Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.01.2021 | Политком.RU
Итоги 2020 года: внешняя политика
В мировой политике пандемия не привела к ослаблению позиций западных элит, что неприятно для России, делавшей ставку на процесс дезинтеграции своих геополитических оппонентов.
Напротив, популизм, который в период пандемии связывается с «ковидодиссидентством», отказом соблюдать социальные ограничения, либо ослаблен, либо «остался при своих». Большинство населения западных стран было ориентировано на то, чтобы «переждать» пандемию и дождаться вакцинирования, которое началось в декабре. При этом обе уже применяемые вакцины – от Pfizer и Moderna – демонстрируют высокую эффективность.
В Германии вырос рейтинг ХДС, Ангела Меркель, уходящая с поста канцлера, выступила в период пандемии в качестве объединяющей фигуры и сейчас готовит возможную коалицию с «зелеными», которую после следующих выборов может официально создать и возглавить ее преемник. «Альтернатива для Германии» не может выйти за пределы уже сформировавшегося электората.
В Италии резко снизилась поддержка Маттео Сальвини, главы партии «Лига», выступавшего с пророссийскими заявлениями и претендовавшего на премьерство (правда, это снижение произошло за счет перераспределения электоральных ресурсов в правой субкультуре, где растет поддержка партии «Братья Италии» - также правой и евроскептической, но без мощной антиевропейской «энергетики» Сальвини). На региональных выборах свои позиции удалось удержать нынешней правящей коалиции во главе с демократами – главной проевропейской партией.
Во Франции Эммануэль Макрон немного отстает по президентскому рейтингу от Марин Ле Пен за полтора года до выборов – но не видно, как Ле Пен может победить во втором туре, когда голоса других кандидатов в основном перейдут к Макрону. Интригу может создать возможное участие в выборах генерала Пьера де Вилье – бывшего начальника Генштаба, уволенного Макроном и придерживающегося правоцентристских взглядов. Но, во-первых, он весьма осторожен и может не баллотироваться, а, во-вторых, способен расколоть электорат Ле Пен.
Британия в последний момент смогла договориться с Евросоюзом о достижении сделки, которая регулирует торговые отношения между ЕС и Британией после окончания 31 декабря переходного периода. Беспорядочного развода, грозившего политическими и экономическими потрясениями, не произошло.
Соглашение предусматривает отсутствие в торговле между Британией и ЕС пошлин и товарных квот, хотя общие условия товарооборота все же значительно усложняются. Все товары, пересекающие границы, будут подвергаться таможенной проверке, потребуется заполнение деклараций, различных сертификатов соответствия. Это не может не отразиться на эффективности бизнеса экспортеров. Кроме того, соглашение не затрагивает сектор услуг, в т.ч. банковских и финансовых, которые крайне важны для британской экономики. Однако в нынешних обстоятельствах заключение соглашения – это лучшее, что могло произойти в отношениях ЕС со своим бывшим членом, экономика которого развивалась в рамках союза на протяжении почти 50 лет.
Последствия «Брэксит» могут привести к ослаблению позиций жестких «брэкситеров» в рядах консерваторов, тогда как основная оппозиционная партия – лейбористы – при новом лидере Кире Стармере сдвинулась к центру и стала более приемлемой для среднего класса.
Однако главным событием прошлого года в международной сфере стали президентские выборы в США, которые проиграл Дональд Трамп, делавший ставку на популизм и рассматривающий в качестве главного противника США не Россию, а Китай. Джо Байден, опередив своего соперника более чем на 7 миллионов голосов, стал первым за 28 лет кандидатом, победившим действующего президента, с тех пор, как демократ Билл Клинтон одержал победу над республиканцем Джорджем Бушем-старшим в 1992 году. Помимо этого, Камала Харрис становится первой женщиной – вице-президентом США. С 81 миллионом голосов Байден получил наибольшую электоральную поддержку за всю историю страны.
Трамписты изначально не были готовы признать любой другой результат, кроме победы их лидера – и позиция Трампа только подкрепляет их убеждение в том, что элиты фальсифицировали выборы. Доверие к подведению результатов электорального процесса перестало быть консенсусным. Раскол в обществе носит столь жесткий характер, что даже очевидно неудачные действия Трампа в борьбе с пандемией слабо повлияли на его электоральные показатели. Его 46,8% нельзя считать провалом – к тому же по числу проголосовавших за него избирателей Трамп превзошел собственный результат четырехлетней давности (было почти 63 миллиона, стало 74). В Техасе и Флориде Трамп получил голоса минимум 4 из 10 испаноязычных избирателей. Во многих «красных» (республиканских) штатах он выступил лучше, чем в 2016 году. Он даже получил больше голосов избирателей в некоторых «синих» (демократических) штатах, где он проиграл четыре года назад.
Однако все это не отменяет главного – Трамп проиграл, и руководство его собственной партии признало этот факт. Все суды – в том числе судьи, назначенные самим Трампом – отказали ему в пересмотре результатов выборов. Большинство населения страны (хотя и меньшинство сторонников республиканцев) – 61% - доверяют результатам выборов, согласно опросу, проведенному Национальным общественным радио США и телеканалом PBS в начале декабря. Отчаянная попытка трампистов переломить ситуацию, организовав массовые акции в Вашингтоне в день утверждения результатов выборов Сенатом, привела к обратному результату – Трамп фактически оказался в политической изоляции, его предполагаемое участие в выборах в 2024 году теперь всерьез не рассматривается.
Байден позиционирует себя как сторонник компромиссов, призывает забыть разногласия после выборов и обещает работать не только для тех, кто голосовал за него. Шанс Байдена – в восстановлении американской экономики после пандемии. Если оно будет носить уверенный характер, это повысит шансы демократов на промежуточных сенатских выборах 2022 года и создаст более благоприятные условия для продвижения в президенты в 2024 году Камалы Харрис. Так как мало кто сомневается, что 78-летний Байден – это президент на один срок.
После назначения Анатолия Чубайса на пост президентского представителя по устойчивому развитию, возникла версия о том, что он будет коммуникатором между Россией и США при администрации Байдена. Но это сомнительно - скорее, «зеленая» повестка, которой он может заниматься в рамках реализации концепции устойчивого развития, способна стать поводом для зондажей со стороны России, существенно выходящих за экологические рамки и связанных с двусторонними отношениями. Но без каких-либо обязательств – даже неформальных – в силу не только размытого статуса Чубайса (не госслужащий), но и его пребывания на периферии властной элиты, что связано с отсутствием регулярных контактов с президентом.
Это не означает, что канала для общения с новой администрацией выстроено не будет. Но он может быть связан прежде всего с проблемой стратегической стабильности (сейчас это судьба договора об СНВ), от которой можно идти и в другие сферы. Разумеется, при наличии хоть каких-то первоначальных результатов и взаимного желания активизировать диалог. Но со стороны России здесь может действовать доверенный государев человек – скорее всего, из силовиков (в контексте современных российских реалий и новой холодной войны это безусловное преимущество). Как это было при Дональде Трампе, когда с его помощником Робертом О’Брайеном в Женеве встречался Николай Патрушев.
На территории бывшего СССР, которую Россия стремится сохранить в качестве сферы своего влияния, ситуация для нее осложнилась. В Беларуси Александр Лукашенко потерял поддержку большинства жителей крупных городов и удержал власть только в условиях прямой угрозы российского военного вмешательства. Но замены ему не видно. И непонятно, кто от кого зависит - скорее уже Россия от спасенного ею Лукашенко (потому что президент с более чистой репутацией будет приемлемее для Запада).
В Киргизии президент Сооронбай Жээнбеков, который создал евразийскую партию, сейчас изгнан со своего поста. Результаты парламентских выборов отменены, а лидером страны оказался недавний зэк Садыр Жапаров, пользующийся репутацией националиста, который первым делом проигнорировал пожелание Москвы сохранить Жээнбекова на посту президента и удовлетвориться премьерством.
В Молдове президентом избрана Майя Санду, лидер прозападной партии, победившая Игоря Додона, подчеркивавшего свои связи с Россией.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган превратился в ключевого игрока на Южном Кавказе, разморозив плохо замороженный карабахский конфликт и стимулировав Ильхама Алиева на решение его военным путем.
Вочь с 9 на 10 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер Армении Никол Пашинян и президент России Владимир Путин подписали соглашение о прекращении войны в Нагорном Карабахе. Враждующие стороны остановились на занимаемых ими позициях, Армения не только потеряла часть Карабаха, но и была вынуждена оставить занятый ею в начале 1990-х годов азербайджанские районы, Россия направляет в регион своих миротворцев. Алиев назвал это «фактически военной капитуляцией Армении», а Пашинян признал соглашение «невыразимо болезненным для меня лично и для нашего народа».
Заключенное соглашение отличается от тех, что были подписаны в 1990-е годы о Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Пункт о том, что российские миротворцы находятся до тех пор, пока все стороны не отказались от их присутствия, заменился на возможность отказа в одностороннем порядке. Сейчас Азербайджан получил максимум и ближайшие пять лет может подождать, обустраивая возвращенные районы и закрепляясь на высотах в Шуше. Армения же получила возможность вооружиться и накопить силы перед следующим раундом. Соглашение о прекращении войны выглядит лишь отложенным решением – через пять лет от него спокойно могут отказаться.
Россия встречает новый год в непростой международной ситуации. Ее позиции на постсоветском пространстве активно оспариваются, а Байден может сделать давление на нее более сильным и, главное, систематичным. Повышение консолидации западных стран после ухода Трампа и компромисса по Брэксит также невыгодно Москве. В этой ситуации Россия в следующем годы займет «охранительную» позицию, рассматривая Запад как опасного противника в условиях приближающихся думских выборов 2021 года – но при этом не будет закрывать возможности для «теневых» контактов с целью поиска компромиссов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.