Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.07.2024 | Политком.RU
Кир Стармер – премьер-министр Великобритании
На парламентских выборах в Великобритании впервые за 14 лет победу одержали лейбористы, получив 411 из 650 мандатов. Премьер-министром нового правительства страны стал сэр Кир Стармер, потомственный лейборист, получивший рыцарский титул еще до избрания в парламент.
Дворянин из народа
Утверждают, что родители нового британского премьер-министра, слесарь и медсестра, назвали его в честь Джеймса Кира Харди, одного из основателей Лейбористской партии, первого лидера ее парламентской фракции в начале ХХ века, сторонника избирательных прав женщин и пацифиста, выступавшего против участия Великобритании в Первой мировой войне. Хотя сам Стармер как-то сказал, что не знает, правда ли это, но других причин выбрать именно это нечастое имя названо не было.
В семье симпатизировали лейбористам, в партию Кир вступил, еще будучи школьником. Он учился в государственной школе, которую уже после поступления преобразовали в частную, но всех учеников оставили в ней доучиваться (таким образом он официально окончил частную школу, но не принадлежал при этом к привилегированным слоям общества). Занимался музыкой, освоил флейту в достаточной степени для поступления в Гилдхоллскую школу музыки и по настоянию родителей ездил по субботам в Лондон на занятия.
Первым в семье получил высшее образование, окончив с отличием юридический факультет провинциального университета Лидса. Завершил свою юридическую подготовку в аспирантуре в суперпрестижном Оксфорде. В юности был «леваком», редактировал троцкистский журнал, но затем эволюционировал к центру — такова судьба многих западных политиков. Вскоре после окончания университета и став адвокатом, он в числе других левых юристов помогал участникам протестов против подушного налога, введенного консервативным правительством Маргарет Тэтчер и ставшего причиной падения рейтинга премьера и ее смещения со своего поста.
Стармер сделал успешную адвокатскую карьеру и получил звание королевского адвоката, означающее принадлежность к элите юридической корпорации. Несколько лет возглавлял Королевскую прокурорскую службу, выполняющую функции надзора и обвинения по уголовным делам. На эту должность в Великобритании часто назначают представителей адвокатуры. За свои заслуги в этом качестве получил одну из высших британских наград — орден Бани — и был возведен в рыцари. Политикой он в это время интересовался (например, выступал против войны в Ираке, хотя Великобритания вступила в нее при лейбористском правительстве Тони Блэра), но активно ею не занимался, реализуя свои амбиции в профессиональной сфере.
Стармер – обладатель шести почетных докторских степеней британских высших учебных заведений – университетов Эссекса, Лидса (своей alma mater), Восточного Лондона, Рединга, Вустера, а также Лондонской школы экономики. Для политиков такие степени не редкость, но в данном случае необычным является тот факт, что все они были получены до начала занятий политической деятельностью, в 2011-2014 годах – то есть за заслуги в юридической сфере. В 2005 году он получил премию Сидни Элланда Голдсмита за выдающийся вклад в работу pro bono (добровольно и безвозмездно) по оспариванию смертной казни в Уганде, Кении, Малави и странах Карибского бассейна (эта премия присуждается адвокатам за добровольную и безвозмездную общественно значимую деятельность).
Обычно британские политики баллотируются в парламент в довольно молодом возрасте. Стармер пришел в политику поздно: депутатом парламента был впервые избран в 2015 году, в зрелом 52-летнем возрасте. В это время лейбористы находились в оппозиции, поэтому Стармер не занимал ранее никаких министерских постов, сразу начав правительственную деятельность с премьерства. Такое в Британии бывает, когда партия долго находится у власти, а у оппозиции сменяется несколько лидеров — Блэр тоже не имел министерского опыта.
Политик-центрист
Стармер пришел в парламент перед самым Брекзитом и сразу стал его убежденным противником. Это отличало его от тогдашнего лидера партии крайне левого Джереми Корбина, который официально занимал нейтральную позицию, а лично был ближе к евроскептикам. Примечательно, что Корбин в 2016 году назначил его министром по делам Брекзита в своем «теневом» правительстве – в этом качестве Стармер активно оппонировал консерваторам, подчеркивая невыгодность выхода Великобритании из ЕС. Этот пост не принадлежал к числу ведущих должностей «теневого кабинета», но так как дискуссии о порядке выхода из ЕС были в центре внимания общества, то привлекли к Стармеру внимание британцев и резко повысили его известность.
После двух поражений партии на выборах и обвинений в адрес окружения Корбина в антисемитизме, Стармер 4 января 2020 года Стармер объявил о намерении бороться за лидерство в Лейбористской партии.
Ранее он агитировал за проведение второго референдума о членстве Великобритании в Евросоюзе, но в новых условиях заявил о необходимости признать реальность. Заявил о необходимости продолжить противодействие жесткой финансовой и бюджетной политике, начатое Корбином, а также выпустил четырехминутный рекламный ролик, в котором напомнил, что оказывал юридическую помощь участникам протестов против подушного налога, «отстаивал интересы рабочих и профсоюзов», выступал против иракской войны и поддерживал в суде иски против консервативных и лейбористских правительств из-за допущенных ими нарушений в вопросах социальной защиты шахтеров и назначения пособий соискателям политического убежища.
Такое позиционирование было направлено на рядовых членов партии из числа профсоюзных активистов, которых было надо убедить, что кандидат является настоящим лейбористом. Они были сильно разочарованы слишком центристским премьерством Блэра и не хотели прихода к руководству партией аналогичного, слишком «буржуазного» политика.
4 апреля 2020 года Стармер победил в первом туре прямых выборов лидера лейбористов, в котором приняли участие около 490 тысяч членов партии и профсоюзов из 784 151, имевших право голоса. Стармера поддержали 56,2% участников голосования.
Победив на внутрипартийных выборах, Стармер «центрировал» партию, много сделав для преодоления наследия Корбина, соратники которого потеряли посты в «теневом кабинете». В 2024 году 75-летнему Корбину было запрещено баллотироваться в парламент от лейбористов, а когда же он выдвинул свою кандидатуру, его исключили из партии (он все же победил в округе, где его хорошо знают, но влиянием в партии больше не обладает).
Лейбористская партия при Стармере осудила любые проявления антисемитизма, да и самого Стармера невозможно заподозрить в чем-то подобном.
Жена Стармера Виктория происходит из еврейской семьи, ее дед эмигрировал в Великобританию из Польши. Сын и дочь Стармера воспитываются в иудейской вере своих предков по материнской линии. Сам Стармер не религиозен, став депутатом, он даже вместо присяги королю, в которой дважды упомянут Бог, сделал торжественное заявление о верности монарху (такая альтернатива разрешена британским законодательством). Хотя иногда Стармер вместе с семьей и посещает либеральную синагогу.
За период руководства партией Стармер не совершил ни одной существенной ошибки, что выгодно отличало его от Бориса Джонсона и Лиз Трасс. Но перед лейбористами встала другая проблема — слишком большая «истеблишментизация», напоминающая о временах Тони Блэра и способная оттолкнуть от партии ее левое крыло.
В качестве решения этой проблемы заместителем Стармера было решено сделать «красную королеву» Анджелу Рейнер, известную своей жесткой риторикой в отношении консерваторов. Она родилась в бедной семье, бросила школу из-за беременности, но затем все-таки смогла окончить колледж и стала профсоюзной активисткой. Рейнер умеет работать с левым электоратом, у которого вызывают подозрения дворянский титул и умеренный имидж сэра Кира. Однажды она назвала высокопоставленных консерваторов «кучкой подонков, гомофобов, расистов, женоненавистников». При этом Рейнер критиковала Корбина за развал партийной дисциплины, так что для Стармера она вполне приемлемый соратник.
Потребность в стабильности
На фоне разброда в рядах консерваторов нехаризматичный политик, но опытный оратор (сказывается адвокатский опыт) сэр Кир выглядел символом стабильности. Нынешний хорошо запоминающийся предвыборный лозунг партии — Change («перемены») связан с позиционированием партии как сторонницы перемен и альтернативы «бесконечному консервативному хаосу», нанесшему, по словам Стармера, «прямой ущерб финансам каждой семьи в Британии». При этом сэр Кир выступал в качестве подчеркнуто респектабельного, солидного политика, не склонного к рискованным экспериментам. На фоне печального опыта Джонсона и Трасс такой образ оказался привлекательным для избирателей.
Лейбористская партия под руководством Стармера предложила умеренные перемены, не связанные с потрясениями. 16 мая 2024 года он обнародовал программу первых шести шагов, которые предпримет его правительство в случае победы на следующих парламентских выборах Предлагаемые шаги следующие:
1) обеспечение экономической стабильности,
2) сокращение сроков ожидания приема в государственной системе здравоохранения,
3) пресечение антиобщественного поведения,
4) прием на работу 6500 новых учителей,
5) обновление системы пограничного контроля,
6) учреждение государственной энергетической компании Великобритании.
Главная идея программы — стимулирование экономического роста с помощью увеличения строительства жилья и инфраструктурных проектов. При этом лейбористы заявляют, что рост должен приносить выгоды всему обществу, давая понять, что в отличие от консерваторов думают не только о богатых. Стармер не исключает повышения налогообложения, но исходит из того, что оно должно быть осторожным и не затронуть основные налоги (существенно большее внимание уделяется закрытию лазеек для крупного бизнеса, который стремится минимизировать налогообложение).
Государственная энергетическая кампания должна будет заниматься инвестированием в возобновляемые источники энергии, а ее офис разместить в Шотландии, что должно было понравиться тамошним избирателям (там лейбористы на этих выборах сильно потеснили местных националистов).
Примечательно в связи с этим возвращение в правительство Эда Милибэнда, бывшего лидера лейбористов, ушедшего в отставку после поражения на выборах 2015 года. При Стармере он вернулся в состав «теневого кабинета», в котором занялся вопросами климата и возобновляемых источников энергии, а сейчас возглавил соответствующее ведомство в новом правительстве. Пример Милибэнда показывает, как политик после поражения может «вернуться в игру» - через новый политически значимый проект, который он активно продвигает. В то же время для Стармера возвращение Милибэнда стало важным для консолидации партии – у него среди лейбористов осталось немало сторонников.
Также Стармер предлагает снизить возраст для избирателей с 18 до 16 лет – это выгодно лейбористам и либерал-демократам с их более молодыми электоратами и совсем невыгодно консерваторам, чей электорат более возрастной. Предложено и реформировать Палату лордов, окончательно упразднив членство в ней наследственных пэров (большинство из них было удалено из палаты еще при Блэре – так что британцы уже привыкли к новому облику палаты, где традиционная аристократия играет куда меньшую роль, чем раньше) и введя возрастной ценз для назначаемых пэров. При этом и наследственные, и назначенные пэры в любом случае сохраняют свои титулы. В будущем предполагается более серьезная реформа палаты, но не сразу — Стармер не склонен к революциям.
Тема противодействия нелегальной миграции и борьбы с преступностью включает в себя создание нового пограничного командования и увеличение штата сотрудников полиции — зато отвергнутый Верховным судом и критикуемый англиканской церковью проект консерваторов по депортации нелегальных мигрантов в Руанду будет отменен (не случайно, что Стармер как адвокат занимался вопросами прав человека).
Расходы на оборону предполагается увеличить до 2,5% ВВП, что может понравиться как Джо Байдену, так и Дональду Трампу. Последнему больше нравятся «брэкзитеры», но военная программа лейбористов может устроить и его. Главная претензия Трампа к союзникам заключается в финансовом вопросе: он обвиняет их в нежелании тратить деньги на оборону.
Лейбористское правительство будет настроено куда более «проевропейски», чем консерваторы. И самая проевропейская партия, за которую голосуют продвинутые горожане – либеральные демократы – получила лучший результат в своей истории (72 места). Но возвращения в Евросоюз не произойдет – референдум прошел недавно (в 2016 году) и новое голосование в ближайшее время маловероятно. Да и его результат был бы неясным – с учетом «брэкзитерской» официальной позиции консерваторов и популярности партии Найджела Фараджа, которая заняла третье место по общему числу голосов, опередив либерал-демократов, и получила немного мандатов (всего пять) только из-за мажоритарной однотуровой системы.
В отношениях Великобритании и России при Стармере перемен не ожидается: весной будущие главы МИД и Минобороны в его правительстве посетили Киев, где подтвердили неизменную поддержку Украины. Личностный фактор в этих отношениях уже давно носит второстепенный характер, а системные проблемы начались задолго до разрыва в феврале 2022 года.
24 мая 2024 года Стармер заявил о готовности признать государство Палестина в случае прихода к власти. Ранее в Лейбористской партии развернулась ожесточённая внутренняя борьба по отношению к военной операции Израиля в секторе Газа после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. В частности, Стармер подвергался критике за частичный отход от партийной линии — требование немедленного прекращения огня — и был обвинен в поражениях лейбористов на местных выборах в округах с большой долей избирателей-мусульман. В то же время в составе его правительства есть политики, выступающие за сохранение тесного взаимодействия с Израилем, хотя и недовольных курсом правого кабинета Биньямина Нетаньяху. Будущий министр иностранных дел Дэвид Лэмми в конце прошлого года посетил Израиль, что было негативно встречено пропалестинскими активистами.
Палестинская проблема сказалась на результате Стармера в собственном избирательном округе – его поддержка упала на 15,6 пунктов – с 64,5 до 48,9% - хотя он все равно был избран значительным большинством. Голоса у него отнял занявший второе место независимый кандидат Эндрю Файнштейн, набравший 18,9%. История этого политика необычна – он был депутатом парламента ЮАР от Африканского национального конгресса (АНК), но переехал в Великобританию, обвинив АНК в коррупции. Будучи членом Лейбористской партии, Файнштейн критиковал Стармера за отказ от курса Корбина. Затем он вышел из партии и выдвинул свою кандидатуру против ее лидера, активно выступая в поддержку палестинцев.
За последнее десятилетие британцы пережили многое. Два референдума — о выходе Шотландии и Брекзите. Несколько лет споров о порядке выхода из Евросоюза. Противостояние двух экзотичных для Британии партийных лидеров-популистов на выборах 2019 года — Джонсона и Корбина. Пандемию, реакция властей на которую стала предметом бурных общественных дискуссий – в связи как с недостаточной эффективностью, так и с неэтичным поведением. Скандалы с двумя правительствами подряд. Неудивительно, что британцам захотелось стабильности - и сэр Кир Стармер для этого — вполне подходящий премьер.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.