Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.03.2020 | Марина Войтенко
Новая реальность – приближение «идеального шторма»
Минувшая неделя вписала очередную страницу в историю обвалов на фондовых рынках. Из 30% потерь капитализации мировых акций с начала текущего года на один только четверг 12 марта пришлась как минимум треть. Такова цена коррекции вслед за объявлением ВОЗ пандемии коронавируса вкупе с карантинными мерами, установленными в большинстве стран с ведущими экономиками. Последовавший затем технический отскок индексов 13 марта (как реакция на введение режима чрезвычайной ситуации в США и меры центробанков, направленные на поддержку инвесторов) не ослабил экспертных ожиданий новых витков финансовой турбулентности, способных в близкой перспективе столкнуть глобальное хозяйство в новую рецессию. В Правительстве РФ пока не видят рисков напрямую столкнуться с ней в 2020 году, правда, с оговоркой: если не случится новых внешних шоков. На случай резкого ухудшения положения на рынках у кабмина и ЦБ РФ есть план действий. Обращаться к нему, считает первый вице-премьер Андрей Белоусов, преждевременно. Тем не менее, уверен он, «нефть по 35» может означать «новую устойчивую реальность», в которой «предстоит жить какое-то длительное время».
Ее первые признаки (по оценке Минфина и Счетной палаты): вероятный по итогам года дефицит бюджета в 0,9-1,0% ВВП, сокращение на 2-3 трлн рублей нефтегазовых доходов, значимая вероятность снижения темпов роста-2020 до околонулевого уровня. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупреждает: серьезных изменений в лучшую сторону (например, в снижении бедности), скорее всего, не произойдет. Понятно, что такая перспектива требует серьезных перемен в содержании экономической политики с учетом происходящего в мире в целом.
Общее текущее ощущение экспертов относительно ситуации в глобальном хозяйстве: на часах, отсчитывающих время наступления «идеального шторма», «без пяти двенадцать». По оценкам финаналитиков на пороге рецессии уже находятся экономики (включая Китай, Еврозону и Японию), на долю которых приходится 35% мирового ВВП. На финрынках (прежде всего в США, Еврозоне и Великобритании) регуляторы уже по сути перешли к кризис-менеджменту. Причем наблюдатели оценивают возможную эффективность таких действий почти исключительно с точки зрения того, насколько удастся оттянуть наступление «большой рецессии» в условиях сохраняющейся неопределенности по поводу сроков пика пандемии.
ü По итогам внеочередного заседания 3 марта ФРС США уже снизила ставку по федеральным фондам сразу на 0,5 б.п. Но этого оказалось мало. Череда непрерывных пике фондовых рынков, начиная с 9 марта, заставила перейти к дополнительным экстренным мерам в виде беспрецедентной поддержки ликвидности в форме покупки по сделкам репо казначейских обязательств на $1,5 трлн до конца минувшей недели и по $500 млрд еженедельно до 13 апреля.
ü Европейский Центральный банк (ЕЦБ) на минувшей неделе сохранил базовую ставку на уровне 0,00%, ставку по депозитам – на уровне минус 0,5%, ставку по маржинальным кредитам – на отметке 0,25%. Но при этом еврорегулятор объявил о расширении до конца 2020 года программы выкупа активов на €120 млрд и запуске дополнительных программ LTRO.
ü Правительство Японии утвердило второй пакет финансовой поддержки экономики в размере 430,8 млрд иен ($4,1 млрд), который будет направлен на поддержку малых и средних предприятий. Общий объем средств, которые правительство выделит на стимулирование экономики, составит 1,6 трлн иен.
ü ЦБ РФ с 10 марта начал продажу валюты на внутреннем рынке, в ближайшие 30 дней к мерам по стабилизации финансовой системы должны быть подключены средства ФНБ. Кроме того, регулятор ввел временные послабления для банков с точки зрения оценка заемщиков и провел 13 марта аукцион репо «тонкой настройки» в объеме 500 млрд рублей.
ü Банк Англии по итогам специального заседания принял решение понизить базовую процентную ставку на 50 б. п. до 0,25% и объявил о запуске программы «Схема срочного финансирования с дополнительными стимулами для малых и средних предприятий (TFSME)».
ü Народный банк Китая 13 марта объявил о снижении норматива резервирования для банков, благодаря чему в систему вернется ликвидность примерно на 550 млрд юаней.
Однако вряд ли это исчерпывающий перечень действий регуляторов. В текущем месяце должны пройти плановые заседания: комитета по открытым рынкам ФРС США (17-18 марта), Банка Японии (18-19-го), Банка Англии (26 марта), по итогам которых финаналитики ожидают новых решений о смягчении денежно-кредитной политики (ДКП). Во всяком случае многочисленные опросы показывают, что рынки уже закладываются на возвращение ставки Федрезерва на минимумы 2015 года – 0,00-0,25% годовых, а в публичное пространство вернулся мем «вертолетные деньги».
Вместе с тем, ожидания рецессии крепнут. Эксперты Bloomberg Economics повысили шансы на вступление США в рецессию до 53% против 24% по февральской оценке. Возможно, к такому скачку модельных изысканий экономистов привела сверхвысокая волатильность рынков и отсутствие определенности по поводу сроков прохождения пика пандемии Covid-19 (в декабре-2018 вероятность выхода экономики Штатов в минус доходила до 50%, но тревога, правда, оказалась тогда ложной), но нынешнее его значение – самое высокое с 2009 года.
Согласно февральскому прогнозу Еврокомиссии, в текущем и следующем годах ВВП Еврозоны должен увеличиваться темпом в 1,2%. Однако с учетом ситуации с коронавирусом, полагает глава генерального директората ЕК по экономическим и финансовым делам Маартен Вервей, в 2020-ом «очень вероятно, что рост в еврозоне и ЕС упадет ниже нуля, и потенциально это может быть даже значительно ниже нуля». Экономический подъем вернется в Евросоюз в 2021 году – заявил он на пресс-конференции 13 марта.
Нисходящую динамику демонстрирует барометр торговли услугами Всемирной торговой организации (ВТО). В сентябре 2019 показатель был на уровне 98,4 пункта, сейчас – 96,8 пункта (линия раздела между спадом и ростом деловой активности – 100 пунктов). При этом в материалах ВТО отмечается, что его текущее значение не в полной мере отражает экономическое воздействие вспышки COVID-19 (так как отражает январскую ситуацию) и он, вероятно, продолжит снижаться в ближайшие месяцы. К сожалению, сомневаться в этом не приходится. Об этом свидетельствуют и результаты проведенного бизнес-школой Университета Чикаго на минувшей неделе опроса 74 экспертов из университетов США и Европы. Вероятность рецессий в этих экономиках, даже при условии взятия под контроль панднмии, определена в 62% и 82% соответственно.
Согласно новому прогнозу JPMorgan, экономика США может сократиться на 2% в первом квартале 2020 года и на 3% во втором, Еврозоны – на 1,8% и 3,3%. То есть, уже в ближайшее время может наступить так называемая техническая рецессия (когда рост ВВП сокращается два квартала подряд). Несколько более оптимистичны эксперты Конференции ООН по торговле и развитию. Как следует из опубликованного 9 марта доклада ЮНКТАД, мировой экономический рост-2020 вследствие негативного влияния коронавируса покажет торможение с предполагавшихся в январе 2,7% до 1,7%, в Китае – с 6,0% до 4,9%, США – с 2,0% до 1,2%. Государства Евросоюза, Канада и Мексика, по мнению экспертов, недосчитаются от 0,9 до 0,7 п.п. предполагавшейся скорости.
Новая реальность находит отражение и в оценках макроэкономического положения РФ. 11 марта Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) сообщило, что рассчитываемый им индекс финансового стресса, который характеризует близость финсистемы к состоянию кризиса достиг 3,12 пункта, перешагнув критический порог в 2,5 пункта. Примечательна и оговорка аналитиков: в начале 2016 года индекс тоже «зашкаливал», но непродолжительное время, кризиса в итоге не последовало. В свою очередь ЦБ РФ 13 марта заявил, что российская финансовая система ныне готова к внешним шокам лучше, чем в 2014-2015 годах, а сам регулятор имеет полный набор инструментов для поддержания ее стабильности и может их оперативно задействовать, если этого будет требовать ситуация.
Важным критерием ее оценки является инфляция. МЭР и Банк России ожидают ее более быстрого возвращения с низких уровней последних месяцев (в марте она ожидается в 2,3-2,4% в годовом выражении) к таргету в 4%. Текущий недельный шаг роста ИПЦ, напомним, составляет 0,1% (с начала года накопленным итогом – 0,9%).
В ЦБ РФ отмечают, что обоснованный прогноз роста цен, а тем более его ускорения, затруднен возросшей неопределенностью относительно замедления мировой экономики и возможного притормаживания внутреннего потребительского спроса. На среднесрочном треке дезинфляционные факторы могут вновь усилиться, несмотря на значимые краткосрочные риски эффекта «переноса» ослабления рубля во внутренние цены (стрессовый сценарий регулятора, заметим, не исключает кратковременных отскоков инфляции к 6,5-8,0% г/г). Свой прогноз-2020 ЦБ РФ, очевидно, скорректирует на заседании Совета директоров 20 марта. Экспертные же версии пока находятся в интервале от «близко к таргету» (4-5% г/г) до 8-10% г/г.
Среди существенных, но скорее всего, краткосрочных проинфляционных факторов особое место занимает ослабление рубля. Модельные расчеты (например, аналитиков «БКС Премьер») при прочих равных условиях соотношения валютного курса и нефтецен показывают в среднем следующую зависимость: при снижении котировок к интервалу $20-25 за баррель доллар США дорожает до 85 рублей и выше; при ценах в диапазоне $30-40 за баррель курс будет колебаться в пределах 75-80 руб/$ при среднегодовом тренде около 70-73; при «нефти по 50» и выше доллар будет слабеть до рамки в 65-70 рублей с выходом на среднегодовой уровень в 68-69 рублей.
В Минэнерго ждут восстановления цен на нефть до $40-45 за баррель во втором полугодии. При нулевом росте или даже снижении мирового спроса в 2020-ом через 4-6 месяцев станет заметно падение нефтедобычи на дорогих проектах в мире. При этом цены будут двигаться к новому равновесному уровню в $45-55 за баррель.
Заметим, однако, что эти допущения для прогноза курса во многом условны. Эксперты обращают внимание на труднопредсказуемость поведения нерезидентов на рынке ОФЗ (их доля – примерно треть внутреннего долгового рынка). Снижение же аппетита к российскому риску (отток «hot money») вполне способно даже при текущих нефтекотировках поднять доллар до 80 рублей и выше. К тому же тенденцию к ослаблению рубля задает состояние торгового и платежного баланса РФ (в первую очередь счета текущих операций) – их профициты в январе-феврале сократились на 26% и 29,2% соответственно. Продолжение тренда (даже плавное) может увести сальдо СТО в отрицательную область уже в апреле (оценка аналитиков Райффайзенбанка). Переломить действие этого фактора ослабления рубля могло бы достижение нового компромисса в рамках ОПЕК+. Но вероятность этого в первом полугодии остается невысокой.
Новая реальность, утвердившаяся в pax economica, требует корректировки макропрогнозов. Их официальные версии в отношении РФ безнадежно устарели. Экспертные же предположения сильно размашисты: от спада на 1,5-2,0% до роста на 1,0-1,5% в зависимости от допущений по срокам прохождения пика пандемии коронавируса, начала восстановления глобальных цепочек поставок, перемен к лучшему в нефтеценовой конъюнктуре и т.п. Уровень усредненного прогнозного оптимизма, между тем, заметно снизился. В начале марта (еще до развала сделки ОПЕК+) в ОЭСР ожидали роста-2020 российского ВВП на 1,2%, в конце первой декады текущего месяца в ЮНКТАД – уже лишь на 0,5%. Правда с оговоркой, что более высокий темп будет зависеть от расширения государственных и частных инвестиций.
По оценке Минфина, все принятые обязательства по госрасходам на ближайшие три года исполнимы и способны, таким образом, стать дополнительным стимулом и фактором определенности для экономики. Потрясения на мировых рынках не изменят бюджетные планы, оснований для расходных сокращений нет. Тем не менее, возможны изменения в приоритетах трат и источниках их финансирования. Наступление «идеального шторма» в мировой экономике, естественно, потребует дополнительной поддержки ряду отраслей и субъектов РФ.
Существенное изменение условий российской макродинамики не оставляет альтернатив проведению активной контрциклической политики, главным смыслом которой остается запуск нового инвестиционного цикла. Императивной предпосылкой этому по-прежнему является синергия регулятивных действий правительства и денежных властей и усилий бизнеса. По итогам-2019 капвложения в РФ выросли на скромные 1,7% притом, что прибыль предприятий и организаций за год увеличилась на 17,5%. Раскрытие потенциала инвестактивности, однако, достижимо только на основе создания стимулирующей деловой среды. Ряд принципиальных решений на этот счет уже принят. На минувшей неделе кабинетом министров одобрены поправки ко второму чтению проекта закона о соглашениях по защите и поощрению капиталовложений, законопроект об экспериментальных правовых режимах для цифровых новаций. Госдума приняла закон о гарантийной поддержке малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, это по сути лишь первые шаги по системной трансформации делового климата, адекватные новой реальности.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.