Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.02.2020 | Политком.RU
Конституционная реформа: поправки Клишаса-Крашенинникова
В начале февраля Комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции. Всего в комитет поступила 21 поправка к главе «Судебная власть и прокуратура», восемь из которых были приняты. Все они подготовлены сопредседателями рабочей группы и руководителями профильных комитетов Госдумы и Совфеда Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом. Обсуждавшиеся поправки касаются судебной власти, прокуратуры и влияют на сокращение полномочий Совета Федерации.
Напомним, в послании Федеральному собранию 15 января президент России Владимир Путин предложил изменить Конституцию и «провести голосование граждан страны» по всему пакету поправок. Анонсированная реформа включает в себя три основных блока, касающихся самой конструкции власти, стабильности этой конструкции, в том числе и с учетом внешних факторов, и социальный блок, который должен замотивировать граждан принять участие в голосовании по всему пакету предлагаемых поправок. Центральное место занял блок поправок о совершенствовании государственного устройства путем перераспределения полномочий между ветвями власти.
Спустя несколько часов после оглашения послания Федеральному Собранию было объявлено о роспуске правительства. Новым премьер-министром стал экс-глава ФНС Михаил Мишустин. 16 января была сформирована рабочая группа по подготовке пакета поправок в Конституцию, в состав которой вошли 75 человек, включая и общественных деятелей. Сопредседателями рабочей группы стали глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, а также академик РАН Талия Хабриева. Кроме того, в состав группы вошли писатель Захар Прилепин, двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева, музыкант Денис Мацуев, врач Леонид Рошаль, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие.
На пленарном заседании Госдумы РФ законопроект в качестве официального представителя президента презентовал председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. В поддержку законопроекта выступили представители всех парламентских партий. 23 января конституционная реформа была поддержана единогласным голосованием депутатов Госдумы в первом чтении: за нее проголосовали 432 депутата.
Следующим этапом стала подготовка поправок ко второму чтению. 5 февраля комитет Госдумы по законодательству начал рассмотрение поправок к президентскому законопроекту об изменении Конституции, в частности, касающихся седьмой главы Конституции («Судебная власть и прокуратура»). Базовый законопроект, внесенный в Госдуму президентом, предлагает:
· Наделение Конституционного суда (КС) правом по запросу президента проверять конституционность законопроектов, принятых Федеральным собранием, до их подписания главой государства.
· Возможность КС оценивать на соответствие Конституции РФ законы и нормативно-правовые акты органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня без оговорки относительно разграничения предметов ведения федерации и регионов.
· Право президента в определенных случаях вносить в Совфед представление об отрешении от должности судей КС. Сейчас такие представления может вносить сам КС.
· Сокращение состава судей КС с предусмотренных Конституцией 19 до 11.
Поправки, предлагаемые ко второму чтению Клишасом-Крашенинниковым, и одобренные профильным комитетом, корректируют предложенный президентом законопроект по следующим направлениям:
- Порядок назначение генпрокурора.
Базовая версия законопроекта предлагает сохранение действующего порядка: назначение и увольнение генпрокурора Советом Федерации по представлению президента.
Предложение: генпрокурор назначается президентом после консультации с Советом Федерации и освобождается от должности главой государства.
Главный аргумент подобной инициативы – сделать процесс назначения генпрокурора более независимым от Совета Федерации и исключить кризисные ситуации, когда верхняя палата отказывается поддержать представление президента о назначении или отставке генпрокурора, как это часто случалось в 1990-е гг.
Предлагаемая поправка сужает полномочия Совета Федерации: фактически, президент будет застрахован от ситуации, когда Совет Федерации блокирует назначение предлагаемых им кандидатов.
- Право КС отказывать заявителю по причине не исчерпанности всех других возможных средств защиты.
Базовая версия законопроекта оставляет текущий порядок: жаловаться в КС можно будет не после апелляции, как сейчас, а только после кассации. Сейчас закон о КС считает жалобу допустимой, если «закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде». Фактически заявитель должен приложить к жалобе в КС вступивший в законную силу судебный акт первой инстанции, для чего совершенно не обязательно обращаться в вышестоящий суд, достаточно выждать определенное время.
Предложение: жалобы в КС граждане могут подавать лишь после того, как ими «исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты».
Аргумент – позволит безболезненно пережить сокращение состава судей КС с 19 человек до 11.
Предлагаемая поправка, с одной стороны, снизит нагрузку на судей, что в контексте сокращения их числа позволит не увеличивать сроки рассмотрения дел и не повлияет на качество решений. С другой стороны, доступ в КС граждан затруднится, а сам КС будет менее гибок и быстр в реагировании.
- Другие поправки, поддержанные Комитетом, преимущественно технические и связаны с переносом на уровень конституции ряда положений, закрепленных в других законах и уточнения ряда конституционных норм.
Обсуждались на заседании Комитета Госдумы по законодательству и другие предложенные поправки, касающиеся деятельности судов, но были отвергнуты. Так, скепсис вызывало предложение депутата от КПРФ Дениса Парфенова расширить запрет чиновникам, депутатам и судьям иметь иностранное гражданство и вид на жительство в другом государстве на ближайших родственников и наследников первой и второй очереди. Не получила одобрения комитета и идея депутата от ЛДПР Сергея Иванова об увеличении минимального возраста судьи с 25 до 30 лет.
В публичном пространстве активно обсуждаются разнообразные громкие инициативы, предлагаемые отдельными депутатами и партиями, начиная от запрета на аборты, заканчивая предложениями по изменению преамбулы Конституции и упоминания Бога в тексте Конституции. При этом большая часть предлагаемых поправок – партийный или самопиар, призванный привлечь внимание к деятельности партии или отвлечь внимание от содержательных, важных в контексте будущего устройства власти, инициатив. Так, например поправки Клишаса-Крашенинникова с большой долей вероятности будут приняты, поскольку представляют собой позицию ведущей фракции по вопросу изменения Конституции (по словам руководства фракции), а фактически – просто оформляют решения, принятые на президентском уровне.
Власть пытается найти баланс, выстраивая новую конструкцию. С одной стороны, ограничиваются возможности следующего президента: сможет избираться только на два срока (без «подряд»), ограничен в формировании правительства. С другой стороны, главным форматором исполнительной власти все же останется президент, а Россия – президентско-парламентской республикой. Роль Совета Федерации, которая изначально должна была только расширяться, наоборот начали сужать обратно в локальных моментах при помощи поправок во втором чтении. Вспомнился накопленный опыт 1990-х, что привело к попытке снизить возможность возникновения кризисных ситуаций, когда президент не сможет провести нужные ему решения через Совет Федерации. Идеальная конструкция, по мнению власти, которую сейчас пытаются выстроить, должна, с одной стороны, не позволять президенту доминировать и занимать свой пост большое количество сроков, с другой - широта полномочий и устойчивость положения должна позволять ему удержать контроль над ситуацией в стране даже при падении рейтингов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.