Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
12.11.2021 | Марина Войтенко
Климатическая повестка — амбициозность и реальность
С 31 октября по 12 ноября в Глазго проходит 26-я сессия конференции стран Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 26). Со времени подписания Парижского соглашения — это наиболее масштабное событие в рамках международного взаимодействия на этом треке. Задача обсуждения — оценить уровень исполнения Парижской цели, а именно удержать прирост глобальной средней температуры на планете ниже 2ºС сверх доиндустриальных уровней, предложив меры для ограничения прироста 1,5ºС. В ходе подготовки к СОР 26, однако, стало понятно, что уже объявленные планы государств-участников конвенции по сокращению объемов выбросов СО2 позволяют умерить грядущее мировое потепление лишь до 2,4-2,6ºС. Отсюда и растущая озабоченность ходом наблюдаемых климатических процессов, и призывы сделать программы низкоуглеродного развития более амбициозными с ускорением выполнения повышенных целевых ориентиров.
В официальной повестке Глазго четыре главных вопроса: представление национальных программ достижения нулевого уровня выбросов СО2 к середине столетия; выработка предложений по восстановлению пострадавших экосистем; переподтверждение обязательств развитых стран выделить $100 млрд развивающимся государствам на экологическую перестройку их экономик; согласование процедур отчетности по выполнению Парижского соглашения по климату.
Примечательны пункты российской запросной позиции для участия в дискуссии:
· принцип технологической нейтральности, означающей «признание всех источников производства электроэнергии», включая атомную и гидроэнергетику, которые Россия считает низкоуглеродными;
· параметры национальных лесоклиматических проектов и международное признание поглотительной способности российских экосистем;
· процедуры взаимного признания низкоуглеродных единиц, эмитированных в разных странах (контуры такой глобальной системы пока не просматриваются);
· выведение из-под экономических санкций «зеленых» проектов компаний и банков РФ, находящихся в санкционных списках.
За этими пунктами, что важно, стоят уже принятые решения. Так, 1 ноября премьер-министр Михаил Мишустин свои распоряжением утвердил стратегию низкоуглеродного развития РФ. В ней содержится два сценария — инерционный и целевой, различающиеся наборами мер по декарбонизации экономики. За основу принят целевой/интенсивный сценарий. Ключевой задачей определены обеспечение конкурентоспособности и устойчивого экономического роста РФ в условиях глобального энергоперехода. Ежегодное увеличение ВВП до 2050 года при этом должно составлять не менее 3%.
В пресс-релизе кабмина констатируется: «Макроэкономические условия целевого сценария предполагают опережающие темпы роста неэнергетического экспорта (до 4,4% ежегодно). Вклад в устойчивый рост экономики будут вносить как опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал (3,7% ежегодно), так и стабильный рост реальных располагаемых доходов (2,5% ежегодно). При этом ожидается более умеренное, чем в инерционном сценарии, падение энергетического экспорта с 2030 года, в том числе за счёт переориентации на продукцию высокого передела и реализации мер по повышению конкурентоспособности российского энергетического экспорта на внешних рынках».
Реализация целевого сценария потребует инвестиций в снижение выбросов парниковых газов в объёме около 1% ВВП в 2022–2030 годах и до 1,5–2% ВВП в 2031–2050 годах. Среди мероприятий по декарбонизации заявлено оказание мер поддержки в отношении внедрения, тиражирования и масштабирования низко- и безуглеродных технологий, стимулирование использования вторичных энергоресурсов, изменение налоговой, таможенной и бюджетной политики, развитие зелёного финансирования, меры по сохранению и увеличению поглощающей способности лесов и иных экосистем, поддержка технологий улавливания, использования и утилизации парниковых газов.
Таким образом, подчеркнуто в сообщении правительства, в рамках целевого сценария станет возможным рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов: к 2050 году на 60% от уровня 2019-го и на 80% от уровня 1990 года. Дальнейшая реализация этого сценария позволит России достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
План по реализации стратегии должен быть разработан в течение шести месяцев, это поручено Минэкономразвития. Михаил Мишустин рассчитывает, что запуск климатических проектов начнется уже со следующего года, а с 2023-го в России начнет действовать система обязательной углеродной отчетности для предприятий.
Комментируя стратегию, глава МЭР Максим Решетников особо подчеркнул, что глобальный энергопереход, связанный с радикальной перестройкой мирового энергобаланса — это серьезный вызов для России. Изменение отношения к углеводородам запускает комплекс новых экспортных рисков.
Ряд сценариев в текущих обстоятельствах энергокризиса в Китае и Евросоюзе выглядят довольно фантастично. Но и их следует учитывать. В British Petroleum, к примеру, не исключают, что мировое потребление нефти в ближайшие тридцать лет может сократиться в 2-5 раз с текущего уровня примерно в 100 млн баррелей в сутки.
В свою очередь в Wood Mackenzie ожидают, что при ежегодном снижении мирового спроса на нефть на 2 млн б/с ее цена к 2030 году способна опуститься до $37-42 за баррель, а к 2050-му — уже до $10-18 за баррель.
Требуются альтернативы. Одна из них — увеличение доли атомной энергетики, ВИЭ (возобновляемых источников энергии), обновление и повышение эффективности парогазовой генерации. Другая — упорная работа над поглощениями и компенсацией выбросов, где их не удается избежать по причинам, в том числе и экономической целесообразности сохранения использования угля. В России это Дальний Восток, а также зоны изолированных энергосистем. По прогнозу Минэнерго, уголь даже к 2050 году сохранится в энергобалансе РФ с долей 4-5%. И это тоже часть реальности, лежащей в основе российской переговорной позиции по климатической повестке.
Вопрос о возможной платности выбросов во всей экономике, подчеркивает глава МЭР, будет решаться только по итогам пилотного проекта на Сахалине. Основания для осторожности есть.
В комментариях СМИ представители Минэнерго пока успокаивают потребителей тем, что прямой связи между возможной платой за выбросы CO2 и ценами на энергию нет, и уж тем более это не отразится на тарифах для населения. Эксперты и участники эту точку зрения не поддерживают, высказывая вполне обоснованные опасения.
Дело в том, что государство может регулировать выбросы двумя способами — либо ввести налог на них, либо квотировать их абсолютное количество. Вырученные средства могут поступать в специальные «зеленые» инвестиционные фонды. Но цена энергии от этого не уменьшится.
Так, согласно расчетам «Совета рынка» (регулятора энергорынков), при обязательной оплате производителем только 10% от объема выбросов по цене $6 за тонну CO2, как это делается в Китае, оптовая цена может вырасти на 0,7%, если по европейскому стандарту в €60 — на 9%. В Институте проблем естественных монополий полагают, что оплата всех 100% выбросов поднимет цену для потребителей в первом случае на 14-15 копеек за кВт•ч, во втором — на 1,6-1,7 рублей. Кроме того, нагрузка на сам рынок может вырасти, по различным оценкам, на 139-160 млрд рублей.
С другой стороны, введение платы за выбросы, несомненно, создаст стимул для строительства ВИЭ и модернизации ТЭС, развития водородной энергетики и т.п. Но произойти одномоментно это не может. Так что потребуется переходный период, а возможно и специальные государственные программы, стимулирующие этот энергопереход.
Амбициозности многих климатических целей предстоит пройти через Сциллу и Харибду экономических и финансовых реалий. В связи с этим примечательны рекомендации МВФ, его глава Кристалина Георгиева заявила в Глазго: «Окно возможностей для сдерживания глобального потепления 1,5-2ºС быстро закрывается. Даже если будут выполнены действующие в настоящее время обязательства на период до 2030 года, это приведет только к тому, что будет достигнуто от одной до двух третей сокращений выбросов, необходимых для выполнения целей по температуре».
Позиция аналитиков Фонда — обязательства стран по сокращению выбросов надо увеличивать в разы, и быстро двигаться к установлению глобального тарифа на выбросы выше $75 за тонну. При этом, считают в МВФ, возможен минимальный международный порог тарифов для небольшой группы стран, являющихся крупными источниками выбросов, дифференциация для стран, находящихся на различных уровнях экономического развития, финансовая и технологическая помощь для стран с низким уровнем доходов. Допускается реализация на национальном уровне неценовых мер, позволяющих достичь эквивалентных результатов.
Подход достаточно гибкий, но сами инициаторы в него, похоже, не очень верят и поэтому больший упор делают на национальные «зеленые инвестпланы» на стороне предложения и их взаимоувязку на глобальном уровне. Фонд, естественно, готов оказывать этому кредитную поддержку, поскольку осязаемый результат — дополнительный рост мирового ВВП за десятилетие на 2% и создание 30 млн новых рабочих мест.
На этом поприще есть чем заняться. По оценке Международного энергетического агентства, примерно половина технологий, необходимых для перестройки мирового энергобаланса вследствие энергоперехода, в настоящее время не коммерциализированы. К тому же, по сути, предстоит создать новую в масштабе мировой экономики отрасль по улавливанию и хранению углерода, сопоставимую с нефтедобычей. В российских реалиях к этой задаче добавляется развитие водородной энергетики с прицелом на 20%-ю долю соответствующего мирового рынка к 2030 году.
Еще до завершения СОР 26 было ясно, что далеко не все ожидания от конференции оправдаются и приведут к ощутимым результатам. Тем не менее значимое и знаковое международное событие состоялось, ускорив погружение мировой климатической повестки в детали, необходимые для ее эффективного исполнения. «Зеленые» тренды в pax economica — это всерьез и надолго. Важно и то, что темп перехода на низкоуглеродную траекторию, взятый РФ, и взвешенность прорабатываемых решений открывают возможности встроиться в энергопереход без потери качества экономического развития.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.