Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.01.2020 | Марина Войтенко
Социальная политика экономического роста
В 2019 году население РФ сократилось на 259,6 тыс человек при снижении рождаемости на 7,6%. Демографические прогнозы улучшения ситуации не предсказывают. Согласно базовой версии (опубликована Росстатом 27 декабря), к началу 2036 года в стране будут жить 143 млн человек. Такая динамика, по экспертным оценкам, уже в ближайшие годы способна вычитать более 0,2 п.п. из потенциального роста ВВП. Причем негативные эффекты такого рода тем выше, чем ниже скорость российской макродинамики, включая реальные зарплаты и доходы россиян. При этом низкий уровень последних прямо и непосредственно отзывается тревожностью демографических трендов. Разорвать этот порочный круг призвана достройка логики экономической политики в ближайшие годы, главные задачи которой сформулированы в Послании Президента РФ Федеральному собранию. У нового правительства по сути уже нет выбора: существенное увеличение реальных располагаемых доходов населения на основе достигнутой макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости попросту недостижимо без повышения текущих темпов ВВП в 1,5-2 раза.
Среди озвученных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию новаций: увеличение пособия для малообеспеченных семей с детьми и расширение программы материнского капитала, закрепление в Конституции РФ обязательства государства по индексации пенсий и нормы о величине МРОТ не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Для снижения рисков роста социальной нагрузки на бюджеты регионов предусмотрен возврат им из федеральной казны 2/3 расходов на предоставляемый бизнесу инвестиционный налоговый вычет. Это, по мнению аналитиков МЭР, высвободит средства для капвложений и, как следствие, позволит увеличить уровень доходов работников предприятий в целом.
На реализацию нового пакета мер соцподдержки потребуется в текущем году, по оценкам, до 500 млрд рублей, в последующие годы – много больше – до 2024-го в целом около 4 трлн рублей. Ресурсы в принципе есть, но необходимо произвести их перераспределение по статьям федерального бюджета. На 2020 год перешли, например, 1,115 трлн рублей непрофинансированных госрасходов. Профицит консолидированного бюджета при этом в январе-ноябре 2019 года достиг 4,2 трлн рублей, федерального – 3,099 трлн или 3,1% ВВП, по оценке Минфина, тогда как законом о бюджете предусмотрен профицит-2019 на уровне 1,4% ВВП (1,48 трлн рублей).
С точки зрения текущей экономической динамики новый пакет поддержки направлен на преодоление «ловушки слабого спроса». По предварительным расчетам Минэкономразвития, дополнительный эффект на рост инвестиционной активности составит 1 п.п., а совокупная прибавка к росту ВВП составит 0,3 п.п. относительно траектории без озвученных мер. Кроме того, его реализация во втором полугодии-2020 добавит динамике реальных располагаемых доходов населения 1 п.п. (около 0,5 п.п. в целом за год). В том числе доходы 20% наименее обеспеченных домохозяйств вырастут дополнительно в среднем на 10 п.п., придав ускорение в 1,3 п.п. темпам снижения уровня бедности.
Экспертные оценки более скромные. По оценке Всемирного банка и Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) в доходах самых бедных доля адресных пособий в среднем по регионам не превышает 2% при том, что социальные выплаты составляют около 3% ВВП РФ. Согласно расчетам РАНХиГС на основе данных 2018 года, потенциал снижения показателя бедности в стране в целом составляет лишь 0,6 п.п. Понятно, что без повышения эффективности затрат на соцподдержку добиться желаемого результата не удастся.
Стоит отметить, что активизация усилий по продвижению по этому маршруту постепенно нарастает. В отношении бедных семей в пилотном режиме уже тестируются схемы социального контракта, к 2021 году предполагается их распространение на всю страну. В сентябре-2019 Госдумой в первом чтении принят закон о едином реестре населения, призванный обеспечить эффективность адресной соцподдержки с учетом доходов каждого домохозяйства. Выступая перед парламентариями, 16 января новый премьер Михаил Мишустин выразил надежду на то, что задача формирования системы социально-адресной помощи будет полностью решена в течение двух лет.
Между тем, без включения рыночных механизмов увеличения доходов, стимулирующих рост зарплат и вовлеченности в предпринимательскую деятельность, значимого повышения благосостояния россиян ожидать не приходится. По экспертным оценкам, уверенное исполнение социальных обязательств гарантировано при ускорении экономической динамики от 2,5% и выше.
Ожидаемый макроэффект от пакета социально-политических мер, обозначенных в президентском послании Федеральному собранию, обусловил пересмотр прогнозов-2020 российской экономики. На минувшей неделе свои оценки до 1,8% (сразу на 0,4 п.п.) повысили в Альфа-банке и международном рейтинговом агентстве S&P. Причем последнее одновременно подтвердило суверенный кредитный рейтинг России на уровне ВВВ- со стабильным прогнозом. Причиной решений в агентстве назвали смягчение денежно-кредитной и бюджетной политик вкупе с эффектом низкой базы. При этом в пресс-релизе особо отмечены «взвешенность и надежность макроэкономической политики, которую можно считать одной из наиболее сильных среди стран с развивающейся экономикой». Аналитики S&P также выразили надежду на то, что новое правительство сохранит преемственность в ее проведении.
Существенного превышения темпов роста в 1,8% в РФ, тем не менее, на среднесрочном треке в агентстве не ожидают. Соответствующий прогноз все еще хуже, чем для других стран с сопоставимым уровнем развития. По мнению многих российских экспертов, основанием для такого вывода по-прежнему остается значительная инерция структурных ограничений развитию. В четвертом квартале 2019 года они, например, вновь проявились в стагнации внутреннего спроса и снижении внешнеэкономических показателей. Индекс потребительской уверенности (опубликован Росстатом 17 января), отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в октябре-декабре по сравнению с третьим кварталом не изменился и составил минус 13%.
Внешний спрос тоже не обнадеживает. По данным ЦБ РФ, активное сальдо торгового баланса в 2019 году сократилось на 16,1% до $163,1 млрд ($194,4 млрд в 2018-ом), профицит счета текущих операций снизился на 37,8% до $70,6 млрд ($113,5 млрд). Вместе с тем, 2019 год принес и позитивную новость: прямые инвестиции нерезидентов в компании РФ в сравнении с 2018-м выросли в 4,6 раза (с $5,9 млрд до $26,9 млрд). По мнению экспертов, тренд может получить продолжение при повышении в РФ темпов общеэкономического роста.
В послании Федеральному собранию Владимир Путин высказался на этот счет абсолютно однозначно: в 2021 году темпы роста ВВП должны быть выше мировых. Основания этому – структурные изменения национальной экономики, увеличение ее эффективности, запуск нового инвестиционного цикла (начиная с 2020 года, ежегодный прирост вложений в основной капитал должен составлять не менее 5%). В послании ясно сформулированы и условия, необходимые для стимулирования инвестиций:
· неизменность в течение шести лет налоговых условий для бизнеса;
· принятие и введение в действие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений (налоговые кондиции для крупных проектов должны быть стабильными на срок до 20 лет, а требования и нормативы при строительстве производственных объектов зафиксированы на три года);
· компенсация за счет федеральных средств (по оценке, в 2020 году – 80-100 млрд рублей) двух третей выпадающих доходов субъектов РФ от применения инвестиционного налогового вычета;
· завершение в текущем году реформы контрольно-надзорной деятельности (ключевые законопроекты, как ожидается, пройдут первое чтение уже в начале февраля);
· принятие поправок, убирающих размытые нормы уголовного законодательства в части так называемых экономических составов;
· финансирование за счет средств ФНБ, превышающих 7% ВВП, проектов, снимающих инфраструктурные ограничения развитию регионов;
· предоставление экономике «длинных денег» и повышение доступности кредита для ее реального сектора.
Исполнение этих задач – безусловный приоритет в деятельности нового Правительства РФ. При этом, как подчеркивает премьер Михаил Мишустин, предстоит «серьезно заниматься институциональными реформами», добиваться «нового качества управления», когда «государство должно являться цифровой платформой, созданной для людей», возвращать «может быть, утраченное доверие между властью и бизнесом», убирая «излишние издержки давления на него» и снимая «ограничения и барьеры». Послание Президента РФ Федеральному собранию, уверен Михаил Мишустин, «придает национальным проектам еще более глубокий смысл и связывает их в единую масштабную программу». В связи с этим вовсе не удивительны ожидания в экспертном сообществе того, что опыт обретенный в ФНС, будет в первую очередь применен новым главой правительства в администрировании нацпроектирования.
Текущие результаты здесь пока маловыразительны. 18 января Минфин отчитался: расходы по нацпроектам в 2019 году исполнены на 91,2% (1,6 трлн из 1,75 трлн рублей). Между тем, еще по итогам трех кварталов этот показатель насчитывал чуть более 52%. Такая ударная денежная накачка уже вызывает вопросы насчет эффективности трат в условиях до конца не сложившейся системы (на что убедительно указывает мониторинг Счетной палаты) управления этими финансовыми потоками:
- из 528 показателей национальных и федеральных проектов лишь 55 отражены в планах работы министерств и ведомств;
- на 1 декабря 2019 года 64 региона не подтвердили установленный Минстроем показатели по вводу жилья в рамках соответствующего нацпроекта;
- по многим другим лица, непосредственно ответственные за исполнение проектов (например, главы регионов), не распоряжаются выделяемыми бюджетными ресурсами;
- нормативно-правовая база практически всех нацпроектов не разработана в полном объеме, в том числе нередко отсутствует определение вклада в достижение национальных целей-2024.
Эти и другие факты ясно указывают на необходимость содержательной доработки ряда нацпроектов (прежде всего, «Цифровой экономики», «Экологии» и «Образования»), без которой они будут постоянно находиться под риском недофинансирования.
Курс на повышение социальной отдачи экономического роста, ясно заявленный в президентском послании, при последовательной реализации способен придать дополнительной энергии ускорению российской макродинамики, становящейся самоподдерживающимся и долговременным процессом. Чтобы реализовать этот позитивный потенциал, однако, необходимо преодолеть ловушку низкого качества институтов и госуправления в целом, в которой РФ оказалась в последние годы. Наиболее наглядно это проявляется в состоянии деловой среды, по сути не стимулирующей инвестактивность и сокращающей число негосударственных экономических субъектов (в 2019 году общее количество коммерческих компаний, сведения о которых содержатся в едином госреестре, сократилось на 15,3%). Главная надежда со сменой правительства связана именно с переменами в бизнес-климате и готовности к диалогу по всем азимутам. Первые «сто дней» нового кабмина покажут, насколько она оправдана.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.