Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.02.2023 | Марина Войтенко
Прогнозы лучше — риски острее
10 февраля Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,50%. Основная причина — усиление проинфляционных рисков. Прогноз годового роста цен оставлен без изменений — 5-7%. Тем не менее вероятность повышения ставки выше, чем у ее снижения: интервал среднегодового знаения-2023 регулятор расширил на 0,5 п.п. до 7-9%. По оценке Центробанка, прошлогодний спад ВВП составил 2,5%. При этом наблюдаемая деловая активность складывается выше, чем предполагалось в осенних официальных прогнозах. Продолжается сдвиг в структуре спроса: потребление остается сдержанным, частные инвестиции замедляются, но растут бюджетные расходы. ЦБ РФ повысил прогноз динамики ВВП-2023 с минус 1% - минус 4% до минус 1% - плюс 1%, ожидания следующих двух лет насчитывают 0,5-2,5% и 1,5-2,5% соответственно. Сбываемость прогнозов будет существенным образом определяться содержанием экономической политики при возросшей роли бюджетных стимулов и мер в рамках структурной повестки.
8 февраля Росстат и Минэкономразвития представили оценку основных макроэкономических показателей-2022. Итоги в целом оказались лучше ожиданий.
Индекс промпроизводства составил минус 0,6% г/г, что значительно выше прогнозов. Выпуск обработки снизился на 1,3% г/г. Вместе с тем часть производств показали рост (металлургический комплекс, фармацевтическая отрасль, производство компьютеров, электроники и оптики, пищевая промышленность). Добычные отрасли прибавили 0,8% г/г, прежде всего, за счет сырой нефти, природного газа и полезных ископаемых для строительного сектора.
Объем работ в строительстве в 2022 году вырос на 5,2% г/г, прирост производства в агросекторе насчитывает 10,2% г/г. В то же время грузооборот транспорта снизился на 2,6% г/г в основном за счет трубопроводного (-5,2% г/г) и воздушного (-69,3% г/г), железнодорожный транспорт показал околонулевую динамику (-0,1% г/г).
По итогам-2022 наблюдалось снижение потребительской активности. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению сократился на 4,1% г/г. При этом торговая розница потеряла 6,7% г/г (снизившись до 42,512 трлн рублей), однако на 4,7% г/г подрос оборот общепита, на 3,2% г/г увеличился объем платных услуг населению.
Индекс потребительских цен по итогам года составил 11,9%, цен производителей в промышленности — 11,4%. Среднегодовой уровень безработицы насчитывал 3,9%, причем в ноябре-декабре он находился на историческом минимуме — 3,7% от рабочей силы.
Потребительский спрос в целом оставался сдержанным, что вполне закономерно при снижении в январе-ноябре реальных зарплат на 1,1% и сокращении по результатам года реальных располагаемых доходов населения на 1,0% (в четвертом квартале фиксировался их рост на 0,9% г/г после падения в третьем на 3,1%, во втором — на 0,6% и в первом квартале — на 1,6%).
Динамика январских опережающих показателей указывает на оживление деловой активности. Индекс предпринимательской уверенности Росстата в первый месяц текущего года в добыче поднялся с -1,7% в декабре до +1%, в обработке увеличился еще заметнее — с -4,1% до +1,7%. Респондентов, ожидающих улучшения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев, в добычных отраслях на 14 п.п. больше, чем пессимистов; в обрабатывающих производствах перевес оптимистов 22 п.п.
На фоне итогов-2022 и текущих ожиданий-2023 вполне обоснована и корректировка Центробанком базового макропрогноза.
В октябрьской версии расходы на конечное потребление (в том числе домашних хозяйств) уверенно выходили в область положительных значений лишь в 2024 году. Февральский же вариант исходит из того, что это состоится уже в текущем году: общие расходы увеличатся на 0,5-2,5%, домохозяйств — на 0,0-2,0%. Повышательный тренд продолжится и в 2024-2025 годах — до 1,5-2,5%.
Потеплел и прогноз по инвестициям в основной капитал. В октябре предполагалось их падение-2023 на 3-7% с последующим ростом в 2024 году на 3,0-5,0% и в 2025-ом на 1,0-3,0%. Теперь оценка спада капвложений в текущем году улучшена до 1,5-4,5%. Но одновременно снижена для динамики последующих двух лет: в 2024 году — до минус 2% - плюс 1%, в 2025-ом — до 1-3%.
Для устойчивости будущего экономического роста это очевидный риск. Отчасти замедление частных инвестиций может быть компенсировано увеличением госрасходов. Но в этом случае тоже есть своя оборотная сторона — дополнительная нагрузка на бюджетный дефицит и сдерживание кредитной активности. Ее прогноз Центробанком практически остался без изменений (в интервальных оценках лишь на 1 п.п. повышена нижняя граница, за исключением ипотеки, где октябрьская версия роста на 10-15% скорректирована до 12-16%).
По предварительной оценке ЦБ РФ, в январе-2023 профицит счета текущих операций (СТО) платежного баланса сократился в 2,4 раза г/г до $80 млрд, активное сальдо внешней торговли снизилось в 2,3 раза г/г до $9,0 млрд. Такое начало года на фоне рисков замедления глобального хозяйства и значимого санкционного давления, которое, возможно, будет усиливаться, логично привело к ухудшению прогнозов внешнеэкономических показателей.
В октябре-2022 предполагалось, что профицит СТО в 2023 году составит $123 млрд, в 2024-ом — $53 млрд, в 2025-ом — $15 млрд. Теперь эти значения в 2023-2024 годах снижены до $66 млрд и $48 млрд соответственно, на 2025 год, впрочем, повышено до $41 млрд.
Прогноз торгового сальдо выглядит несколько лучше: на 2023 год его объем скорректирован вниз со $175 млрд до $123 млрд, на 2024 год оставлен практически на том же уровне — $105 млрд и $106 млрд, на 2025 год повышен с $68 млрд до $100 млрд.
Снижение прогноза-2023 по СТО вдвое и по торговому балансу почти на треть — серьезный проинфляционный риск, способный реализоваться через повышенную волатильность рубля и его ослабление с переносом девальвационного эффекта во внутренние цены. При этом сокращение профицита СТО сопряжено со снижением нефтегазовых доходов (Urals торгуется с дисконтом к Brent в $30-40 за баррель), что усиливает риск увеличения бюджетного дефицита, финансирование которого из любого источника (будь то заимствования на внутреннем рынке, или Фонд национального благосостояния) становится существенным проинфляционным фактором.
Недополученные нефтегазовые доходы, по оценкам Минфина, в январе составили 54,5 млрд рублей, в феврале — 108 млрд рублей (отдельные экспертные выкладки в расчете на год не исключают, что общий объем таких выпадающих доходов может достичь 1 трлн рублей — прим. автора). Для восполнения потерь с 11 января по 6 февраля осуществлялись ежедневные продажи юаней на валютном рынке на 3,2 млрд рублей, с 7 февраля по 6 марта объем расширен до 8,9 млрд рублей в день. За счет этого Минфин рассчитывает получить 160,2 млрд рублей.
Но это лишь частичное решение проблемы, которая много масштабней — по итогам января, по предварительным данным, федеральный бюджет исполнен с дефицитом в 1,776 трлн рублей, что в 14 раз превысило его объем в январе прошлого года (125 млрд рублей) и составило 60% от плана на 2023 год (2,925 трлн рублей). Конечно, необходимо отметить, что такой взлет в известной степени может быть объяснен заработавшей системой Единого налогового платежа: часть средств, на самом деле январские по доходам, оказались зачисленными в бюджет в феврале. Тем не менее даже с учетом этой оговорки объем дефицита аномально высок.
Эксперты уже не исключают, что дефицит-2023 федерального бюджета может достичь 4-5 трлн рублей, опасаясь усиления у финансовых властей соблазна к «точечным» повышениям налоговой нагрузки. Повод к этому — обсуждение Правительством РФ (по информации первого вице-премьера Андрея Белоусова) с бизнесом возможности «добровольного» взноса в бюджет 200-250 млрд рублей так называемых конъюнктурных сверхдоходов. РСПП, как известно, внес контрпредложение — поднять на 0,5 п.п. ставку налога на прибыль, но с применением инвестиционной льготы. Компромисс пока, судя по позиции Минфина, не близок. Между тем неопределенность уже усиливает ценовые ожидания предприятий, а это еще один дополнительный инфляционный риск.
Кроме того, нелишне иметь в виду и другие, к тому же немаловажные. Например, нехватку рабочей силы, способную замедлить структурную перестройку экономики и привести к опережающему росту зарплат по сравнению с производительностью труда. А также незаякоренные инфляционные ожидания населения, остающиеся на повышенном уровне (11,6% в январе на горизонте 12-ти месяцев).
Вероятность сбываемости скорректированного прогноза ЦБ РФ высока из-за его широкого интервала, позволяющего «конструировать» различные сценарии макродинамики. Общее потепление ожиданий, однако, сопровождается констатацией усиления рисков. Уровень инфляции-2023 (даже вдвое меньший прошлогоднего) будет сказываться на замедлении частных капиталовложений. Внешние факторы вполне могут оказать дополнительное негативное влияние. Выход за пределы установленного бюджетного дефицита также обременен непозитивными последствиями для экономики, из которой здесь-и-сейчас будут отвлекаться средства для финансирования небаланса госказны. Рост-2023 в настоящее время, по сути, столь же равновероятен, как и продолжение спада. Блокировать развитие событий по варианту двухлетнего кризиса при умеренной монетарной жесткости предстоит взвешенной госрасходной политикой, повышением эффективности налоговых льгот и преференций и практическими мерами по достижению большей комфортности условий ведения бизнеса при значимом расширении конкурентного пространства.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.