Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.08.2023 | Марина Войтенко
Промвыпуск – текущее состояние и перспективы
23 августа Росстат сообщил, что рост промпроизводства в июле замедлился до 4,9% г/г после 5,8% г/г месяцем ранее. В обработке рост притормозил с 11,8% до 9,5% г/г, в добыче глубина спада составила 1,5% против 2,0% г/г в июне. Тем самым, подчеркивается в сообщении статведомства, в середине лета закрепился переход от активного роста к стабилизации объемов производства. Это привело, по данным ЦБ РФ, к увеличению ценовых ожиданий предприятий, которые продолжили рост в августе, превысив средние значения 2021-2022 годов. Аналитики заговорили о перегреве в промышленности, как бы вышедшей на предел своих текущих возможностей (в том числе из-за существенного дефицита рабочей силы и последствий санкционных ограничений). Между тем в Правительстве РФ активно настраивают регулятивные практики на решение задач «экономики предложения», призванное преодолеть структурные ограничения макродинамике, в том числе в рамках реализации принятой стратегии развития обрабатывающих отраслей до 2035 года с особым упором на импортозамещение и достижение технологического суверенитета.
В январе-июле темп промвыпуска достиг 2,6% г/г, июльский прирост к июню составил 1,0%. В то же время с исключением сезонного и календарного факторов в июле-2023, по оценке Росстата, промпроизводство снизилось на 0,1% м/м после сокращения на 0,2% м/м месяцем ранее и роста в среднем на 1,3% м/м в марте-мае. Приостановку подъема фиксируют и эксперты Центра макроэкономического анализа и долгосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Их оценка среднего темпа в марте-мае, впрочем, скромнее – 0,8% (в отличие от Росстата в расчетах индекса в ЦМАКП не учитывают закрытые позиции – прим. авт.).
Примечательны и отраслевые особенности промвыпуска:
- продолжающееся быстрое снижение объёмов среднесуточной добычи природного газа – минус 3,5% м/м в июле после -4,5% м/м в июне;
- некоторое ослабление тенденции сокращения объёмов нефтедобычи;
- снижение производства нефтепродуктов третий месяц подряд (-0,7% к предшествующему месяцу после -0,4% в июне и -1,7% в мае);
- ускорение роста выпуска продуктов питания (+0,9% в июле, после 0,5% в месяц в среднем за второй квартал), при этом наибольшую роль в этом сыграл скачок переработки рыбной продукции (+16,0 к июню);
- продолжение восстановительного роста в деревообработке (+1,5% в июле после +2,1% в июне;
- намечающееся возобновление роста в химическом производстве после временной приостановки (+0,7% в июле +0,2% в июне и -0,2% в мае);
- приостановка роста в одном из динамично развивающихся секторов – производстве резиновых и пластмассовых изделий (-1,1% в июле после +1,3% в среднем за второй квартал);
- очередное возобновление восстановительного роста в производстве автотранспортных средств (+11,9% против 0,0% за июнь и +2,6% в среднем за второй квартал). Однако, этот сектор по-прежнему остаётся одним из наиболее пострадавших от кризиса – отставание от среднемесячного уровня-2021 в июле составило 31,0%;
- приостановка интенсивного роста в двух высокотехнологичных машиностроительных секторах – в производстве компьютеров и электроники (-0,4% в июле после +4,3% в среднем за второй квартал) и в производстве электрооборудования (-4,4% после +2,8% соответственно. При этом оба сектора в последний год демонстрируют активный рост: в июле среднемесячный уровень-2021 был превышен в производстве электрооборудования на 6,3%, а в производстве компьютеров и электроники – на 36,5%;
- уменьшение выпуска машин и оборудования (-2,4% в июле против -3,6% в июне и минус 0,6% в среднем за второй квартал). Причем восстановление после начала кризиса в секторе так пока и не завершилось – в июле объем производства отставал от среднемесячного уровня-2021 на 5,6%.
Консенсус-прогноз макроэкономистов, опрошенных в начале августа «Интерфаксом», предполагает рост-2023 промпроизводства на 3,2% (месяц назад оценка насчитывала 2,9%). В Минпромторге уверены, что рост по итогам года в обработке превысит 2%.
23 августа правительство одобрило обновленную сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности до 2030 года и на период до 2035 года. Премьер-министр Михаил Мишустин при этом поручил уточнить источники финансирования федерального проекта по развитию станкоинструментальной отрасли.
Представляя сводную стратегию, глава Минпромторга, вице-премьер Денис Мантуров подчеркнул, что один из главных индикаторов документа – это ежегодное увеличение объемов производства до 2035 года в среднем на 4%. Для этого необходимо преодолеть структурные ограничения роста. Именно на этом фокусируются приоритеты стратегии. Один из главных – запуск нового инвестиционного цикла с удвоением годового объема инвестиций в обрабатывающую промышленность к 2030 году относительно уровня-2019.
К базе-2019, согласно стратегии, индекс промвыпуска в обработке в 2023 году составит 8,3%, в 2024-ом – 10,4%, в 2030-ом – 23,8%, в 2035 году – 55%. Доля сектора в ВВП возрастет в текущем году до 13,78% после прошлогодних 13,6%. В 2024-ом показатель ожидается на уровне 13,94%, в 2030-ом – 14,4%, в 2035 году – 15,45%.
В документе установлены и целевые ориентиры по объему промэкспорта в обработке: с $90 млрд (в ценах 2020 года) в текущем году к 2030-ому он должен увеличиться до $145,9 млрд, а в 2035 году составить $185,9 млрд. Обеспечить это призван рост доли российских промпредприятий с технологическими инновациями в их общем числе с 28% до 40% в 2023-2030 годах. На это нацелен комплекс мер господдержки: стимулы НИОКР, проектов обратного инжиниринга, трансфера технологий в рамках СПИК 2.0 и привлечения в перспективные ниши венчурного капитала.
Стратегия предполагает интенсивное развитие импортозамещения. Так, доля российского оборудования в нефтегазовом бизнесе должна к 2035 году увеличиться с текущих 70% до 90% (прежде всего, в геологоразведке и добыче трудноизвлекаемых запасов). К 2030 году предполагается локализовать 80% оборудования для российских СПГ-технологий. К этому же времени доля отечественного оборудования для пищепрома должна составлять не ниже 62% (в настоящее время – 55%). Доля сельхозтехники, созданной национальными производителями, на внутреннем рынке увеличится до 80% с нынешних 61%. Экспортные поставки к этому году должны быть не ниже 25% отгрузок на внутренний рынок.
Существенный прирост ожидается в производстве радиоэлектронной продукции. Чисто российская доля в общем объеме соответствующего внутреннего рынка возрастет с 27% в 2024 году до 70% в 2030-ом и 75% в 2035 году.
При этом на регулируемом рынке (в сегменте госзаказчиков и госкомпаний) доля российской радиоэлектроники должна оказаться значительно большей – не менее 50% в 2024 году и не менее 95% в 2030-ом.
В обновленной стратегии целевым показателем для радиоэлектронной промышленности установлен объем реализации российской радиоэлектроники в 1,19 трлн рублей до 2024 года (накопленным итогом). До 2030 года он должен вырасти до 6,3 трлн рублей, а до 2035-го – до 7,8 трлн рублей.
Также в обновленной стратегии, по данным Минпромторга, указан ожидаемый объем экспорта российской радиоэлектроники в период с 2024 года по 2035 год. Так, до 2024 года экспорт российской радиоэлектронной продукции накопленным итогом должен составить $7,1 млрд, до 2030 года – $12 млрд, до 2035 года –- $15,3 млрд.
Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности включает в себя раздел «Политика стимулирования спроса». В числе предусмотренных в нем мер – субсидирование расходов потребителей на закупку и поставку отдельных видов продукции, адресные государственные закупки продукции, льготное кредитование заказчиков и поддержка лизинга. В том числе, из средств Фонда национального благосостояния.
Также стимулированию спроса на российскую промпродукцию должны способствовать реализация масштабных проектов с госучастием в сфере промышленности, поддержка реализации федеральных и региональных инфраструктурных проектов в сфере транспорта, связи, энергетической инфраструктуры.
Динамика промвыпуска текущим летом подвигла ряд экспертов к выводу о начале цикла охлаждения российской экономики. Отдельные предположения не исключают даже мягкой рецессии в четвертом квартале. В официальных оценках, в то же время, по-прежнему присутствует уверенность в позитивном годовом итоге. В Минфине, например, прогнозируют рост-2023 на 2,5% (при годовой инфляции в 6% и бюджетном дефиците в 2,0-2,5% ВВП). Сбываемость таких ожиданий, равно как и устойчивость макродинамики будущих лет, тем не менее, существенным образом будет зависеть от реализации задачи, поставленной Президентом РФ в ходе ПМЭФ-2023, по реализации политики, направленной на развитие экономики предложения.
О деятельности на этом поприще премьер и руководители ведущих министерств доложили Владимиру Путину 22 августа на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. В рамках главных направлений – поддержки инвестиций, обеспечении спроса на рабочую силу в ключевых секторах, опережающем развитии транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры и повышения эффективности российского хозяйства в целом – уже есть ощутимые подвижки. В их числе и обновленная стратегия развития обрабатывающей промышленности. На очереди и другие документы такого уровня. Закладываемые в них целевые показатели способны добавить определенности перспективам макродинамики. Их достижение, однако, по общемировому опыту supply side economy, напрямую зависит от повышения комфортности условий ведения бизнеса. Наглядное напоминание об этом – 48 трлн рублей на счетах российских предприятий. Немалая часть из них все еще ждет более результативной отдачи, чем просто процентный доход.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.