей протесты. Это блогеры, реперы, у которых и так за последние несколько лет накопился ряд проблем во взаимоотношениях с властью. Более же статусные деятели культуры стараются быть более аккуратными, понимая, что портить отношения рискованно и имея перед глазами дело «Седьмой студии».
Комментарии


Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.