Выборы
Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
Бизнес
Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
15.01.2025 | Марина Войтенко
Начало нового года: достройка регулятивного контура
На первом в текущем году совещании Президента РФ Владимира Путина с членами правительства (9 января) вице-премьер Александр Новак доложил о заверении формирования системы управления реализацией обновленных нацпроектов до 2030 года. Она доработана после президентских замечаний в декабре-2024: скорректированы отдельные показатели, включены дополнительные мероприятия, решены финансовые вопросы участия регионов. В тот же день правительство опубликовало единый план по достижению национальных целей развития на период до 2030 года и на перспективу 2036 года (утвержден 30 декабря 2024 года). Документ (его объем составляет 319 страниц) детализирует наццели с разбивкой их достижения по годам и поставленным задачам; синхронизацию их с нацпроектами госпрограммами, отраслевыми стратегиями и «дорожными картами»; координирует деятельность всех органов власти на федеральном уровне и в регионах, госкомпаний, институтов развития. Контроль за исполнением будет осуществляться цифровой системой мониторинга с особым упором на анализ рисков. Одновременно это потребует и нового качества коммуникаций правительственных регуляторов с бизнесом и гражданами, позволяющих гибко реагировать инструментами экономической политики на меняющиеся обстоятельства, определяющие макродинамику в целом и ситуацию в отдельных секторах, отраслях и регионах в режиме реального времени.
Паспорта 19 нацпроектов, включая 8 по обеспечению технологического лидерства были утверждены в конце декабря-2024. Общий объем финансирования составляет 57 трлн рублей, из которых свыше 40 трлн – средства федерального бюджета. Все ожидаемые результаты декомпозированы на субъекты РФ. Для этого, например, на 2025 год регионам предоставляется из бюджета Федерации около 1 трлн рублей (под них заключены 3 718 финансовых соглашений).
После декабрьского заседания президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам было дано поручение доработать ряд общесистемных вопросов. В пяти нацпроектах выделены специальные разделы по поддержке регионов Дальнего Востока и Арктики (включая мастер-планы развития городов – прим. авт.) с дополнительным финансированием на 433 млрд рублей. Уточнены нацпроектные цели и мероприятия по поддержке семей с детьми.
Как сообщил Александр Новак, по итогам проделанной работы, помимо профильных национальных проектов «Семья», «Молодёжь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Инфраструктура для жизни», в рамках которых будут создаваться новые детские сады, школы, поликлиники, молодёжные центры, были доработаны и дополнены соответствующими мероприятиями другие национальные проекты. В частности, в национальном проекте «Туризм» в рамках программы льготного кредитования предусмотрены требования к инвестиционным проектам в части наличия семейных номеров. В национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» также включены мероприятия, направленные на формирование долгосрочных сбережений граждан.
В национальном проекте «Транспорт» при строительстве аэровокзальных комплексов обязательно будут предусматриваться комнаты матери и ребёнка.
По ряду нацпроектов скорректированы целевые показатели. Так, по авиационной мобильности планы на ближайшую трехлетку увеличены на 7%. Повышены и ориентиры для развития беспилотных транспортных средств в судовождении, авиационных и автомобильных грузоперевозках. Для благоустройства набережных и парков, а также исторических центров городов в 2025-2027 годах обеспечено дополнительное финансирование на 60 млрд рублей ежегодно.
В составе национального проекта «Экологическое благополучие» выделен отдельный федеральный проект – «Экономика замкнутого цикла», в котором предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование законодательства и развития рынка вторичных ресурсов, создание соответствующей инфраструктуры, системы мониторинга вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот. Всё это позволит к 2030 году вовлечь в оборот не менее 25 процентов вторичных ресурсов из отходов строительства.
Скорректированные и уточненные нацпроекты станут органической частью единого плана по достижению национальных целей. Как подчеркнуто в пресс-релизе кабмина, документ носит межведомственный и межотраслевой характер. Он взаимоувязывает майский указ президента о национальных целях, 19 сформированных правительством нацпроектов, более 40 государственных программ, отраслевые и региональные стратегии, «дорожные карты», а также предусматривает участие в достижении национальных целей институтов развития, государственных компаний и корпораций.
В плане учтены все действующие инструменты государственной политики, предусмотрены индикаторы достижения поставленных задач, определены зоны ответственности всех участников процесса.
Для оперативного реагирования на возможные вызовы и риски, в том числе в условиях внешних санкций, подготовлена гибкая цифровая модель управления реализацией намеченных мероприятий. Она позволит вести ежемесячный мониторинг реализации намеченных мероприятий по показателям национальных целей, национальных проектов и государственных программ, выявлять и анализировать причины отклонений от намеченной траектории для принятия необходимых решений, получать обратную связь от граждан и региональных властей.
Профильные вице-премьеры будут нести персональную ответственность за достижение утверждённых показателей, им же поручено управлять процессом, обеспечивая координацию исполнения всех принимаемых решений.
Приведем один пример «раскладки» национальных целей в едином плане. Как установлено, одна из них заключается в увеличении к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60% по сравнению с уровнем-2023. В 2024 году, согласно ожиданиям Минэкономразвития, этот показатель может составить 37,2%. Отталкиваясь от этого, в едином плане определены ежегодные ориентиры на шестилетку: 2025 год – 39,0%; 2026-й – 42,1%; 2027-й – 45,7%; 2028-й – 49,9%; 2029-й – 54,6%; 2030 год – 60,0%. Причем по ряду отраслей уровень показателей-2030 существенно выше: в обрабатывающих производствах, например, 115%: в трубопроводном транспорте – 90,0%, в транспорте без учета трубопроводного – 110%, в научных исследованиях – 95%; в информатике и связи – 80%, в строительстве – 90%. Наибольший прирост капвложений планируется в деятельности по предоставлению временного проживания – 190%. Наименьший – в здравоохранении – 10,0%, утилизации отходов и ликвидации загрязнений – 30,0%, образовании (за исключением высшего) – 40,0%.
В едином плане указано, что достижение наццелей по инвестициям обеспечивается за счет национальных проектов «Эффективная и конкурентная экономика», «Международная кооперация и экспорт», «Туризм и гостеприимство», государственных программ Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Комплексное развитие сельских территорий», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включающих мероприятия, сформированные с учетом приоритетов, определенных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, за счет федеральных проектов и инвестиционных программ компаний с государственным участием, а также за счет деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируемой из региональных бюджетов.
Названы и ключевые инструменты, направленные на достижение показателя национальной цели: фабрика проектного финансирования, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, федеральный инвестиционный налоговый вычет, государственно-частное партнерство, таксономия проектов технологического суверенитета, отраслевые субсидированные программы, в том числе кластерная инвестиционная платформа, промышленная ипотека, специальные инвестиционные контракты, льготное кредитование и лизинг для поддержки инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса, судостроения, самолетостроения, станкостроения, транспорта, туризма и других сфер. Также влияние окажут инструменты регионального развития, такие как инфраструктурные бюджетные кредиты, программы по списанию части задолженности по бюджетным кредитам, меры поддержки особых экономических зон и территорий опережающего развития.
С учетом того, что ко второму чтению проекта бюджета на 2025-2027 годы было перераспределено 1,8 трлн рублей, в опубликованном 27 декабря 2024 года Минфином «бюджете для граждан» подчеркнуто, что в текущем году на финансирование 19 нацпроектов будет потрачено 5,89 трлн рублей, в 2026-м – 6,44 трлн, в 2027 году – 6,6 трлн рублей. Больше всего бюджетных расходов пойдут на реализацию нацпроекта «Семья» – 2,83 трлн рублей в 2025 году, 2,88 трлн рублей в 2026 году, 2,84 трлн рублей в 2027 году. Важно отметить, что по сравнению с первоначальным проектом в итоговом уже действующем варианте бюджета расходы по статье «Социальная политика» увеличены почти на 400 млрд рублей до 6,88 трлн рублей за счет сокращения расходов на оборону (на чуть большую сумму – прим. авт.). На 22 млрд рублей до 4,377 трлн рублей увеличены расходы на «Национальную экономику». Общая величина социальных трат (включая здравоохранение, образование, физкультуру и спорт) составляет в 2025 году 10,58 трлн рублей, оборонных – 13,08 трлн рублей. В целом же расходы-2025 запланированы на сумму 41,47 трлн рублей.
Вместе с тем есть и риски превышения этой планки. Бюджет сверстан из предпосылки снижения инфляции к концу года до 4,5% и среднегодового значения ключевой ставки ЦБ РФ около 16%. Кроме того, предполагалось, что субсидирование льготных кредитов по общему правилу не превысит 5 п.п. по обязательствам, принятым в 2025-2026 годах, а их распределение будет производиться на конкурсной основе. В начале января, однако, Минпромторг и Минстрой внесли в кабмин предложения об исключениях для регулируемых ими отраслей.
Примечательно, что достройка правительством регулятивных механизмов, необходимых для обеспечения устойчивой и сбалансированной макродинамики-2025 с приростом ВВП, согласно официальному прогнозу, на 2,0-2,5% совпала с некоторым ухудшением экспертных ожиданий на текущий год. В них неуверенное замедление экономики в последнем прошлогоднем квартале в 2025-ом становится более выраженным. Медиана таких оценок складывается в 1,5%. Те, что выше, как правило, ограничены 1,6-2,0%. Те, что ниже группируются около 1%, но есть и предположения нулевого роста. Жестче стали прогнозы по инвестициям – в среднем рост на 1-2%, но не исключается (например, в пессимистическом сценарии ВЭБ.РФ) и слабо отрицательная динамика до минус 0,6%.
Ощутимо выросла неопределенность по внешним вызовам. К продолжению санкционного давления здесь добавляется высокая вероятность нового витка «торговых войн» в мировой экономике, что способно затормозить снижение глобальной инфляции и через укрепление доллара спровоцировать турбулентность нефтецен с негативным влиянием на курс рубля. Вместе с тем и в этих непростых обстоятельствах рост ВВП РФ до 2,5% все еще остается возможным. Но за результат придется серьезно побороться, в том числе адекватно и своевременно оценивая возникающие риски и усиливая интенсивность коммуникаций, включая обратную связь от бизнеса и граждан. В начале января-2025 первые необходимые шаги для этого сделаны. Важно не сбиваться с ритма и далее.
Марина Войтенко — экономический обозреватель
Комментарии


Экспертиза
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.