Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

25.02.2022 | Марина Войтенко

Регулятивные практики – время развилок

Марина Войтенко18 февраля Росстат представил предварительную оценку роста ВВП в минувшем году – 4,7% (130,8 трлн рублей), которая оказалась несколько выше версии Минэкономразвития недельной давности (4,6%), Результат, вполне комплементарный по мировым меркам, однако отчасти «смазывается» изменениями в структуре ВВП, предопределяющими более скромные ожидания от макродинамики-2022. Доля расходов на конечное потребление по сравнению с 2020 годом снизилась с 72,2% до 67,9% (в том числе домохозяйств – с 50,7% до 49,7%), госуправления – с 20,1% до 17,8%, инвестиций в основной капитал – с 21,6% до 20,0%. При этом увеличились удельные весы изменения запасов материальных средств и чистого экспорта. Первый сдвиг не слишком значителен – 0,5 п.п. до 2,5% – отражает неустойчивое состояние спроса. Второй заметно весомее – с 5,2% до 9,6%. Однако здесь поддержка ВВП существенным образом зависела от серьезного повышения мировых цен. Обозначившиеся тренды вызывают вопросы к сбываемости прогноза 3%-го прибавления ВВП-2022, ответы на которые потребуют перезагрузки многих регулятивных механизмов с учетом корректировки бюджетных параметров.

Первые оценки деловой активности в начале года в целом указывают на уверенное продолжение экономического роста, хотя и не столь быстрого как в 2021-ом. Сводный опережающий индекс (СОИ, рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ) в январе увеличился до 5,8% с декабрьских 5,2%. Вероятное торможение скорости ВВП-2022, как ожидается, прежде всего, будет связано с исчерпанием «эффекта базы», значимым фактором риска остается высокий уровень геополитической напряженности.

Мониторинг отраслевых финансовых потоков (проводится ЦБ РФ) также указывает на сохранение их на повышательной траектории. Объем входящих поступлений через платежную систему Банка России поднялся в январе на 4,4% по сравнению со средним уровнем четвертого квартала-2021: в конечном потреблении – на 6,5%, промежуточном потреблении – на 4,1%, инвестициях – на 2,0%, госсекторе – на 7,0%, экспортных отраслях – на 0,1%.

Характерной приметой 2021 года стало заметное перераспределение структуры ВВП по источникам доходов: доля оплаты труда потеряла сразу 5,1 п.п., снизившись до 41,1%; в выигрыше оказались чистые налоги на производство и импорт – подросли на 0,6 п.п. до 10,6%; валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы, прибавившие 4,5 п.п. до 48,3%. Серьезное увеличение объема прибыли, полагают в Минэкономразвития, стало основой роста-2021 вложений в основной капитал на 6,0% (с наибольшим темпом в четвертом квартале). Сохранить эту динамику в текущем году, однако, будет не просто.

Опросы ИЭП им. Е.Т.Гайдара в ходе регулярного мониторинга инвестактивности в январе-2022 выявили своего рода иерархию ограничений. На первом месте – «недостаток собственных финансовых средств». Его указали 54% предприятий (год назад – 45%). Главная причина – увеличение цен на машины и оборудование, которые планируются к приобретению, и стоимости строительно-монтажных работ. Этот фактор упоминают 48% респондентов (абсолютный исторический максимум с 1996 года). Третье место – у повышения процентов по кредитам. Об этом в январе-2022 говорили 30% опрошенных (год назад – лишь 12%), отмечая подскок минимальных ставок с 8,6% до 11,3%. Следующие позиции в ТОП-5 сдержек капвложений у низкой рентабельности инвестиций и затруднений с получением долгосрочных кредитов (21% и 17% респондентов соответственно).

Примечательно, что, несмотря на констатацию ограничений, опросы указывают и на объективные основания для новых инвестиций. В январе избыточные производственные мощности как помеху для вложений назвали только 6% руководителей предприятий, год назад – 12%. Укрепление мотиваций бизнеса к инвестактивности при ослаблении имеющихся ограничений требует адекватных регулятивных решений.

В Минфине анонсировали изменения параметров бюджета текущего года, соответствующие поправки планируется представить в Госдуму РФ уже в марте. По оценкам, дополнительные доходы бюджета-2022 (к уже установленным 25 трлн 021,19 млрд рублей) могут составить 1,4-1,5 трлн рублей (в Минэкономразвития предложили поднять прогноз среднегодовой цены Urals до $77,7 за баррель). Между тем корректировки требуют и расходы. Реальная годовая инфляция ожидаемо превысит ее показатель, заложенный в бюджет на 1-2 п.п. Соответственно увеличится финансирование субсидий по процентным ставкам (они привязаны к ключевой ставке ЦБ РФ, которая, возможно, будет увеличиваться и далее), компенсаций роста цен строителям в рамках госконтрактов, поддержки агросектора, МСП и т.п.

Увеличить гостраты предстоит и для покрытия дефицитов ПФР (коэффициент замещения, несмотря на единовременные выплаты-2021 и индексации-2022 уже снизился до 28,5%), ФСС (на пике «омикрона» открывалось до 600 тыс больничных листов в сутки) и ФОМС (вследствие сверхнормативной нагрузки на сеть здравоохранения). По признанию министра финансов Антона Силуанова, по всем этим направлениям потребуются «трехзначные миллиардные вливания». Кроме того, скорее всего, возникнет необходимость в течение года и в новых социальных выплатах в связи с поставленной Президентом РФ задачей добиться в 2022-ом роста реальных располагаемых доходов населения не менее чем на 2,5% (в структуре показателя доля прямых социальных трансфертов в настоящее время насчитывает 20,8% – прим.авт.).

В ходе подготовки поправок в Минфине не планируют крупных изменений в корректировках налогов в дополнение к решениям по горнодобывающим компаниям. Обсуждение с бизнесом введения налога на дивиденды отложено до лета (то есть до начала работы над основными направлениями фискальной политики на следующую трехлетку). Не предполагается пока менять в текущем году и программу госзаимствований. При этом, тем не менее, незыблемым остается жесткое соблюдение бюджетного правила. В итоге поправки к бюджету-2022 по сути не предполагают существенных госрасходных стимулов экономике, увеличение трат казны позволяет лишь как минимум не потерять эффект от мер, уже действующих.

Вместе с тем ряд инициатив способен создать предпосылки для более выраженного стимулирования деловой активности действиями структурно-политического характера. Так, в 2022 году инвестиции из ФНБ могут составить до 1 трлн рублей (в инфраструктурные и дорожные проекты, а также газовый кластер «Усть-Луга»). Активно прорабатываются новые условия для подписания соглашений по защите и поощрению капиталовложений. Предполагается, что их можно будет заключить лишь после того, как инвестор откроет ФНС удаленный доступ к данным о своих финансовых потоках (под СЗПК можно будет выделять и отдельную структуру из общей группы компаний).

Правительство упростило правила предоставления субсидий на НИОКР (прежде всего, для производителей, выпускающих сложную технику малыми сериями). В целях поддержки инноваций разрешено не платить НДС при заключении сделок о передаче прав на интеллектуальную собственность (включая изобретения, полезные модели и промышленные образцы) на основании договора коммерческой концессии, в том числе с иностранными партнерами. К внесению в Госдуму готовы законопроекты об ужесточении контроля за бюджетными рисками концессий и государственно-частных партнерств, а также о снижении ценовой планки с 1 млрд до 100 млн рублей для офсетных контрактов.

Особенность 2022 года – новое качественное состояние рынка труда, обусловленное нехваткой рабочей силы и инфляционным давлением растущих номинальных заработных плат. В связи с этим Минтруд предложил концепцию обновленной редакции закона «О занятости населения», планируемого к внесению в Госдуму РФ в осеннюю сессию текущего года. В ней обозначены возможные решения нескольких проблемных вопросов. Предполагается дать определение теневой занятости (Росстат в сентябре-2021 оценивал ее в 14,5 млн человек или 20,1% от общей численности занятых с объемом «серой» зарплаты в 10,4 трлн рублей), ее последствий, а также закрепить законодательно полномочия органов власти различного уровня по обелению рынка труда и необходимые для этого регулятивные нормы и правила.

Основным элементом взаимодействия служб занятости с гражданами предложено сделать индивидуальные планы поиска работы, которые будут составляться при постановке на учет в качестве безработного. Невыполнение предписаний плана заявителем может привести к потере пособия. Кроме того, в концепции заявлено закрепление правового статуса самозанятых (в том числе работающих на цифровые платформы), норм по времени работы и отдыха, оплате услуг, доступу к социальным гарантиям (пенсионным правам и пособиям по безработице, временной нетрудоспособности и т.п.).

В новой редакции закона будет также определен правовой статус сотрудников, которых работодатель временно направляет к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда; будут установлены и виды работ, для которых может использоваться «заемный наемный труд». Еще одна принципиальная новация – формирование правовых основ взаимодействия центров занятости и образовательных учреждений (например, для организации стажировок и практик).

Обозначенные подходы к регулированию рынка труда – явный признак тяготения к новой политике занятости в рамках решения задач повестки преодоления структурных ограничений росту. Еще одно свидетельство тому – совместная доработка кабмином и бизнесом операционного плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года. Уже ясно, что освобождения от уплаты углеродного налога ЕС или его снижения (под риском роста цен на европейском рынке и снижения спроса в РФ находятся практически все производители цемента, электроэнергии, алюминия, черных металлов, органических химических соединений и пластмасс) можно будет добиться (в рамках взаимозачета) только прямым верифицируемым платежом за углерод в России. Отсюда и актуализация задачи – выбрать его модель с наименьшей нагрузкой на экономику при надежном и убедительном для бизнеса стимулировании внедрения «зеленых технологий». Принципиальные решения на этот счет с отражением их в Бюджетном и Налоговом кодексах предстоит принимать уже в 2023 году.

Смена послекарантинного восстановления экономики ее устойчивым ростом с целевым значением не менее 3% в год означает переход через развилки для большинства регулятивных практик, применяемых государством. «Цена вопроса» о выборе – выход за пределы потенциала в 1,5-2,5% годового увеличения ВВП или многолетнее пребывание в околостагнационной колее. В текущем году первоочередные решения по перезагрузке норм и правил, определяющих условия ведения бизнеса, предстоит принимать в связи с поддержкой инвестиций и ослаблением ограничений на стороне рынка труда. Не менее актуально и создание адекватных механизмов низкоуглеродного развития. Все эти «плоскости» пересекаются и взаимодополняют друг друга. Поэтому принципиально качество ожидаемых решений: системность, выраженные социальные измерения и, главное, своевременность.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net