Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

13.04.2020 | Марина Войтенко

Господдержка - между необходимостью и «недостаточностью»

Марина ВойтенкоАнонсируя представление нового глобального прогноза МВФ (ожидается 14 апреля) его глава Кристина Георгиева в конце минувшей недели предупредила о «самом сильном экономическом спаде со времен Великой депрессии» По итогам года ожидается, что отрицательный рост доходов на душу населения будут иметь более 170 стран. Корреспондируют с этим выводом и оценки ВТО: объем мировой торговли сократится в 2020 году на 12-32% (в зависимости от срока пика пандемии). В целом в мире уже приняты меры бюджетной поддержки общим объемом более $8 трлн. Кроме того, беспрецедентные монетарные стимулы задействованы центральными банками. Тем не менее, общемировой ВВП за два года, по оценкам может недосчитаться 4-5%. При этом восстановление во второй половине 2020-го уже перегружено рисками новых вспышек коронавируса в осенний сезон простудных и респираторных заболеваний, «истощенности» финансовых систем дополнительными госрасходами (в Институте международных финансов предсказывают увеличение глобального долга к концу года еще на 20% до 342% мирового ВВП), а также резкого усиления давления дезинфляционных факторов (вплоть до кратковременной глобальной дефляции). На этом общем фоне российская экономика не выглядит исключением.

В условиях «идеального шторма» в ней антикризисные меры идут волнами. Первая из них еще только докатывается до населения и бизнеса, механизмы реализации принятых решений (подзаконные акты, ведомственные инструкции и т.п.), понятно, начинают действовать с некоторым опозданием. При этом их запуск на федеральном уровне происходит (пока!) быстрее, чем в регионах.

Опрос НАФИ (28 марта – 3 апреля), например, показал, что о федеральных мерах информированы 70% респондентов, о региональных – только 36%. В то время как в государственной поддержке нуждаются 73% опрошенных предпринимателей. По результатам очередного исследования Центра стратегических разработок (представлены 10 апреля), с точки зрения информированности бизнеса, сегодня 9 из 10 компаний слышали о состоявшихся решениях. Однако полнота и качество получаемой информации оцениваются на среднем уроне 53% из 100% возможных.

Новые инициативы (объявлены Президентом РФ Владимиром Путиным в ходе видеосовещания с губернаторами) расширяют принятые ранее меры и закрепляют общий принцип: на господдержку могут рассчитывать в первую очередь те компании, которые сохраняют занятость.

Уточнение вовсе не лишнее на фоне процессов, проявляющихся на рынке труда:

ü Компании стали вводить четырехдневную рабочую неделю, которая, по мнению экспертов, для бизнесов, стремящихся избежать массовых сокращений, становится хорошей альтернативой и с точки зрения экономии на фонде оплаты труда равнозначна сокращению штата на 20%. Как показал опрос ЦСР 1000 предпринимателей, проведенный с 31 марта по 2 апреля, половина российских компаний (40%) уже перевели сотрудников на неполный рабочий день с сокращением зарплат, а еще 20% планируют сделать это в будущем.

ü Почти 30% компаний отправили работников в неоплачиваемый отпуск «за свой счет».

ü Эксперты, например, в Superjob.ru, в случае продления режима самоизоляции за пределы апреля не исключают потери работы у 20-25 млн человек. Пока же из-за введения нерабочих дней до начала мая, по одной из пессимистичных оценок Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, под риском сокращения заработка к концу месяца в стране могут оказаться около 15% занятых (примерно 10 млн человек). При этом россияне столкнутся не только с ростом безработицы, но и со снижением реальных зарплат на 3-7%. Вместе с тем, большинство экспертов уверены в чрезвычайной степени важности сохранения связи работников с их работодателями на время кризиса, поскольку, как отмечает директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, «нельзя допустить массового разрушения специфического человеческого капитала, который создавался годами труда и инвестиций». Но нестандартность кризиса потребует и нетривиальных решений в политике на рынке труда.

Опасность потери рабочих мест находит прямое продолжение в риске снижения заработных плат и доходов населения и сокращении потребительского спроса. Обозначившиеся здесь тренды требуют повышенного внимания.

ü С начала года происходит снижение заработных плат. Официальных данных за первый квартал пока нет. Однако по итогам исследования «Авито Работа», проведенного на основе анализа предложений работодателей, в целом по России показатель потерял 1,8% по сравнению с октябрем-декабрем 2019 года.

ü Снижение реальных доходов населения в 2020 году по сути неизбежно. Экономисты АКРА и Альфа-банка оценивают его в 5%, что составляет максимальное значение темпов падения показателя с 2016-го (4,5%). Из-за снижения или потери основных источников дохода (суммарный размер оплаты труда наемных работников, несомненно, уменьшится в силу роста безработицы, сокращений зарплат, неоплачиваемых отпусков и простоев предприятий из-за карантинных ограничений) имеющие банковские депозиты россияне будут вынуждено их расходовать.

ü Вполне ясно обозначилось включение домохозяйствами режима жесткой экономии. По данным «Ромир», за первую нерабочую неделю с 30 марта по 5 апреля повседневные расходы россиян снизились на 21,1% к аналогичному периоду-2019. При этом, несмотря на стремительные темпы роста использования электронных платежей, на первой карантинной неделе кредитные организации зафиксировали 30%-е снижение их объема от среднемесячных уровней.

Обращает на себя внимание и стремительное снижение интенсивности общего электропотребления даже с учетом неизбежного роста показателя для домохозяйств. Согласно расчетам ЦМАКП, с 30 марта по 9 апреля по России в целом оно составило 8,1% к уровню «недели до карантина», что соответствует падению среднесуточной экономической активности на 11,7%.

Понятно, что необходимость сохранения рабочих мест в условиях неопределенных перспектив возобновления деловой активности ощутимо сместило акценты в запросах предпринимательского сообщества на господдержку. По информации РБК, в письме, направленном «большой четверкой» (РСПП, ТПП РФ, «Деловая Россия» и «Опора России») 7 апреля в адрес премьер-министра Михаила Мишустина, в частности обращается внимание на необходимость:

· признания пострадавшими от эпидемии коронавируса не отдельные отрасли экономики, а предприятия всех сфер экономической деятельности с формированием разных групп мер поддержки в зависимости от специфики конкретного сектора или региона;

· радикального сокращения налогообложение на фонд оплаты труда и предоставления компаниям, столкнувшимся с вынужденной приостановкой деятельности, субсидий на выплату двух третьих среднемесячной зарплаты на весь период действиях режима нерабочих дней;

· распространения с 1 мая режима самозанятых на все регионы с установкой единого размера налога по ставке 1% (действующая – 4% при работе с физлицами и 6% с юрлицами).

Ответ правительства на эти и другие предлагаемые предпринимателями меры ожидается уже на текущей неделе.

Наряду с сохранением занятости и зарплатоспособности компаний вторая фундаментальная цель текущей господдержки состоит в минимизации отрицательных последствий коронавируса для бизнеса, обусловленных резким, хотя и (будем надеяться) кратковременным снижением спроса и доходов. При этом помимо стимулов потребительскому и промежуточному спросу еще важнее является компенсация части выпадающих доходов и введение норм и правил, позволяющих снизить обязательные расходы на погашение кредитов и выплату налогов. Именно на это направлены реструктуризация задолженности перед банками, а также отсрочки и рассрочки фискальных выплат.

Не исключено, что принятые и принимаемые здесь меры будут расширяться (ряд экспертов считают возможным даже прямое списание налогов) в связи с более ясным и полным пониманием масштабов спада-2020. Напомним, что 6 апреля правительство опубликовало Постановление №409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» вместе с приложением о правилах отсрочек/рассрочек по уплате налогов и страховых взносов. Под их действие подпадают все стратегические предприятия в понимании соответствующего федерального закона 646 системообразующих компаний вместе с почти 4 тыс аффилированных с ними юрлиц, градообразующие бизнесы с числом занятых более 5 тыс человек, организации реализующие социально значимые, то есть облагаемые НДС по ставке 10%, товары/услуги (таковых в обороте должно быть более 30%).

Продолжительность льготных режимов (отсрочки на 6 месяцев вообще имеют безусловный характер) зависит, во-первых, от наличия залога или банковской гарантии, и, во-вторых, от объема убытков и потерь выручки. Набор опций, определяемых комбинацией условий, включает сроки от квартала до пяти лет (например, при падении продаж продукции компании более чем на 50%). Насколько эта практика окажется востребованной можно будет судить уже осенью, когда проявятся скорость и качество восстановления деловой активности.

Расширяется поддержка малого и среднего бизнеса. На текущей неделе кабмин введет правоприменительную практику предоставления таким компаниям годовых рассрочек по налогам и сборам, сроки уплаты которых были продлены ранее, а также приостановки внесения ими 30%-х страховых взносов. Выпадающие доходы будут компенсироваться социальным фондам из федерального бюджета. Продолжается обсуждение новых мер, касающихся всех категорий бизнеса. Речь идет о возможности распределения убытков между заемщиком, банком и государством при реструктуризации корпоративных кредитов, а также субсидирования процентных ставок по новым инвестпроектам, начатым в 2020 году. Повод к тому – вступивший в действие закон о соглашениях по защите и поощрению капиталовложений. В полном соответствии с его духом и буквой прорабатывается перенос как минимум на год сроков принятия нормативно-правовых актов, способных привести к дополнительным административно-фискальным и иным издержкам бизнеса в ходе постпандемического восстановления.

Следует заметить, что ряд антикризисных мер уже дают первые результаты. Так, решения ЦБ РФ о регулятивных послаблениях и стимулах (20 марта) привели к росту корпоративного портфеля банков на 2,5%, причем более половины объема пришлось на последнюю неделю месяца. Розничные кредиты с месячным темпом в 1,9% впервые за два года оказались на втором месте. Кроме того, активно разворачиваются реструктуризации задолженности физлиц и ссуд и займов МСП. Только за период со 2-го по 7 апреля банки приняли 16 тыс положительных решений по соответствующим обращениям. В конце минувшей недели Банк России также распространил введение регулятивных послаблений на жилищное строительство, лизинговую отрасль (если компании реструктурируют платежи своим клиентам), бытовые услуги и ряд иных.

Постоянным предметом коммуникаций экономических и денежных властей с союзами предпринимателей и экспертным сообществом остаются объем господдержки и уровень ее достаточности. Подчеркнем сразу, что все предположения на этот счет в настоящее время довольно условны. По оценкам, к обвалу цен на нефть и ограничительным мерам из-за коронавируса государство подошло с запасом ликвидности в 17,7 трлн рублей: рублевые и валютные депозиты органов власти в банках и ЦБ РФ насчитывали 15,6 трлн рублей (в том числе около 11,8 трлн рублей – ликвидная часть ФНБ, еще 1,85 трлн рублей – остатки средств федерального бюджета); субъектов Федерации – 2,4 трлн рублей. Профицит федерального бюджета, к слову, по итогам первого квартала составил 0,05% ВВП.

Теперь ситуация резко меняется. Эксперты ИЭП им. Е.Т.Гайдара, например, прогнозируют дефицит-2020 около 3% ВВП. При этом доходы сократятся с 20,6 трлн рублей до 15,9 трлн рублей (в том числе нефтегазовые – с 7,5 трлн до 3,2 трлн рублей); госдолг увеличится с 11,3 трлн до 14 трлн рублей (Минфин уже разместил ОФЗ в первом квартале на 501,3 млрд рублей, план на апрель-июнь – 600 млрд рублей – прим. авт); ФНБ сократится со $126 млрд до $107 млрд без учета продажи валюты для покупки акций Сбербанка). На фоне других экспертных версий этот прогноз выглядит умеренно усредненно. Объем выпадающих доходов бюджета в Экономической экспертной группе, например, видят выше почти на треть – до 7 трлн рублей. В Счетной палате, напротив, ниже – 3-4 трлн.

Понятно, что в своей существенной части эти триллионы – прямое следствие антикризисных фискальных послаблений. Тем не мене, их компенсация необходима для исполнения всех госрасходных обязательств (с учетом перераспределений между статьями). Кроме того, в дополнение к уже объявленным кабмином мерам стоимостью в 1,4 трлн рублей могут потребоваться, по оценке главы Счетной палаты Алексея Кудрина, еще не менее 2-3 трлн рублей, что повышает уровень требуемой господдержки до 7% ВВП (в Институте экономки роста полагают, что она должна быть еще масштабнее – до 9,5% ВВП, то есть около 10 трлн рублей).

В заголовке обзора кавычки вовсе не случайны. Любое предположение об итоговой размерности, требуемой гсоподдержки-2020 и разверстке по источникам ее финансирования, вынужденно завершается многоточием. Слишком много неопределенностей в ожиданиях динамики глобального хозяйства в условиях пандемии COVID-19, не прошедшей свой пик. Более уверенно можно говорить о природе вызова для экономической системы РФ, все более внятно обретающего характер затяжного структурного кризиса, и о принципах формулирования адекватного регулятивного ответа. Не лишне в связи с этим вспомнить опыт прошлого, когда «индивидуальные пакеты» государственной скорой помощи оказывались дороже универсальных мер, сжимая к тому же пространство конкуренции. Решая в режиме реального времени вопросы управления возникающими рисками, сейчас принципиально важно планировать восстановление экономики в ее новом структурном облике, закладывая его ДНК в принимаемые антикризисные меры. Сложность задачи не отменяет безальтернативной необходимости ее решения.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net