Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.05.2021 | Марина Войтенко
Восстановление-2021 и риски-2022
Последний опрос профессиональных прогнозистов, проведенный в конце апреля Центром развития НИУ ВШЭ, подтвердил уверенность правительственных экономистов и независимых экспертов в том, что российская экономика вернется на докризисные рубежи до конца текущего года. Согласно ожиданиям респондентов, реальный ВВП во втором квартале увеличится на 7,1% г/г, в третьем – на 3,9% г/г, в последней четверти года – на 3,1% г/г. Сводный опережающий индекс, достигший в апреле 23% (вдвое выше, чем в марте), также ясно указывает на заметный рост деловой активности. Безусловно, сказывается «эффект базы» (прошлогодний провал середины весны и начала лета). Вместе с тем опросы предпринимателей и замеры потребительских настроений фиксируют прогресс восстановительных процессов. В ЦБ РФ предположили, что темп ВВП-2021 будет ближе к 4%. Впрочем, риски последующего притормаживания макродинамики тоже остаются существенными.
У текущего всплеска оптимизма есть основания. В ИЭП им. Е.Т.Гайдара по итогам апрельских собеседований с руководителями предприятий констатировали: в промышленности есть признаки завершения кризиса. Оценки спроса вышли на максимум с 2013 года. На положительной траектории находятся прогнозы продаж. При этом отмечается недостаток запасов готовой продукции, что заставляет расширять планы выпуска. На доковидный уровень вернулась удовлетворенность доступностью банковского кредита. Наконец, свидетельством завершения пандемического стресса стал первый за последние 12 месяцев положительный баланс инвестиционных планов промышленников.
Сходные сдвиги наблюдаются в строительной отрасли, где деловая активность восстановилась до докризисного уровня, а по итогам текущего квартала ожидается устойчивый рост.
Вместе с тем, в ритме восстановительных процессов наблюдается определенная неоднородность. Как показывают данные мониторинга отраслевых финансовых потоков (опубликованы на сайте ЦБ РФ 13 мая), заметное оживление по сравнению с январем-мартом характерно для отраслей, ориентированных на внешний и промежуточный спрос: отклонение в апреле к среднему значению за первый квартал составило здесь +8,5% и +3,7% соответственно. Инвестиционный спрос, однако, вырос не столь заметно, всего лишь на 1,4%.
Финансовые же потоки, отражающие конечное потребление домохозяйств, потеряли 1,6%. В Банке России объясняют это вероятным завершением наиболее активного периода восстановления потребительского спроса и его выходом на устойчивую среднесрочную траекторию. Возвращение индекса потребительских настроений на средний уровень 2018-2019 годов фиксирует также исследование SberCIB Investment Research.
С начала года заметно к лучшему изменилось положение в госфинансах. За четыре месяца профицит федерального бюджета составил 204,99 млрд рублей. В свою очередь положительное сальдо консолидированных бюджетов субъектов РФ достигло 452 млрд рублей – профицит казны показали 73 региона. Такая ситуация означает, что у всей системы госфинансов есть определенный запас прочности и возможности для дополнительного стимулирования экономики. При этом правительство все больше внимания уделяет решению задачи по приостановке роста регионального долга и развороту этого тренда. Любой новый долг, будь то бюджетные кредиты или инфраструктурные облигации, теперь должен быть обусловлен расходами инвестиционного характера.
· В текущем году будет запущен механизм дополнительной поддержки в виде льготных бюджетных кредитов с длительным сроком их использования.
· Минфином РФ будет оказана поддержка регионам, имеющим значительную задолженность по рыночным заимствованиям. Объем такой поддержки составит порядка 176 млрд рублей и позволит сократить долю рыночной задолженности до 25% налоговых и неналоговых доходов.
· В планах Минфина предоставление регионам до 2023 года 15-летних бюджетных кредитов для создания объектов инфраструктуры в объеме до 500 млрд рублей.
· Кроме того, будет проведена реструктуризация задолженности бюджетных кредитов, предоставленных субъектам в декабре 2020 года.
· Высвобождаемые средства в объеме до 218 млрд рублей будут также являться дополнительным источником финансирования региональных объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
· До 1 июня правительство завершит всю подготовительную работу по формированию нормативной базы для инфраструктурных облигаций.
Выступая перед Госдумой с отчетом о деятельности правительства в 2020 году, премьер Михаил Мишустин подчеркнул, что «база для постковидного восстановления» уже есть. Ее укреплению послужит и внесенный в парламент законопроект о переносе сроков представления кабмином проекта трехлетнего бюджета с 1 октября на «не позднее 15 сентября». В итоге процесс его рассмотрения в трех чтениях должен быть закончен к 14 ноября. «С учетом более раннего рассмотрения и утверждения федерального бюджета это создаст объективную определенность для субъектов РФ в части объемов межбюджетных трансфертов в целях планирования их бюджетов», – говорится в пояснительной записке правительства.
Судя по откликам экспертов, новация «с переносом» оказалась едва ли не главной неожиданностью в премьерском отчете. Между тем, это – вполне логичное следствие конверсии накопленного антикризисного опыта в новые решения по ускорению будущего роста и закреплению его социальной отдачи. Напомним, что на дополнительную поддержку граждан в 2020 году было направлено 2,3 трлн рублей – более десятой части всех бюджетных расходов.
Значимые и по сути сопоставимые ресурсы задействованы для помощи бизнесу. Одна только программа ФОТ 2.0 (ее участникам будут списаны около 430 млрд рублей) позволила сохранить 5,3 млн рабочих мест. Отсюда и оценка в экспертном сообществе, сложившаяся еще до отчета премьера, – без принятых мер уровень бедности был бы на 2 п.п. выше, а ВВП упал бы вдвое глубже вместе с близким к этому снижением реальных располагаемых доходов населения. То, что этого не случилось, уже само по себе достойный результат. Еще существеннее, что государство, упорно двигаясь по антикоронакризисному вектору, на деле уже стало ощутимо более социальным. Работа же правительства над поручениями Президента РФ, следующими из его Послания Федеральному Собранию, этот вывод однозначно укрепляет.
Нелишне вспомнить, что 2020 год обнаружил немало технологических и управленческих решений, которые могут быть оценены как создание условий и предпосылок для радикального обновления секторов и отраслей экономики, а также системы предоставления госуслуг. Уже созданы первые элементы ее нового облика – «социального казначейства», когда люди, как особо подчеркнул премьер, будут получать помощь от государства не потому, что куда-то обратились, а потому, что имеют на это право. Проактивное (беззаявительное) предоставление адресной социальной поддержки и других услуг государства, необременительное для граждан и бизнеса – это стратегический путь его поступательного разрыва с бюрократическим произволом.
Последовательная и успешная реализация социальной повестки, однако, уже сейчас требует повышенного внимания к движущим силам устойчивого роста, идущего на смену восстановительному отскоку текущего года.
В настоящее время у экспертного сообщества и правительства есть общее понимание: для уверенного исполнения социальных обязательств государства и устойчивости макродинамики, позволяющей «послойно» устранять ее же структурные ограничения на пути к национальным целям-2030, ВВП должен расти ежегодно минимум на 3,0-3,5%. Пи этом производительности труда (если исключить рентные добывающие отрасли и бюджетный сектор) требуется повышение не менее чем на 4,0-4,5%, а инвестициям – на 5-6% в год. Эти общие исходные параметры в принципе споров не вызывают.
Принципиальная проблема, однако, заключается в том, что указанные рамочные условия вряд ли достижимы, если экономика восстановится в доковидной структуре. Если в ней не будет серьезных изменений (но именно таковые и отражаются повышением инвестактивности), то макродинамика за год-два способна вернуться к «стандарту» потенциального выпуска – 1,5-2,0% в год. Как раз на эту перспективу указывает вышеупомянутый квартальный опрос профессиональных прогнозистов, проведенный Центром развития НИУ ВШЭ: в текущем году теперь ожидается восстановительный рост на 3,1% (2,8% в февральской версии), в следующем – 2,4% (2,3%). Для 2023-2026 годов консенсус-прогноз вырос на 0,1-0,2 п.п., однако по-прежнему предполагает притормаживание до 2,1% к концу периода.
Этот тренд может начать обнаруживать себя уже в 2022 году. Предложений и предположений чем заполнять «контурную карту» ожиданий роста свыше 3% очень немало. Среди них СЗПК и СПИК 2.0 (с серьезным потенциалом импортозамещения), межотраслевые структурные маневры, поддержка IT-компаний и электронной промышленности, стимулирование внедрения отечественных научных разработок, реализация низкоуглеродной и климатической повесток и т.п. Каждая из идей по большому счету плодотворна и многообещающа. Но и дефицит их позитивной синергии тоже налицо. Из этого следует, что всем актуальным и потенциальным драйверам роста требуется общая платформа – обновление условий ведения бизнеса с максимальной универсализацией регулятивных практик, открывающей простор для развития конкуренции. Риск получить на деле темпы роста ниже необходимых все еще остается существенным.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.