Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

10.08.2020 | Марина Войтенко

Рост и стимулы – актуальные вопросы

Марина ВойтенкоК началу августа, по данным мониторинга МЭР, уровень открытости экономики РФ вырос до 98,6% от докарантинного значения, под ограничениями остается только 780 тыс занятых. В соответствии с достигнутыми санитарно-эпидемиологическими показателями 4 региона находятся на первом этапе выхода из ограничительных мер, 55 – на втором, 26 – на третьем. Устойчиво снижается число системообразующих компаний, находящихся в высокой зоне риска. Их в настоящее время 269 из более чем тысячи в 69 отраслях. Причем 683 организации из «системного списка» находятся в стабильно устойчивом состоянии. В Минтруде констатируют признаки стабилизации занятости: последний недельный мониторинг показал, что нанятых в этот период оказалось больше, чем уволенных. Тем не менее восстановление продолжает отличаться очень неровным и неоднородным характером в различных секторах и отраслях. Сохраняются в полной мере и риски отката. В обработке в июле, судя по динамике PMI, опустившегося до 48,4 пункта с июньского рубежа в 49,4 пункта, они реализовались. В этих обстоятельствах еще более возрастает актуальность главной задачи экономической политики – обеспечить равномерность и ускоряющуюся поступательность процессов послекризисного восстановления.

Важнейшее условие для этого адекватное понимание складывающейся макроэкономической реальности. Так, на рынке труда действительно можно обнаружить позитивные сдвиги. Мониторинг Минтруда фиксирует:

в середине лета отмечена слабая, но положительная динамика соотношения числа уволенных и принятых на новую работу – в апреле 900 тыс и 700 тыс человек соответственно (-27%), по итогам июля 1,498 млн и 1,603 млн человек (+7%);

постепенно снижается доля работников, находящихся в простое – в начале апреля она составляла 1,28%, в мае – 2,7%, в июне – 2,63%, в июле – 2,04%;

При этом, однако, продолжает расти неполная занятость. Хотя Минтруд подчеркивает, что летние переводы сотрудников на такой режим работы являются традиционным трендом, кратное увеличение показателя-2020 (на 1 апреля – 1,1%, на 1 августа – 2,3%) не позволяет объяснить все только сезонностью. Отсюда и сдержанность экспертов: однозначный вывод о том, что рост безработицы приостановился, делать преждевременно.

Основание для такой осторожности – наметившийся риск замедления темпа восстановления экономики. Деловые СМИ уже активно отреагировали на данные последнего мониторинга ЦБ РФ отраслевых финансовых потоков и вывод его аналитиков о том, что первоначальный эффект реализации отложенного из-за коронакризиса спроса себя практически исчерпал.

Согласно данным мониторинга Банка России, на неделе c 27 по 31 июля отклонение входящих платежей от расчетной нормы «нормального» уровня прошлого года без учета добычи полезных ископаемых и деятельности органов государственного управления увеличилось до минус 11% после минус 4% неделей ранее, в том числе отклонение в потребительском секторе отклонение составило минус 8,1% после минус 2,4%, в отраслях, ориентированных на инвестиционный спрос – минус 9,6% после минус 2,2%. Тренд на снижение, видимо, продолжится. В консолидированной группе «оптовая торговля» отставание от «нормы», фиксировавшее в ней общее снижение деловой активности два месяца, в последнюю неделю июля усилилось (минус 4,6% после +1,2% неделей раньше). В автопроме последняя неделя была, по сути, провальной после быстрого восстановления – отставание от «нормы» составило 45,6%. «Возможно, отложенный спрос на автомобили уже близок к насыщению», – отмечают аналитики ЦБ РФ.

По оценке Банка России, в базовом варианте восстановление ВВП к докризисному уровню можно ожидать во второй половине 2022 года. При этом оно будет происходить синхронно с остальным миром даже при сохранении текущего интервала ($40-45 за баррель) нефтеценовых котировок. В оптимистическом сценарии времени, возможно, потребуется меньше – к 2022 году. Причем отрастающая нефть в этом случае – лишь один из факторов поддержки. Главное же – решение структурных проблем экономики, позволяющее выйти за рамки 1,5-2,0% ее потенциального роста. В 2021 году инерция послекризисного отскока, по прогнозу ЦБ РФ, может обеспечить темп ВВП в 3,5-4,5%, в 2022-ом уже в «нормальной» ситуации он снизится до 2,5-3,5%, но все равно будет определяться в первую очередь эффектом от структурной политики.

Сходные ожидания в ЦМАКП. Руководитель макроэкономического направления Дмитрий Белоусов полагает, правда, что суммарный потенциал роста несколько выше – 2,0-2,5%. Однако оговаривается: и он был в последние годы недоиспользован на 0,5-1,0 п.п. из-за чрезмерно жестких фискальной и монетарной политик. Минимально же приемлемые темпы повышения благосостояния населения предполагают годовой рост в 3,0-3,5% и выше. Важнейшая предпосылка этому – преодоление структурных ограничений (одно лишь отставание от среднемирового уровня совокупной факторной производительности отнимает в настоящее время от желаемых темпов 3%+ до 1,5 п.п. в год).

Баланс регулятивных стимулов и восстановительному росту, и его последующей динамике, а также их итоговая результирующая синергия, между тем, к концу лета-2020 не выглядят убедительно определенными. Основание таким ощущениям – планы бюджетной консолидации 2021-2022 годов, обещающей оказаться рекордно жесткой. Возвращение дефицита госказны к 1% ВВП к 2022 году будет сопровождаться значимой оптимизацией и перераспределением госрасходов: при сокращении незащищенных статей в среднем на 10% общие траты на все госпрограммы (ГП) увеличиваются лишь на 4,7 млрд рублей.

Среди бенефициаров консолидации:

ГП «Развитие пенсионной системы», получающая за три года дополнительно 2,14 млрд рублей;

ГП «Социальная поддержка граждан» с трехлетним допфинансированием в 265,4 млрд рублей;

ГП «Управление госфинансами и регулирование финрынков» – добавлено 671 млрд рублей;

ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2021 году вырастает со 162,2 млрд рублей до 609,6 млрд рублей. Затем, впрочем, будет сокращаться в следующие два года по 11% (на 175,5 и 179,6 млрд рублей);

ГП «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» расширяется по объемам финансирования почти в 10 раз (до 312,6 млрд рублей в течение трех лет).

Наибольшие сокращения касаются:

Госпрограмм по вооружениям – на 7,7% в 2021 году, на 8,2% и 4,5% в последующие годы (при этом новые ежегодные лимиты расходов не превысят 1,5 трлн рублей);

ГП «Развитие промышленности» – почти на 130 млрд рублей за три года;

ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» – почти на 150 млрд рублей на тот же срок.

Под урезание ассигнований в разной степени попала подавляющая часть госпрограмм, включая социально-экономическое развитие Крыма и г. Севастополь, Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов, Арктической зоны РФ. В этом же ряду расходы на силовые министерства и МИД. При этом наибольшие вопросы вызывают запланированные сокращения расходов 2021-2023 годов на здравоохранение и образование – на 281,7 млрд рублей и 53,5 млрд рублей соответственно. Эти намерения в экспертном сообществе восприняты, мягко говоря, с сильным недоумением. Еще более острую реакцию парламентариев и сенаторов логично ожидать осенью в начале политического сезона в связи с предметным обсуждением бюджетных проектировок на новую финансовую трехлетку. Тем более что как раз в этом случае не слишком убедительно смотрится классический тезис Минфина: сокращение госрасходов проводится, прежде всего, в отношении наименее эффективных.

Детализация второй принципиальной составляющей бюджетной консолидации – точечной настройки доходной части, видимо, впереди. Объем выпадающих поступлений вследствие антикризисных мер (за исключением сокращения страховых взносов) не слишком велик. Исследование KPMG (результаты опубликованы в начале августа), например, показало, что мерами налоговой поддержки не воспользовались две трети крупных компаний, а отсрочки и каникулы смогли получить лишь 2%. Отсюда не удивительно и настроение 90% респондентов проведенного опроса – господдержка налогового характера для крупного бизнеса была явно недостаточной.

Тем не менее, Минфин не был бы министерством финансов, если бы не оставлял намерения найти допрезервы доходных поступлений. Сокращение в полтора раза за ри года числа компаний с госучастием до 961-й – мера структурно обоснованная и верная, но не сулящая быстрого и существенного бюджетного бонуса, поскольку предстоит еще сильно постараться, чтобы подвигнуть частных инвесторов к приобретению малопривлекательных активов.

Другое дело – нефтяники, которые за год действия эксперимента с налогом на добавленный доход (НДД), по оценке Минфина, получили дополнительно 213 млрд рублей. Теперь в министерстве считают это необоснованной бенефицией и предлагают скорректировать НДД так, чтобы в течение трех лет вернуть в бюджет около 200 млрд рублей. В Минфине разъясняют, что первоначально ошиблись в расчетах (привязка конкретных месторождений к НДД). В самой отрасли в принципе готовы к корректировкам, но обращают внимание, что сделанные «на марше» они приведут к снижению EDITDA и т.п. По расчетам аналитиков ВТБ Капитал, у Газпромнефти потери в 2021-2022 годах могут достичь $1,9 млрд, у Роснефти – $2,4 млрд. Наблюдатели уже не исключают, что в конфликт правительственных финансистов и нефтекомпаний придется вмешаться Президенту РФ.

Между тем, ситуация вокруг НДД возвращает в повестку вопрос о налоговом режиме в отрасли в целом, все более напоминающем «лоскутное одеяло», когда более половины действующих и разрабатываемых месторождений находится под разного рода льготами, которые в 2019 году сформировали 91% чистой прибыли и 97% свободного денежного потока (оценка ВТБ Капитал) у компаний, ими пользующимися. Потенциал развития и диверсификации отрасли в ближайшие несколько лет будет непосредственно зависеть от перемен в налоговых условиях.

Не менее сложное положение дел складывается вокруг вероятных фискальных мер, направленных на снижение выбросов СО2. Евросоюз намерен уже в 2021 году ввести для отдельных секторов экономики трансграничное углеродное регулирование (ТУР), что на практике может означать потери от повышенных пошлин на углеродоемкую продукцию для российских экспортеров, по оценке, до €4-6 млрд в год. Переговоры о снижении таких рисков с Евросоюзом начнутся в скором времени. Однако уже ясно, что помимо сближения национальных стандартов углеродной отчетности с международными придется вводить те или иные механизмы «платы за загрязнение» внутри РФ. По расчетам РСПП, введение в Европе ТУР и уход из-под заградительных пошлин могут обернуться для бизнеса дополнительной нагрузкой до 1 трлн рублей в год.

Многие эксперты подчеркивают, что такие платежи имеют стимулирующий эффект для повышения энергоэффективности и развития «зеленых» технологий как ведущих мировых трендов. Однако и конфликтность решений на этот счет (а их придется принимать в ближайшие три года) тоже очевидна.

На то, что фискальные приоритеты напрямую пересекаются с вопросами повышения комфортности инвестклимата и создания стимулирующей деловой среды, указывает и ситуация вокруг начатого пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) РФ с основными транзитными юрисдикциями. Мальта и Люксембург в принципе согласились с повышением ставки налога у источника до 15% на дивиденды и проценты. На очереди начало переговоров с Нидерландами и достижение компромисса (иначе придется идти на денонсацию СИДН) с Кипром. Налоговые консультанты, тем не менее, подчеркивают, что серьезный российский бизнес уже давно платит 15% на дивиденды применительно не к получателю дохода на Кипре, а к конечному бенефициару в РФ. К тому же преимущества офшоров заключается, прежде всего, в защите собственности и возможности быстрее и с меньшими издержками проводить сложные сделки (например, слияния и поглощения) по английскому праву.

Предложения по бюджетной консолидации еще будут уточняться в связи со среднесрочным макропрогнозом, реакцией главных распорядителей сокращаемых ассигнований и ходом парламентской дискуссии. Вместе с тем, уже понятно неизбежное ослабление госрасходного стимула экономического роста. Компенсацией призвано стать усиление монетарных импульсов, которые начнут в полной мере действовать на горизонте трех-шести кварталов. При этом с учетом уже существующих ограничений для будущего радикального снижения ключевой ставки Центробанка открытым остается вопрос о достаточности поддержки восстановительных процессов действиями одних только денежных властей. В связи с этим чем дальше, тем больше будет усиливаться востребованность мер структурно-политического характера, направленных в самом широком контексте на поощрение инвестиций на основе повышения комфортности деловой среды за счет ее качественного и всестороннего обновления.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net