Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.12.2019 | Политком.RU
Россия и Беларусь: проблема интеграции
7 декабря в Сочи состоялась встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко, которая продлилась пять с половиной часов. Совместных заявлений президентов для прессы по ее результатам не было. 8 декабря отмечается 20-летие со дня подписания договора о создании Союзного государства – и к этой дате планировалось приурочить подписание документа, в который была бы интегрирована 31 дорожная карта, над которыми работали представители правительств обеих стран.
Первые два часа Путин и Лукашенко беседовали с участием членов делегаций, затем во время обеда они беседовали тет-а-тет. После этого лидеры двух стан продолжили переговоры вместе с главами правительств России и Беларуси Дмитрием Медведевым и Сергеем Румасом, а также с министрами обеих стран.
Единственным официальным лицом со стороны РФ, прокомментировавшим итоги переговоров, стал глава Минэкономразвития Максим Орешкин. По его словам, у сторон осталось небольшое количество спорных вопросов. «Плодотворно поработали. По целому ряду направлений, по сельскому хозяйству, по связи, по таможне, по регулированию нефтяного рынка на самом деле достигли серьезного прогресса, даже по вопросу нефти и газа позиции сторон были очень серьезно сближены».
Объявлено, что с 9 декабря Москва и Минск начнут на экспертном уровне детально прорабатывать полученные на переговорах указания, чтобы сформулировать дорожные карты. Новая встреча президентов намечена на 20 декабря.
Политические ожидания
Интерес к встрече был подогрет заявлением посла Беларуси в России Владимира Семашко, который 29 ноября на полях ХIV международной конференции «Евразийская экономическая интеграция» в Москве сослался на договор о создании Союзного государства 1999 года и высказался по поводу современной ситуации:
«Президенты договорились, что цели заявлены грандиозные и они не должны меняться. Это переход на унифицированное налоговое законодательство, создание единых рынков нефти, газа и электроэнергии, создать единый парламент и правительство с определенными полномочиями, когда независимые Россия и Беларусь отдают наверх определенные управляющие функции с обязательным исполнением. Такая задача сейчас решается»
Посол также сообщил, что из 31 подготовленной дорожной карты углубленной интеграции 20 карт «абсолютно согласованы» по итогам недавней встречи премьер-министров двух стран. До 7 декабря, отметил посол, остается неделя, надо «найти консенсус, компромисс, чтобы минимизировать расхождения».
После такого заявления тема политического объединительного процесса, выходящего за рамки экономических «дорожных карт», стала вновь активно обсуждаться в публичном пространстве. На следующий день, 30 ноября, пресс-секретарь Посольства Беларуси в Москве Олег Мазура заявил, что слова Семашко об общем парламенте и правительстве были вырваны из контекста и не так поняты: «Если внимательно послушать запись, то можно услышать, что посол делает отсылку к союзному договору, где все то, что он сказал, непосредственно определено. Поэтому комментарии здесь излишни».
5 декабря уже Лукашенко, выступая перед депутатами новоизбранного парламента, заявил, что Беларусь не намерена входить в состав России или создавать единый парламент. Назвав Россию стратегическим партнером и союзником, с которым ведется диалог, он отметил, что «Беларусь в этом диалоге настроена на конструктивное взаимодействие, но главное человеческое условие - равноправные отношения, на равноправных началах». В то же время он намекнул на то, что в прошлом году политические вопросы все обсуждались, что связывается в российском экспертном сообществе с одним из сценариев решения «проблемы-2024» (переходом Путина на пост президента Союзного государства, если он будет учрежден):
Если кто-то переживает, что завтра будет общий парламент, на эту тему даже разговоров нет. Если кто-то переживает за то, что завтра у нас будет президент не Лукашенко, а кто-то другой (я имею в виду сейчас, без выборов), тоже не переживайте. Мы не ведем диалог по политическим вопросам. С президентом Путиным еще в Сочи более года назад договорились по-дружески. Я ему говорю: мы не потянем эти вопросы, если начнем их обсуждать.
Результаты встречи
Телеграмм-канал «Незыгарь» сообщил, что беседа Путина и Лукашенко (видимо, та ее часть, которая прошла с участием премьеров и министров) «была эмоциональной, с переходом на личности. Лукашенко несколько раз срывался, поэтому приходилось делать паузу, чтобы разрядить обстановку. Медведев попросил Лукашенко публично извиниться за хамство в адрес членов российского правительства. Белорусскому лидеру было прямо предложено задуматься о целесообразности участия в очередных президентских выборах. Лукашенко возвращается в Минск без результатов».
Официальная «картинка» выглядела не столь пессимистичной, но и большого оптимизма по поводу интеграции также не вызывала. По итогам переговоров 7 декабря посол Семашко заявил, что двум странам осталось согласовать 8 из 31 интеграционных дорожных карт в рамках Союзного государства. Таким образом, на многочасовой встрече были согласованы три дорожные карты - делегациям двух стран удалось договориться по проектам по электроэнергетике и вопросам сотрудничества таможенных служб.
«Пока мы не договоримся по унификации налогового законодательства, невозможно будет развязать этот вопрос. Поэтому там сроки несколько сдвинуты еще на один год», — сказал посол. По его словам, стороны договорились, что вопрос полной компенсации издержек от налогового маневра может быть решен с 1 января 2022 года.
Россия запустила налоговый маневр в нефтяной сфере в 2015 году, его суть заключается в замене экспортной пошлины на нефть на налог на добычу полезных ископаемых. Таким образом, в 2019–2024 годах вывозная пошлина на нефть в России, которую не уплачивала Беларусь при импорте углеводородов, снизится с 30 до 0%, из-за НДПИ цена на нефть для Минска вырастет. Эксперты Всемирного банка предупреждали, что, если Москва не компенсирует Минску издержки, Беларуси может грозить экономическая рецессия.
Кроме того, Семашко отметил, что Минск надеется получить компенсацию в размере $70 млн из-за апрельского инцидента с поставкой по магистральному трубопроводу «Дружба» загрязненной хлоридами российской нефти.
Нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений обнаружили на участке «Дружбы» в Беларуси 19 апреля. Оба белорусских НПЗ сократили объемы переработки, Мозырский НПЗ сообщил о вышедшем из строя оборудовании. Транзит нефти по трубопроводу «Дружба» приостанавливался, так как загрязненное сырье отказались принимать Польша, Германия, Словакия, Венгрия. Чистая нефть начала поступать из России в Беларусь только в начале мая. В июле «Транснефть» сообщила о готовности выплатить в качестве компенсации за загрязнение трубопровода максимум $15 за баррель.
Что касается таможенного вопроса, то Семашко заявил лишь, что «сложная развязка» была найдена на встрече президентов, и «стоит задача до 1 июня 2020 года отработать всю нормативную базу - и белорусскую, и российскую». Этот вопрос является особенно острым, так как речь идет о серых схемах, по которым в Россию поступает «санкционная» продукция. В сентябре «Коммерсант» писал о том, что таможенная политика будет унифицирована вплоть до общей таможенной службы. Однако параметры договоренностей остаются неясными – российская сторона заинтересована в создании общей службы (и реальном контроле над ней), тогда как белорусская – в максимально мягкой и необязывающей конструкции. В то же время белорусский экономист, бывший кандидат в президенты Ярослав Романчук обращает внимание как на понятное недовольство российской таможни, так и на различие интересов внутри самой России:
Раздражение вызывает, например, проект «Бремина-групп», которая строит в Орше гигантский логистический центр с возможностью принимать международные рейсы грузовых самолетов. Понятно, что это делается для того, чтобы привозить товар третьих стран, легализовать его в Беларуси и потом продавать его в России. Лукашенко, конечно же, предпочел бы, чтобы вокруг Путина первую скрипку играли главные бенефициары существующего уклада - номенклатурно-силовые кланы России, которые работают со своими партнерами в Беларуси. Это те чиновники, за которыми стоят нефтяные структуры, структуры, которые вместе с белорусами устраивают в обход санкций схемы поставки и переброски товаров. Это те, кто сумел адаптироваться к современному состоянию союзного государства и уютно себя чувствуют внутри серых схем, контрабанды, творческого отношения к бухгалтерии, налогообложению и господдержке, причем преимущественно за счет российского госбюджета.
Общественное мнение
28 ноября Центр пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО обнародовал результаты исследования о том, какие отношения с Россией считают наиболее приемлемыми жители Беларуси.
В ходе опроса более 57% респондентов заявили что считают наиболее подходящими «союзнические» отношения с Россией, 31,8% - «партнерские»; 10,2% - «нейтральные». Еще 0,2% опрощенных заявили, что отношения двух государств должны быть «враждебными», такая же доля респондентов не смогла ответить на поставленный вопрос.
Нетрудно заметить, что в исследовании не ставился вопрос о возможном уровне интеграции двух стран – его результаты показывают, что отношение к России в Беларуси носит положительный характер, а союзнические отношения можно понимать и как углубление интеграции в политической сфере, и как сохранение в ней статус-кво.
Через несколько дней, 4 декабря, свой опрос опубликовал Институт социологии Беларуси.
По данным исследования 49,9% граждан Беларуси считают, что страна должна быть независимым государством и строить свои отношения с Россией на основе международных договоров. В то же время 36,1% опрошенных считают, что страны должны взаимодействовать по принципу равноправного союза с созданием наднациональных органов управления. Количество сторонников вхождения Беларуси в состав России в 2019 году составило лишь 7,7%.
Из этого исследования неясно, что респонденты понимают под «равноправным союзом», но ясно, что вариант поглощения не пользуется популярностью.
Публикация результатов опросов и их интерпретации были явно приурочены к встрече двух президентов – в случае с исследованием МГИМО они были призваны показать симпатии жителей Беларуси к России, а белорусский институт концентрировал внимание на желании их абсолютного большинства жить в независимой стране. На самом деле, противоречий здесь нет – эта вполне совместимые составляющие.
Результаты недавних опросов подтверждается данными проводившихся ранее исследований. Так, в декабре 2016 года Белорусская аналитическая мастерская Андрея Вардомацкого (BAW, Варшава, открыта в 2012 году) провела исследование, согласно которому 64,9% белорусов хотят видеть свою страну в союзе с Россией, 19,1% — в Евросоюзе. Остальные либо не определились (13,9%), либо отказались отвечать (2,2%)
Ранее, в мае 2016-го, BAW задала вопрос, какими должны быть отношения Беларуси и России. Ответы распределились так:
· Они должны быть такими же, как и с другими странами - с закрытыми границами, с визами, таможнями (6,6%);
· Беларусь и Россия должны быть независимыми, но дружественными странами - с открытыми границами, без виз и таможен (73%);
· Беларусь и Россия должны объединиться в одно союзное государство (13,1%);
· Беларусь должна войти в Россию в качестве субъекта федерации (1,7%).
Остальные респонденты затруднились или отказались отвечать.
Беларусь: оппозиция и власть
Визит Лукашенко в Москву сопровождался акциями протеста в Минске против поглощения Беларуси Россией. 7 декабря оппозиционеры выстроились в цепь на проспекте Независимости, затем перешли на Октябрьскую площадь и провели митинг. После митинга на площади участники акции отправились гулять по городу. Как сказал один из организаторов Павел Северинец, «пусть нас увидят люди». На площади Независимости — молились за избавление Беларуси от лукавого у Красного костела. Потом отправились на площадь Свободы, а оттуда вернулись на Октябрьскую. Демонстранты спокойно обошли весь центр города - у милиции, судя по всему, было указание не вмешиваться.
8 декабря митинг возобновился. Люди выкрикивали такие лозунги, как «Далучайся!» («Присоединяйся!»), «Жыве Беларусь!», «Ніякіх саюзаў з імперскай Расіяй!» («Никаких союзов с имперской Россией!») и «Незалежнасць!» («Независимость!»). Милиция призывала митингующих разойтись и напоминает, что акция не согласована с властями, но задержаний не происходило.
Всего в протестах участвовали от 700 до одной тысячи человек (7 декабря) и несколько сотен (8 декабря). Такой протест для Лукашенко не опасен – не только из-за недостаточной массовости, но и в связи с жестко антироссийской риторикой, которую не разделяет абсолютное большинство населения страны. Напротив, протесты могли использоваться белорусским президентом как средство давления на Москву, демонстрации того, что давление по политическим вопросам чревато выступлениями, причем более массовыми в случае, если Лукашенко вынудят к реальным уступкам.
Тем временем Лукашенко осуществил кадровые замены в своем окружении. Новым главой администрации президента назначен генерал Игорь Сергеенко, ранее бывший первого заместителя председателя КГБ. Телеграмм-канал «Незыгарь» охарактеризовал это назначение без всякого энтузиазма для российско-белорусских отношений, связав Сергеенко со старшим сыном Лукашенко, являющемся помощником президента по национальной безопасности:
«Новый глава АП генерал белорусского КГБ Сергиенко считается креатурой Виктора Лукашенко. Сергиенко отвечал за контрразведку. Специалист по заговору Москвы. Отвечал за чистки агентов России. Выполнял личные поручения семьи. Считается одним из самых преданных людей Лукашенко. Изменения в структуре АП говорят о том, что Лукашенко решил играть по крупному. Вплоть до разжигания конфликтов».
Заместителем главы администрации назначена доктор юридических профессор Ольга Чуприс, которая до последнего времени занимала должность проректора Белорусского университета по учебной работе и образовательным инновациям. Лукашенко охарактеризовал ее как человека образованного, имеющего опыт конституционной работы, причем отметил, что «запрос в обществе на новую конституцию уже существует. Нам придется как минимум корректировать некоторые ее положения, переформатировать власть». Это высказывание можно трактовать как согласие на адаптацию белорусской конституции к потребностям Союзного государства – но, как представляется, более вероятно, что Лукашенко хотел бы переформатировать конституцию для того, чтобы частично «деперсонализировать» свой режим, обеспечив ему будущее и в случае своего ухода с поста президента. В связи с этим интерес может представлять опыт Казахстана, где отставка Нурсултана Назарбаева привела к созданию правящей диархии, в которой экс-президент продолжает играть ведущую роль.
Активно распространяются слухи о возможности очередной замены премьер-министра, хотя нынешний премьер Сергей Румас был назначен на свой пост только в августе прошлого года. Вероятным кандидатом на его место называют Кирилла Рудого, ныне занимающего пост посла в Китае. Рудый – необычный кандидат для белорусских реалий – профессор экономики, он учился в США по программе Фулбрайта (университет Индианы), работал помощником президента по экономическим вопросам, считается сторонником реформ и «западником». Впрочем, реформатором считался и Румас – но за год ему не удалось продвинуться в направлении их реализации.
Корреспондент «Нью Таймс» в Минске Денис Лавникевич утверждает, что «по слухам, Румас уже пять раз сам подавал в отставку, но Лукашенко ее не принимал», а 29 ноября «Лукашенко назначил первым вице-премьером министра экономики Дмитрия Крутого. А первый вице-премьер Александр Турчин был переведен на должность губернатора Минской области. Примечательно здесь то, что Румас даже не был приглашен президентом на эту перетасовку его собственных подчиненных».
Лукашенко уже обещает перемены в правительстве в следующем году – сейчас Румаса увольнять затруднительно, так как он ведет переговоры с Россией по дорожным картам. Однако после достижения (или недостижения) договоренностей к концу года отставка становится куда более вероятной. В любом случае, Лукашенко будет делать все, чтобы интеграция была как можно более «мягкой» и выгодной для Беларуси. Его излюбленная тактика вязких переговоров и активного торга, сопровождающихся резкими высказываниями в совокупности с заверениями в приверженности союзническим отношениям с Россией, в полной мере сохраняет свою актуальность.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.