Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

23.03.2020 | Марина Войтенко

Антикризисные меры – консолидация регуляторов

Марина ВойтенкоОфициальные данные по макропоказателям ведущих экономик в первом квартале появятся не ранее середины апреля, по итогам полугодия – и того позже – во второй декаде июля. Тем не менее, и состояние финансовых рынков, и действия центральных банков и правительств ясно указывают на аналогию с ситуацией последних месяцев 2008 года. Для большинства международных экспертов на минувшей неделе глобальная рецессия стала базовым сценарием с прогнозами роста общемирового ВВП-2020 около 1% и даже ниже. По результатам января-марта отрицательные темпы, скорее всего, покажут США, Великобритания, Еврозона, Япония и, не исключено, Китай. Тренд способен усилиться во втором квартале, а затем смениться восстановлением во втором полугодии, если мировой пандемический кризис к началу или середине лета все-таки пройдет свой пик. Сохраняющаяся неопределенность и широкая вариативность оценок продолжительности этого внешнего по отношению к pax economica шока на деле, однако, лишь подстегнула оперативные и по сути синхронные действия регуляторов в странах (включая Россию) с общей долей в глобальном ВВП, превысившей 50%.

При этом принципиально, что принимаемые решения (в этом их главное отличие от 2008 года) имеют превентивный характер, пока не зафиксированы крупные банкротства и дефолты в корпоративных секторах, вызывающие масштабные негативные социальные последствия.

Первым на очередные экстренные меры пошел Федрезерв США. 16 марта по МСК (15-го по местному времени), не дожидаясь планового заседания FOMC (17-18 марта) он снизил свою базовую ставку сразу на 1 п.п. до 0,00-0,25%. Одновременно было объявлено о снижении так называемой дисконтной ставки до 0,25% (по ней банки могут занимать напрямую у ФРС в случае непредвиденного дефицита ликвидности); обнулении требований к банкам по резервированию (ранее норма составляла 10%); расширении программы выкупа с рынка ценных бумаг в ближайшие месяцы дополнительно на $700 млрд (в результате активы ФРС увеличатся по меньшей мере до $5 трлн).

Эстафету ФРС готова принять администрация Дональда Трампа. В рамках масштабного пакета стимулирующих мер, призванных поддержать американскую экономику в условиях пандемии, Белый дом планирует направить $500 млрд на прямые денежные выплаты гражданам в течение ближайших трех недель с возможностью повтора субсидирования домохозяйств, если через шесть недель кризис не завершится. Кроме того, предполагается выделение $300 млрд предприятиям малого бизнеса для того, чтобы они могли продолжать платить зарплаты своим сотрудникам, порядка $200 млрд на кредитование Федрезервом компаний из отраслей, испытывающих наиболее серьезные трудности (в том числе, авиакомпаний), и т.п. В общей сложности пакет стимулов, который американские законодатели должны будут одобрить уже в начале текущей недели, может достигнуть объема $1,5-2 трлн и даже более (примерно 7-10% ВВП США).

Аналогичные действия предприняли и регуляторы Великобритании. Банк Англии 19 марта на втором внеочередном заседании за месяц понизил ставку на 15 б.п. до 0,1% (11 марта – на 50 б.п. до 0,25%) и объявил об увеличении выкупа активов с рынка с £435 млрд до £645 млрд. Заявлена и бюджетная программа мер поддержки бизнеса и населения объемом в £330 млрд (15% ВВП страны).

Европейский центральный банк в дополнение к объявленной ранее программе выкупа облигаций эмитентов еврозоны на €120 млрд евро 17 марта анонсировал новую – на €750 млрд, которая будет действовать до конца 2020 года. Программы бюджетной поддержки в каждой стране ЕС свои. Так, в Германии ее уже объявленный объем – €500 млрд. Речь идет о средствах, направляемых, прежде всего, на прямые выплаты населению и пострадавшему среднему и малому бизнесу (транспортным компаниям и предприятиям сферы услуг). Предусмотрена и возможность покупки акций наиболее пострадавших крупных компаний, например, таких как авиакомпания Lufthansa.

Сохранив свою базовую ставку на отрицательном уровне (минус 0,1%) и подтвердив решение продолжать таргетировать доходность 10-летних гособлигаций на уровне, близком к 0%, Банк Японии принял решение увеличить объем выкупа бумаг биржевых инвестиционных фондов (ETF) до 12 трлн иен с предыдущего уровня в 6 трлн и активов инвестиционных трастов недвижимости (J-REIT) до 180 млрд иен с 90 млрд. Кроме того, регулятор повысил до конца года объемы выкупа коммерческих бумаг (CP) до 3,2 трлн иен с 2,2 трлн и корпоративных облигаций с до 4,2 трлн с 3,2 трлн иен в год. Одновременно регулятор запускает программу более дешевого кредитования наиболее пострадавших от пандемии бизнесам. В частности, коммерческие банки смогут получить средства под ставку 0% сроком на год для выдачи таких займов копаниям-заемщикам.

Ведущие мировые финансовые регуляторы приступили и к совместным действиям. На минувшей неделе центробанки шести стран – Банк Канады, Банк Англии, Банк Японии, Европейский центральный банк, ФРС США и Швейцарский национальный банк – приняли скоординированное решение по расширению предоставления ликвидности в рамках своп-линий в долларах США, снизив ставку на свопы на 25 базисных пунктов. При этом в дополнение к уже осуществлявшимся операциям предоставления долларовой ликвидности с недельным сроком погашения регуляторы начинают предлагать американскую валюту с 84-дневным сроком. «Новые цены и сроки погашения будут оставаться в силе до тех пор, пока это будет необходимо для обеспечения бесперебойного функционирования рынков финансирования в долларах США», – отмечается в распространенном 16 марта их совместном заявлении.

О готовности выделить $1 трлн кредитов для помощи странам в борьбе с коронавирусом заявил Международный валютный фонд. Кроме того, МВФ может выделить 10 миллиардов долларов странам с низкими доходами под 0% годовых, а также воспользоваться мерами реагирования на случай чрезвычайных ситуаций, чтобы помочь странам с неотложными потребностями в восстановлении платежного баланса. Такого рода инструменты могут предоставить порядка $50 млрд развивающимся странам, отмечается в сообщении Фонда.

На этом фоне всеобщей «предупредительной мобилизации» аналитики начали осторожно высказываться о том, что рынки акций, возможно, достигли дна (американские индексы с начала марта упали примерно на 30%, столько же рынок терял во время предыдущих рецессий) и попытаются развернуться вверх. Вместе с тем, примечательна и оговорка: каждый раунд количественных смягчений провоцировал надувание «новых пузырей», почему на сей раз все будет иначе к тому же при более высокой скорости «схлопывания»? Опасения такого рода, однако, не отменяют безальтернативности антикризисных действий.

Текущая ситуация в глобальном хозяйстве содержит шоки предложения и спроса, отличающиеся от уже известных по опыту прошлых кризисов. Разрыв экономических и финансовых отношений между работниками и работодателями, кредиторами и заемщиками, поставщиками и конечными пользователями и т.п. ныне происходит до банкротств и дефолтов в силу форс-мажорных обстоятельств, связанных с распространением коронавируса. Отсюда и новые требования к масштабности, оперативности, согласованности и на порядок большей адресности решений правительств и центробанков. Антикризисные действия российских регуляторов в полной мере вписываются в эту «систему координат».

17 марта кабмин и Банк России одновременно опубликовали на своих сайтах документ «О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития». В нем определены три приоритетные задачи: сохранение финансовой стабильности; поддержка финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики; поддержка населения и региональных бюджетов. Для их выполнения уже до конца марта должен быть реализован «первый антикризисный пакет» (в нем 49 пунктов). Ряд принципиальных решений уже принят.

В первую очередь они касаются защиты населения от COVID-19. Установлен особый порядок оплаты больничных листов для лиц, находящихся на карантине за счет средств Фонда социального страхования, предоставлена возможность их дистанционной выдачи, разрешены онлайн-покупки безрецептурных лекарств, введены нулевые таможенные пошлины на лекарственный импорт. В целях стимулирования врачей и медперсонала, участвующих в борьбе с коронавирусом, для Минздрава на первых порах создан специальный финансовый резерв в 10 млрд рублей.

Комплекс мер принят для оказания помощи торговым предприятиям и организациям в формировании как минимум двухмесячных запасов основных категорий продовольствия и товаров первой необходимости. В этих целях будет применяться субсидирование процентных ставок по кредитам, введен режим «зеленого коридора» на таможне для импортеров и торговых сетей, отменены все ограничения на такого рода поставки. Одновременно правительством организуется ежедневный мониторинг во всех торговых точках цен на продукты питания, детские товары, лекарства и медизделия, средства дезинфекции и индивидуальной защиты.

Особое внимание в антикризисном плане уделено поддержке занятости. Для выявления и пресечения факторов необоснованных сокращений и увольнений (нередко под видом перевода сотрудников на «удаленку»), а также задержек выплат заработной платы трудинспекции обязаны проводить регулярный мониторинг рынка труда. Принято решение о выделении регионам (при необходимости) дополнительных субсидий для выплаты пособий по безработице. Начато развертывания дистанционного профобучения с выплатой стипендии. Работодателям, трудоустраивающим высвобождающийся персонал, будет возмещаться часть их затрат. Поддержка гарантируется и зарегистрированным безработным, желающим открыть собственное дело.

Общим принципом поддержки отраслям экономики, оказавшимся в зоне риска, определены отсрочки по налоговым платежам сроком на три месяца с возможностью дальнейшего продления. Они уже предоставлена турбизнесу и авиаперевозчикам, спортивным и культурным учреждениям. На очереди общепит и отельеры. Кроме того, в настоящее время прорабатываются порядок компенсации убытков туроператоров, которые связаны с невозвратными тарифами по авиаперевозкам, а также возможность отсрочки транспортным компаниям по лизинговым платежам.

Существенные меры будут задействованы для снижения рисков малого и среднего предпринимательства (МСП). Речь идет о моратории на налоговые и таможенные проверки, трехмесячной отсрочке по уплате страховых взносов, а также арендных платежей для тех, кто использует государственное или муниципальное имущество. В свою очередь Банк России почти втрое (до 675 млрд рублей) расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП. Для банков, участвующих в ней, ставка ЦБ РФ снижена до 4%, предел ставки для конечных заемщиков установлен в 8,5%, при этом сняты все отраслевые ограничения на кредитование (ранее программа распространялась лишь на производственные предприятия).

В антикризисном пакете есть принципиальные решения, имеющие общесистемный характер. В их числе: создание финансового резерва правительства (300 млрд рублей) с возможностью последующего увеличения; образование гарантийного фонда для реструктуризации компаний, оказавшихся в сложной ситуации (его объем уточняется); формирование в Минфине спецфонда для дополнительной поддержки бюджетов субъектов Федерации в связи с выпадением налоговых доходов. В этом же ряду законопроект (его принятие в трех чтениях Госдумой ожидается до конца марта), расширяющий полномочия кабмина относительно выделения дополнительных средств для борьбы с коронавирусом, перераспределения госрасходов и увеличения резервного фонда без внесения поправок в бюджет. Помимо этого, сформулирован перечень из более 600 системообразующих предприятий, которые будут находиться под особым контролем правительства. В течение двух недель профильные министерства и ведомства совместно с ведущими банками должны провести их стресс-тестирование по сценариям повышенных рисков.

Среди общесистемных мер необходимо также отметить: мораторий до мая на инициирование банкротств предприятий налоговиками (ФНС); приостановку опять-таки до 1 мая любых выездных налоговых и прочих ведомственных проверок (в том числе уже назначенных), кроме внеплановых, связанных, прежде всего, с предотвращением угроз для населения; введение форс-мажора для неприменения штрафных санкций за нарушение госконтрактов и неисполнение валютных контрактов нерезидентами, если это связано с коронавирусом.

На эффект общесистемного характера рассчитаны и меры Банка России по поддержке граждан, экономики и финансового сектора, принятые 20 марта. В первую очередь они направлены на расширение возможностей и повышение готовности банков и других финансовых институтов реструктурировать и пролонгировать кредиты физическим и юридическим лицам, оказавшимся под воздействием пандемии. В этих целях введены регуляторные послабления при оценке кредитных рисков предприятий транспорта, туризма, малого бизнеса, производителей лекарств, людей, заболевших коронавирусом.

Коэффициенты кредитного риска снижены для ипотеки (особенно с первоначальным взносом до 10% при погашении за счет материнского капитала). При этом ипотечные ценные бумаги включены в ломбардный список ЦБ РФ, то есть, становятся залоговым обеспечением банковского фондирования. Поддержку банкам окажет и разрешение регулятора не проводить до 30 сентября переоценку активов на балансах, зафиксировав их стоимость по состоянию на 1 марта. За счет установления предельных тарифов для переводов в своей системе быстрых платежей Банк России намерен повысить ее доступность для населения. Следующий шаг (он уже готовится) – потолок для тарифов на эквайринг по покупкам в интернете.

На поддержку экономики направлено и решение (20 марта) сохранить ключевую ставку без изменений на уровне 6,00%. Выбор основан на балансе краткосрочных проинфляционных и среднесрочных дезинфляционных факторов. В текущем году рост цен может временно превысить целевой уровень, однако инфляция вернется к 4%, как ожидают центральные банкиры, в первом квартале-2021. При этом, подчеркивают в Банке России, никаких пороговых значений для курса рубля нет, инструментов для его стабилизации (прежде всего, через продажи валюты на открытом рынке) достаточно. Финаналитики, тем не менее, не устают высказываться: при «нефти по 25-30» неким «неофициальным» курсовым таргетом может быть интервал в 75-80 руб/$.

В оценках вероятной макродинамики в Банке России осторожны. Представление нового прогноза (в том числе по нефтеценам) анонсировано на следующее опорное заседание Совета директоров регулятора (24 апреля). Пока же общий вектор ожиданий в пресс-релизе ЦБ РФ выглядит так: «умеренный рост российской экономики в начале года [+2,3% ВВП по итогам января-февраля – прим. авт.] может смениться снижение экономической активности в ближайшие кварталы». Впрочем, глава Центробанка Эльвира Набиуллина уверена, что «годовые темпы, скорее всего, останутся в положительной зоне».

Антикризисные меры – не догма. Перемена обстоятельств всегда добавляет их содержанию новые измерения и краски. Очевидно, дополнительных усилий потребуют поддержка потребительского спроса и новая актуализация нацпроектов с упором на мультипликаторы частных инвестиций, в том числе в здравоохранение и фармацевтическую отрасль. При этом стимулирующее и дерегуляционное содержание оказываемой скоропомощи не должно уйти в историю the day after пандемии. Если маятник качнется в другую сторону вместе с усилением «физического» присутствия государства в экономике и еще большим сжатием конкурентного пространства, то это будет плохим итогом консолидированных усилий российских регуляторов по снижению издержек «коронареальности» для бизнеса и населения. Базовый сценарий в другом – в последовательном продвижении к новой модели развития, причем заметно быстрее, чем в тучно-спокойные времена.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net