Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.10.2023 | Политком.RU
Митрополит Леонид (Горбачев): взлет и падение
11 октября Священный Синод Русской православной церкви «имел суждение» о положении дел в Патриаршем Экзархате Африки. Было решено «в связи с поступившим на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапортом Преосвященного митрополита Клинского Леонида с изложением причин, препятствующих исполнению им обязанностей Патриаршего экзарха Африки, освободить митрополита Клинского Леонида от этой должности с благодарностью за понесенные труды и с сохранением за ним временного управления Ереванско-Армянской епархией. Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначить Преосвященного епископа Зарайского Константина».
Ожидаемый уход
Это решение не было неожиданным - в сентябре митрополит Леонид был освобожден от должности настоятеля храма Всех Святых, патриаршего подворья на Кулишках города Москвы. Этот храм до 2019 года был подворьем греческого Александрийского патриархата в Москве – то есть своего рода «посольством» этого патриархата при Московском патриархе. В 2019 году отношения между двумя патриархатами были разорваны, так как Александрийский патриархат признал вслед за Константинопольским автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ), что совершенно неприемлемо для Москвы. Соответственно, подворье у греков отобрали – оно было передано в ведение патриарха Московского.
После образования на канонической территории Александрийского патриархата Патриаршего экзархата Африки (этим решением Москва продемонстрировала, что более не признает неприкосновенность канонических территорий церквей, отношения с которыми разорваны), настоятелем подворья в октябре 2021 года стал глава нового экзархата архиепископ Леонид, в январе 2022 года возведенный в сан митрополита. Сам владыка заявил, что подворье на Кулишках определено для административных нужд новообразованного экзархата. Однако назначения архиереев настоятелями храмов, расположенных в центре Москвы, связаны не только с административными, но и с финансовыми соображениями.
В данном случае экзарх Африки не мог получать финансирования от своих приходов на территории экзархата, так как все они носят дотационный характер. Официально владыка числился митрополитом Клинским, патриаршим викарием, но поступления от клинского викариатства идут в кассу Крутицкой и Коломенской епархии (в ее состав входит территория Московской области). Соответственно, деньги он получал от прихожан и посетителей московского храма, находящегося недалеко от Кремля. Смещение с должности таким образом означало не только демонстративную немилость патриарха и проблемы с «административными нуждами» экзархата, но и урезание финансирования.
Осведомленный телеграм-канал Brief утверждал, что «митрополит Леонид проводил в Африке крайне агрессивную политику, открыто дружил с Пригожиным и ЧВК Вагнер… отправлен в отставку за связь с Пригожиным и ЧВК Вагнер. Митрополит Леонид, как и генерал Суровикин, был тайным почетным членом ЧВК Вагнер… По разговорам, за отставкой митрополита Леонида стоял нынешний глава ОВЦС митрополит Антоний (Севрюк)». Таким образом канал выдвинул две взаимодополняемые версии опалы африканского экзарха – светскую (связь с «Вагнером») и церковную – аппаратная конкуренция с главой Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), считающимся протеже патриарха Кирилла.
Биография митрополита
Митрополит Леонид рассказывал, что в юности хотел поступить в военное училище и стать офицером. Впрочем, сразу же после возвращения из армии в 1988 году он становится иподиаконом краснодарского епископа Исидора (Кириченко), а затем иеромонахом и клириком кафедрального Екатерининского собора в Краснодаре. В 1997 году переезжает в Москву, где становится сотрудником Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями и уже в следующем году направляется в командировку в Боснию и Герцеговину, где является священником российской отдельной воздушно-десантной бригады контингента миротворческих сил ООН. По итогам этой миссии иеромонах получил благодарственное письмо командира бригады и медаль ООН «На службе мира». Как и многие другие россияне, участвовавшие в миротворческой миссии, он сочувствовал сербам и испытывал неприязнь к западным странам.
Необычным моментом карьеры Леонида стало отсутствие у него не только высшего, но даже законченного духовного образования. В начале 1990-х годов он учился на экстернате в Ленинградской (Петербургской) духовной семинарии, но так и не завершил обучения. В 1998-2002 году в течение четырех лет был студентом престижного богословского факультета Афинского университета, но диплома также не получил (хотя и изучил иностранные языки – он владеет греческим, английским и арабским). Архимандрит Кирилл (Говорун), также учившийся тогда в Афинах и бывший хорошим знакомым Леонида (сейчас они непримиримые противники), вспоминал, что «он, как правило, забивал на занятия в университете и почти все их пропускал». Лишь в 2021 году, перед возведением в сан митрополита, Леонид получил высшее образование, но светское - защитил выпускную квалификационную работу магистра на тему «Международно-правовая защита христианских меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африке» в Российском университете дружбы народов.
После возвращения из Афин в 2002 году иеромонах Леонид перешел на церковно-дипломатическую службу, где сделал быструю карьеру. С 2002-го он работал в ОВЦС и за короткий срок успел получить благодарственное письмо посольства России в Индии. В 2003 году был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, а в декабре 2004 года переведен на должность настоятеля подворья Русской православной церкви в Александрии и храма Димитрия Солунского в Каире, представителя патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском и всей Африки. В Египте он служил до 2013 года, в 2010-м был возведен в сан архимандрита. Интересы церковного дипломата распространялись за пределы Египта – он получил благодарственные письма от посольств России в Египте, Кении и Танзании.
Архимандрит Леонид был свидетелем «арабской весны», оценивая ее крайне негативно:
«Я застиг и благоденственные времена, когда в Египте были тишь и благодать, а на курортах этой страны во множестве бывали наши соотечественники — до 3 миллионов человек в год. Но 25 января 2011 года внесло свои жесточайшие коррективы — от мирной жизни не осталось и следа. Площадь Тахрир, безумные, неуправляемые толпы, гибель людей… Я уж не говорю о том, что разрушали храмы, убивали священников».
В 2013 году Леонид стал епископом Аргентинским и Южноамериканским. Его противники обвиняли архиерея в причастности к «кокаиновому скандалу» в посольстве России в Буэнос-Айресе, так как фигуранты скандала, граждане Аргентины Иван Близнюк и Александр Чикало, руководили Фондом православных меценатов в Латинской Америке. Впрочем, сам Леонид рассказал, что Близнюк и Чикало намеревались «подписать меморандум о сотрудничестве и предлагали схему по поставке икон и церковной утвари», однако архиерей ответил отказом, поскольку посчитал, что с одной стороны «для развития епархии это было абсолютно не нужно», а с другой «вся схема мне показалась какой-то странной». Скандал разразился уже после отъезда Леонида из Латинской Америки в июне 2016 года.
После Аргентины Леонида направили в Северную Осетию в качестве епископа (с 2017 года – архиепископа) Владикавказского и Аланского. Эта одна из самых сложных епархий на территории России с учетом широкого распространения в республике традиционных верований, к которым с симпатией относится местная элита.
В 2019 году архиепископ в проповеди в главном соборе Северной Осетии подверг критике действия руководства республики, фактически обвинив его в срыве подготовки к празднованию 1110-летия крещения Алании и потворствовании развитию неоязычества. Он, в частности, заявил, что «заверения главы республики Святейшему Патриарху, что Осетия-Алания будет развиваться в православном векторе, не выдерживают критики». Кроме того, архиепископ резко высказался о растущем влиянии т.н. традиционалистов, т.е. неоязычников: «Открыта площадка для различного рода проповедников, не имеющих педагогического образования, которые едут в школы и от имени «Стыр Ныхаса» начинают рассказывать детям о том, что история христианства — это выдумки и такого вообще не было. Но зато есть скифо-сарматские обычаи и традиции. Люди, опомнитесь!». Многочисленные Telegram-каналы, лояльные к руководству Северной Осетии, обвинили владыку Леонида в «разжигании межрелигиозной розни», «атаке на истинную веру осетин» и «политических интригах».
Осетинским архиереем Леонид был до 2021 года, но со временем он все более занимался другими обязанностями. В 2016 году он стал управляющим образованными тогда же Патриаршими приходами в Армении, в 2021-м преобразованных в Ереванско-Армянскую епархию. В 2019-м был назначен заместителем председателя ОВЦС (то есть «замминистра иностранных дел» РПЦ). В этом качестве архиепископ Леонид занялся самым амбициозным и конфликтным проектом РПЦ последних десятилетий – африканским.
Африканский экзархат
24 сентября 2021 года решением Священного синода архиепископ Леонид был назначен викарием патриарха Московского и всея Руси с титулом «Клинский», с пребыванием в Москве. Кроме того, ввиду «многочисленных обращений клириков Александрийской Православной Церкви в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата», ему поручено «по тщательном изучении поступивших обращений представить предложения Священному Синоду». Речь шла о священнослужителях из африканских стран, входивших в юрисдикцию Александрийского патриархата. Также Синод констатировал «невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, которые подавали соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата».
К началу ХХ века Александрийский патриархат представлял собой маленькую греческую церковь, представленную в основном в Египте, где она уступала по влиянию и численности прихожан Коптской церкви, придерживающейся миафизитского (умеренного монофизитского – то есть еретического с точки зрения ортодоксальной церкви) учения. В 1926 году александрийским патриархом стал один из самых ярких и противоречивых церковных деятелей ХХ века Мелетий (Метаксасис), либерал и сторонник церковных реформ, последовательно занимавший афинскую, константинопольскую и александрийскую кафедры, инициатор перевода греческих церквей на новоюлианский календарь. Из Греции он был изгнан после прихода к власти консервативных монархистов, из Стамбула – вскоре после занятия города войсками Кемаля Ататюрка.
Возглавив Александрийский патриархат, Мелетий укрепил за Александрийским патриархатом юрисдикцию надо всей Африкой (которая до этого была номинальной), и, объезжая континент, учредил кафедры в Йоханнесбурге, Бенгази, Тунисе, Судане и Эфиопии. Его преемники продолжили этот курс. Африканскую политику Александрийского патриархата активно поддерживал и кипрский архиепископ Макарий III, бывший по совместительству президентом Кипра.
29 декабря 2021 года стало известно, что Синод РПЦ постановил принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клириков Александрийского патриархата из восьми стран Африки. Синод РПЦ также постановил образовать Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий во главе с архиепископом Леонидом, ставшим одновременно управляющим Северо-Африканской и временно управляющим Южно-Африканской епархиями.
В сферу пастырской ответственности Северо-Африканской епархии включены Центральноафриканская Республика, Республика Камерун, Республика Южный Судан, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Федеративная Республика Сомали, Республика Сейшельские острова и все прочие государства Африки к северу от них. Также в нее вошли ставропигиальные приходы Московского Патриархата в Арабской Республике Египет, Тунисской Республике и в Королевстве Марокко. Епархиальный архиерей получил титул «Каирский и Северо-Африканский».
В сферу пастырской ответственности Южно-Африканской епархии включены Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Демократическая Республика Конго, Республика Конго, Габонская Республика, Республика Экваториальная Гвинея, Республика Кения, Республика Уганда, Республика Мадагаскар и все прочие государства Африки к югу от них. В состав Южно-Африканской епархии также вошел ставропигиальный приход Московского Патриархата в Южно-Африканской Республике. Епархиальный архиерей получил титул «Йоханнесбургский и Южно-Африканский».
На следующий день Александрийский патриархат выразил «глубочайшее сожаление» в связи с решением Московского патриархата о создании собственной структуры в Африке. В интервью агентству ТАСС 31 декабря 2021 года архиепископ Леонид заявил, что после признания ПЦУ патриархом Феодором «нам безразлично, будут ли предприниматься какие-либо действия со стороны Александрийского патриархата», подчеркнув, что «если священноначалие АПЦ признает свою ошибку и принесёт покаяние, мы будем готовы о чём-то говорить. Но принятое решение Священного синода РПЦ о создании экзархата в Африке обратной силы иметь не будет в любом случае».
Конфликт обострялся. Синод Александрийского патриархата на заседании 12 января 2022 года принял заявление, в котором осудил учреждение Московским патриархатом своего экзархата в пределах юрисдикции Александрийской церкви, охарактеризовав такое деяние как «безнравственное вторжение Церкви России, осуществленное неканоническими и недостойными методами». В ответном заявлении Священного синода РПЦ от 28 января 2022 года говорилось: «Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским Патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине».
7 февраля 2022 года митрополит Леонид отметил, что «на сегодняшний момент у нас порядка 150 священнослужителей из более чем 12 стран. Есть люди, которые смотрят, есть сомневающиеся». По состоянию на июль 2023 года общины экзархата действуют в 25 странах Африканского континента. В Московском патриархате утверждают, что африканские священники недовольны как украинским расколом, так и доминированием греков в структурах Александрийского патриархата – здесь РПЦ вписывается в антиколониальную стилистику внешнеполитического позиционирования российского государства. В Александрийском патриархате обвиняют Москву в переманивании клириков на материальной основе.
Владыка Леонид сформировал команду миссионеров, которая стала активно продвигать интересы Московского патриархата в Африке. Миссионерской концепцией стало продвижение аутентичного православия русской традиции с уставными службами (более длительными, чем у греков) и апелляцией к опыту русского православного благочестия. Такое миссионерство отличается от привычного, так как предусматривает не привлечение неофитов, а конкуренцию разных вариантов православия, борьбу за паству между православными церквями.
Председателем миссионерского отдела экзархата стал священник Георгий Максимов, имеющий опыт преподавания в нескольких семинариях и придерживающийся крайне консервативных взглядов, последовательный критик старообрядчества. Он является последователем священника Даниила Сысоева, занимавшегося миссионерской деятельностью среди московских мусульман и убитого радикальным исламистом в 2009 году (священноначалие РПЦ крайне осторожно относилось к деятельности отца Даниила из-за его жесткой позиции по отношению к исламу и старообрядчеству).
Руководителем миссионерской группы экзархата стал протоиерей Андрей Новиков. Бывший секретарь Одесской епархии, убежденный противник украинской автокефалии в любом виде, он был вынужден покинуть Украину после победы Майдана в 2014 году и вызова на допрос в СБУ. В Москве он стал настоятелем Троицкого храма на Воробьевых горах, активно занимался критикой властей Украины и Константинопольского патриархата.
Александрийский патриарх в ответ применил свой титул «Судии Вселенной», который ранее использовался как почетный. В марте 2022 года Синодальный суд Александрийской православной церкви постановил лишить сана протоиерея Андрея Новикова и священника Георгия Максимова за совершение богослужений на канонической территории Александрийского патриархата без благословения Патриарха Феодора II и его епископов, в сослужении с запрещенными священниками, «заговоре», «сговоре» и «введении в соблазн». Оба священника не признали этого решения – как и права александрийского суда их судить.
22 ноября 2022 года Священный синод Александрийской православной церкви принял решение о «лишении епископского сана» за «ряд канонических нарушений» и владыки Леонида. Митрополит Леонид заявил, что это решение «канонически ничтожно» и абсолютно никак не отразится на его служении:
«На моей работе это не отразится от слова „совсем“. Эти розовые греческие мечты идут в последнее время в одном тренде с заявлениями ведущих западных политиков мирового уровня, когда гинеколог „строит“ и возглавляет Совет Европы, домохозяйка командует армией и прочее. Лишить меня сана может только та Церковь, в которой я несу своё служение. …это всё равно, как если бы президент России своим указом уволил министра обороны Великобритании».
Священный Синод РПЦ поддержал митрополита Леонида, тогда как Священный синод Элладской православной церкви (также признавшей Православную церковь Украины) согласился с решением Александрийского патриархата. Синод Болгарской православной церкви, занимающей в конфликте между Москвой и Константинополем нейтральную позицию, постановил «воздержаться» от богослужения с владыкой Леонидом.
Публичное позиционирование
Владыка Леонид ведет телеграм-канал, в котором резко осуждал критиков СВО как внутри, так и вне церкви. Поддержка ареста режиссера Евгении Беркович («Глубина того, что она делала, должна быть понятна каждому человеку. А её «гениальный» спектакль - это не «творчество», это творческое оправдание и популяризация терроризма и экстремизма. Так что «по мощам и елей») и критика в адрес эмигрировавшего ученого-библеиста Андрея Десницкого не могла вызвать у него аппаратных проблем. Но другие высказывания митрополита могли иметь более серьезные последствия.
Так, 25 января 2023 года он подверг критике своего бывшего коллегу по учебе в Афинском университете (ставшего научным сотрудником университета Лойола Мэримаунт в Лос-Анджелесе) архимандрита Кирилла (в миру Сергея Говоруна):
«Друзья! Серёжа Говорун, несомненно, неглупый человек, но сам себя ещё считает очень умным. Но, был бы умным, «жил бы в Сочи». А так, это обычный манипулятор и стукач консультант ЦРУ, который ставит любой закон по принципу: закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло. <…> Я Сергея знаю со времён Афинского университета. И когда-то в молодости сказал ему, тогда ещё молодому человеку, не обременённому саном: «Серёж, ты хорошо тянешь науку, занимайся ей. Политика — это не твоё!». Сказал тогда ещё по-дружески. К чему всё привело - мы видим <…> Сергей перестал быть собой и всю энергию направил на «борьбу с клятыми москалями». Писать и говорить можно что угодно, оставаясь при этом заштатным клириком Московской епархии. Сергей, может хоть напишешь сам прошение на выход «с благодарностью» тем людям, которые все эти годы тебе покровительствовали? А мы их знаем...».
Показательно, что митрополит не только критиковал архимандрита, но и намекал на наличие у него покровителей, делая прозрачный намек на митрополита Илариона (Алфеева), до 2022 года возглавлявшего ОВЦС (то есть бывшего непосредственным начальником митрополита Леонида), а сейчас возглавляющего Будапештскую епархию. В 2011-2012 году Кирилл (Говорун) был проректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, которую возглавлял Иларион. При этом даже утратив пост главы ОВЦС, Иларион сохранил доверие патриарха Кирилла и на Архиерейском совещании в нынешнем году выступил с докладом о деятельности Константинопольского патриархата.
Телеграм-канал «Политправ» прямо писал об архимандрите Кирилле, что «все его канонические нарушения прикрывались митрополитом Иларионом (Алфеевым), занимавшим должность руководителя ОВЦС. Он был заинтересован в Говоруне в первую очередь потому, что последний активно выстраивал диалог между Православием и католичеством».
Конфликт между митрополитом Леонидом и архимандритом Кириллом приобрел крайне эмоциональный и межличностный характер. В результате митрополит Леонид в августе 2023 года направил обращение на имя патриарха Кирилла с просьбой о рассмотрении в церковном суде РПЦ дела заштатного клирика Московской епархии архимандрита Кирилла (Говоруна) в связи с его «совместным служением с украинскими раскольниками» и «деструктивную деятельность по подрыву Православия».
24 мая 2023 года митрополит Леонид осудил деятельность священника Испано-Португальской епархии Русской Православной Церкви протоиерея Андрея Кордочкина:
«Когда мы говорим о врагах и предателях России, Русской Церкви, многие думают, что это там, далеко и навряд ли есть. Нет друзья, есть! И эти есть - перед нашими глазами. Весь легион, включающий в себя людей разных специальностей, статусов, чинов и званий. И сейчас, когда мы все боремся за будущее, поддерживаем наших воинов на полях военных действий, надо понимать, что враг внутри не менее опасен и мерзок. И если его не победить и не вычистить «авгиевы конюшни», то дальше будет очень сложно. И прежде чем перейти к площадке, где все эти борцы выступают, очень хочется задать вопрос своему коллеге, викарию Патриаршего Экзарха Европы, епископу Кафскому Петру. Владыка, Вы в курсе чем занимается Ваш клирик в свободное от службы время (а судя по публикациям и гастролями его у него много), занимается давно и поступательно?».
Тогда же он перепечатал сообщение другого телеграм-канала с критикой епископа Петра и протоиерея Андрея (Кордочкина), завершавшееся риторическим вопросом «Так вы всё еще хотите чистить «авгиевы конюшни» Московской Патриархии?» и отвечал на него:
Хотим и будем. Другого выхода нет. Много всего накопилось. А когда говорят, что мол надо было по-тихому, между собой решить. Зачем выносить сор из избы. Отвечу. Невозможно и бесполезно говорить. Разговоры «между собой» эффекта не имеют. Но я всегда предварительно разговариваю с коллегами, оппонентами и т.д. Советуюсь, прошу, объясняю, привожу факты. Но если это не работает - приходится выносить в общественную плоскость.
Здесь митрополит Леонид уже затронул интересы преемника митрополита Илариона на посту главы ОВЦС, митрополита Антония (Севрюка), курирующего европейские структуры РПЦ и до 2022 года бывшего экзархом Западной Европы. И нынешнего экзарха Западной Европы, митрополита Нестора (Сиротенко), непосредственного начальника епископа Петра (Прутяну) – в хиротонии последнего в 2022 году участвовали и Антоний, и Нестор. Вообще вмешательство в дела другого экзархата (или епархии) является крайне необычным в любой церкви – и никак не поощряемым священноначалием, которое не уполномочило митрополита «чистить авгиевы конюшни».
Отставка
Похоже, что в первой половине 2023 года митрополит Леонид чувствовал себя уверенно, но в конце августа ситуация полностью изменилась.
31 августа митрополит в своем телеграм-канале опубликовал обширный крайне эмоциональный пост с резкой критикой деятельности пограничного пункта в аэропорту «Домодедово», на котором 26 августа в течение пяти часов не пропускали в Россию двоих африканских студентов, прибывших на учебу по линии экзархата:
«Эта служба добро не даёт, более того, она сеет зло, шовинизм, ненависть и расизм, выставляя худшие греховные инстинкты человека, которые мало связаны с русским радушием и гостеприимством. <…> Совершенно неприемлемыми, оскорбительными и преступно возмутительными стали вопросы сотрудника пограничной службы Михаила, который отказался назвать свою фамилию и должность, о том «сколько будущие студенты заплатили Русской Церкви, Экзархату, за то, чтобы они были приглашены на обучение», кроме того, звучали обвинения в адрес Экзархата в коррупции за помощь африканцам в нелегальной иммиграции из Африки в Европу и Канаду через Россию. <..> Вы что себе позволяете!? Или вы считаете, что такое возможно или применительно к определённой категории граждан!? Так вот, скажу вам - НЕТ! <…> По факту случившегося мною направлено официальное обращение руководству Пограничной службы ФСБ России с просьбой разобраться в уже не первом случае такого отношения к нашим будущим священникам в Африке».
Сюжет про «службу, не дающую добро», был связан с уверенностью митрополита, что у его подопечных возникли проблемы с таможней (отсюда аллюзия с «Белым солнцем пустыни»). Когда выяснилось, что речь идет о другой службе, то митрополит отредактировал пост (заменив таможню на пограничников), но оставил эмоциональную критику.
7 сентября появился новый пост – о том, что «произвол в обращении с прибывающими на обучение абитуриентами семинарии продолжили сотрудники пограничного контроля аэропорта Пулково», где «двоих граждан Демократической Республики Конго, прибывших в Санкт-Петербург по приглашению Санкт-Петербургской духовной академии на обучение, сегодня в полночь, продержали без еды и воды 14! (четырнадцать часов)»:
«Не думаю, что действия сотрудников Пулково – это целенаправленное вредительство вопреки указам Президента России и в целом государственной политике, направленной на сближение и укрепление российско-африканских отношений. Но разобраться стоит. А посему, очередное обращение уходит Руководству Погранслужбы ФСБ России».
На следующий день митрополит Леонид указом патриарха Кирилла был отстранен от должности настоятеля храма Всех Святых на Кулишках. После этого он перестал публиковать в своем телеграм-канале политизированные посты, сконцентрировавшись на освещении деятельности экзархата, что не предотвратило отставки. Доказательств, что проблемы митрополита связаны с фактором Пригожина, нет, но они действительно начались после пригожинского марша. Впрочем, если интересы «Вагнера» связаны с государствами бывшей французской Африки, то для Леонида были приоритетны англоязычные страны, в которых активно присутствует Александрийский патриархат (хотя экзархат активно действует и на Мадагаскаре, ранее бывшем колонией Франции).
Таким образом проблемы митрополита Леонида могли носить и церковный, и светский характер. Его отставка не повлияла на судьбу архимандрита Кирилла (Говоруна) и протоиерея Андрей Кордочкина – первый 25 сентября запрещен в служении с перспективой лишения сана епархиальным судом Московской епархии, второй только что ушел за штат Испано-Португальской епархии. Но его аппаратное поражение выглядит очевидным – он остался лишь управляющим маленькой Еревано-Армянской епархией, насчитывающей несколько приходов.
Перспективы африканского экзархата выглядят смутными – епископ Константин, не имеющий церковно-дипломатического опыта, пока возглавил его временно. Показательно, что за время существования экзархата, кроме Леонида, никто из иерархов не имел к нему прямого отношения, а Южно-Африканская епархия, которой он управлял лишь временно, так и не получила своего архиерея. Похоже, что хотя Московский патриархат и не признает решений александрийского церковного суда, но его иерархи не хотят оказаться в ситуации бойкота другими поместными церквями, даже нейтральными, но не желающими конфликтовать с Константинополем и Александрией.
Проблемой экзархата является его устойчивость – митрополит Леонид и его миссионеры смогли привлечь туда большое число «александрийских» клириков, а также некоторых бывших представителей неканонических православных структур. Но возникает вопрос, удастся ли их удержать в рамках РПЦ на длительное время, особенно если приоритетность экзархата для церкви может снизиться – но в любом случае его будут решать уже преемники Леонида. Кроме того, создание африканского экзархата стало частью противостояния Москвы и Константинополя – и если церкви когда-нибудь будут мириться (понятно, что это не перспектива ближайшего времени, и многое здесь связано от общего характера отношений России и Запада), то вопрос о его судьбе станет одним из основных.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.