Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

08.04.2021 | Марина Войтенко

Прогнозу-2021 объявлены корректировки

Марина ВойтенкоГлава МЭР Максим Решетников сообщил о готовности министерства «чуть понизить» ожидания роста ВВП РФ на текущий год с действующей с сентября-2020 версии в 3,3%. Уточнение будет сделано в середине апреля и вызвано заметно меньшим реальным прошлогодним падением экономики, чем предполагалось еще в начале осени. Прогноз по мере приближения к концу года, напомним, последовательно корректировался с 3,9% до 3,6%. На деле же по второй (апрельской) оценке Росстата, сокращение составило 3,0%. По мнению экспертов, новая планка, скорее всего, будет установлена вблизи этого же значения, но уже со знаком плюс. Основания для этого – текущие консенсус-прогнозы финаналитиков (например, +2,8% по февральскому опросу Центра развития НИУ ВШЭ) и международных экономических организаций (+2,8 у ОЭСР, +2,9% у Всемирного банка), сделанные с учетом итогов-2020. Пересмотр прогноза, однако, далеко не одни лишь цифры. В первую очередь это еще и оценка социальной отдачи от экономического роста и эффекта от синергии регулятивных мер. В том, как они будут складываться – главная макроинтрига-2021.

В МЭР полагают, что в январе-марте падение ВВП окажется около 1,8%, то есть примерно таким же, как в четвертом квартале-2020. Заметим, что, по данным Росстата, выпуск по базовым видам деятельности снизился в феврале на 2,3%. Это означает, что прогноз МЭР по глубине спада в первой четверти текущего года реализуется только при заметном усилении деловой активности в марте.

Наблюдаемые тренды, между тем, остаются неопределенными. Согласно мониторингу ЦБ РФ, в конце марта финансовые потоки в потребительских и инвестиционных отраслях немного выросли, оставаясь с начала года в целом на уровне четвертого квартала 2020 года и подтверждая завершение активной фазы восстановления внутреннего спроса. Потоки в промежуточных отраслях и отраслях, ориентированных на внешний спрос, в последние недели остаются стабильными, сохраняя при этом потенциал восстановительного роста. Недельная волатильность финпотоков продолжает быть высокой, нередко с переменой знака. Тем не менее в течение марта их отклонение к среднему за прошлый квартал в конечном потреблении домохозяйств сократилось с -9,4% до -3,2%; в промежуточном потреблении – с -11,0% до -0,7%; в валовом накоплении (инвестициях) – с -1,9% до -1,7%. В экспорте показатель вырос – с -12,7% до +5,8%.

Восстановительные процессы, однако, не застрахованы от реверсов. Пример тому – снижение в марте PMI обработке (по версии IHS Markit) до 51,1 пункта после 51,5 месяцем ранее. Замедление улучшения деловой конъюнктуры, объясняют аналитики, вызвано повышением цен поставщиков, нехваткой сырья и минимальным за три месяца темпом прироста новых заказов. «Увеличение сроков поставок было одним из самых заметных за всю историю серии опросов, превышающую 23 года … В ответ компании продолжили повышать отпускные цены в марте. Увеличение цен на производимую продукцию было широко связано с переносом более высоких затрат на клиентов. Темпы инфляции отпускных цен были немного ниже, чем в феврале, но, тем не менее, они стали вторыми максимальными более чем за шесть лет», – говорится в пресс-релизе IHS Markit.

Ключевой для перспектив роста-2021 и далее остается инвестактивность. Бизнес ожидания здесь понемногу теплеют. Согласно опросам Росстата директоров 23 тыс компаний и обследования более тысячи предприятий из 30 субъектов РФ, проведенного Центром конъюнктурных исследований ВШЭ, в 2021 году увеличения вложений в основной капитал ждут более трети респондентов, сокращения – лишь 10%. Приоритеты у 71%, готовых инвестировать – обновление машин и оборудования, средний возраст которых в 2020 году в промышленности насчитывал более 10 лет, у 61% (из той же выборки) – вложения в ИКТ. Итоги конъюнктурного исследования Института Гайдара скромнее, но тоже показательны: «Инвестоптимизм пока не пришел на смену инвестпессимизму. Баланс инвестпланов уже 12 месяцев остается отрицательным, но в первом квартале приблизился к нулю», – констатируют эксперты.

В начале апреля сохраняются в целом неплохие предпосылки исчерпания пандемического спада в экономике до конца года при условии, что темпы роста в каждом из оставшихся кварталов не опустятся ниже 4%. Если этого не произойдет, то велик риск выхода из восстановительной динамики не в новый рост, а в стагнацию на уровне текущего потенциального выпуска в 1,5-2,0%.

Экономика РФ глубоко интегрирована в глобальное хозяйство. Естественно его динамика будет напрямую сказываться на российском макроэкономическом самочувствии. 29 марта директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева анонсировала улучшение глобального прогноза на ближайшие два года. Ожидается, что темп мирового ВВП-2021 превысит 5,5%. Основания для оптимизма – надежды на распространение вакцин против COVID-19 и дополнительные меры господдержки ведущих экономик. По мнению главы МВФ, быстро сворачивать их было бы преждевременно – без $16 трлн, полученных в 2020 году мировой экономикой за счет бюджетных расходов и вливаний ликвидности центробанками, ее спад был бы минимум втрое глубже 3,5%. Новые стимулы, тем не менее, требуют тщательного контроля за финансовыми рисками (например, за стремительным ростом суверенных долгов) и рациональной целевой ориентации.

· Речь, прежде всего, идет о субсидировании производства вакцин, поставок сырья для них и доведения их до конечных потребителей (преодоление ковидного кризиса в мировом здравоохранении, полагают в Фонде, позволит уже к 2025 году увеличить объем глобального ВВП почти на 10%).

· Следующий таргет – укрепление рынка труда за счет поддержки доходов, адресных субсидий на найм, переобучение и переквалификацию сотрудников.

· Параллельно с этим должна быть расширена поддержка малых и средних предприятий путем вливаний капитала и повышения эффективности процедур банкротства.

· Существенный аспект экономической политики-2021 – инвестиции в будущее, в первую очередь в инфраструктуру «перехода к новой мировой экономике, построенной на экологической и цифровой основах». (Оценки МВФ исходят из того, что следование этой повестке может обеспечить в течение ближайших 15 лет ежегодный прирост глобального ВВП на 0,7 п.п.).

Текущая регулятивная практика в РФ (правда, с разной интенсивностью действий по различным направлениям) в принципе находится в русле этих трендов. К тому же сырьевой суперцикл, например, за счет тех же дополнительных доходов от экспорта нефти, способен расширить пространство-2021 для бюджетного стимула. Как известно, участники соглашения ОПЕК+ 1 апреля приняли решение увеличить в мае-июле добычу на 1,141 млн б/с, за эти же месяцы Саудовская Аравия поэтапно свернет свое добровольное сокращение выпуска примерно на 1 млн б/с. В итоге будет ликвидирован нынешний рыночный дефицит в 2 млн б/с, а уровень мировых запасов опустится к среднему пятилетнему значению. Возвращение ОПЕК+ в график увеличения добычи, согласованный еще в апреле-2020, как ожидается, поддержит восстановление глобального хозяйства и за счет ценовых эффектов позволить повысить спрос на crude oil в мире на 5,0-5,5 млн б/с.

Напомним, что, по оценке Минэнерго, при «нефти по 60» (а это значение в настоящее время рассматривается экспертами как среднегодовой «уровень поддержки» нефтекотировок) поступления в госказну, резервный фонд кабмина и ФНБ сверх «цены отсечения» по бюджетному правилу могут составить до 2,5 трлн рублей. Цена Urals, заметим, в первом квартале поднялась на 24% г/г до $59,8 за баррель.

Эта дельта, считает министр экономического развития Максим Решетников, в принципе создает возможность для дополнительных стимулов экономике. Отсюда и настойчивое предложение Минфину, не изменяя «цены отсечения», скорректировать подходы к расходам в рамках бюджетного правила, а именно – направлять их не столько на сокращение госзаимствований, сколько на поддержку деловой и, прежде всего, инвестиционной активности.

У оппонентов главный аргумент: никто не против, но укажите на что именно предлагаете потратить и приведите убедительные аргументы. Ответ, похоже, может сложиться в ближайшее время. На минувшей неделе МЭР начало напрямую опрашивать компании о наиболее предпочтительных мерах стимулирующей господдержки. В этом же ряду и разворачивающаяся работа по созданию единой инвестиционной карты России.

Она включает несколько блоков:

· Первый из них – инвестиционная декларация, которая включает приоритеты региона на ближайшую перспективу и определяет механизмы стимулирования инвесторов.

· Второй блок - непосредственно свод инвестиционных правил. Это пошаговые алгоритмы действий в ключевых для инвесторов случаев, например, правила присоединения к сетям, правила получения разрешений.

· Третий блок работы - создание цифровой инвестиционной карты регионов с нанесением на нее максимально подробной информации для инвесторов, причем не в статике, а в динамике.

· Следующее направление – консультационный механизм фиксации проблем, которые возникают у инвесторов на уровне регионов, в частности, инвестиционные комитеты. Механизм был создан в рамках внедренного несколько лет назад стандарта Агентства стратегических инициатив, во многих регионах он функционирует, и инвесторы подчеркивают важность наличия таких структур.

· Кроме того, работа должна быть выстроена по принципу «одного окна», где инвестору обязаны дать необходимые консультации и помочь с решением возможных проблем.

Намечено также создание реестра инвестиционных проектов, которые получают поддержку в регионах. Предполагается, что он будет формироваться со стандартизированным описанием проекта на заявительной основе. Но включение в него будет обязательным в случае, если регион оказывает поддержку проекту в том или ином виде или если регион претендует на компенсацию затрат из федерального бюджета.

Прогноз-2021, как бы он ни был скорректирован, отнюдь не догма, а руководство к действию регуляторов. В наблюдаемой макрореальности, где возможностей и рисков в принципе поровну, нет предопределенности. Уверенности в устойчивости будущего роста свыше 3% при этом будет заметно больше, сели государство начнет на деле вживаться в свою новую послековидную экономическую функцию, ставшую уже предметом международного экспертного дискурса, а именно – выступать в роли «инвестора последней инстанции». Намечающийся прогресс в цифровизации госуправления (с выходом за рамки «догоняющего развития») – актуальное подспорье этому.

Марина Войтенко - экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net