Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

27.02.2025 | Марина Войтенко

Ключевой фактор роста предложения

Марина Войтенко21 февраля, выступая на пленарном заседании Форума будущих технологий, Президент РФ Владимир Путин вновь акцентировал внимание на принципиальной задаче обеспечения взаимосвязи их развития на новом уровне и повышением производительности труда. По сути речь идет о важнейшем драйвере экономики предложения, на поддержку которой предстоит сфокусировать в ближайшие годы регулятивные стимулы и практики, перебалансируя их эффекты в условиях макроэкономической стабильности и создавая пространство возможностей для Банка России привести инфляцию к цели. Ожидаемое в 2025 году замедление макродинамики требует перемен в модели экономического роста, когда к таким его источникам как госпотребление и конечный спрос домохозяйств должно быть добавлено устойчивое наращивание инвестиций в производственные активы, цифровизацию и человеческий капитал. Этому же будет способствовать качественное улучшение инвестклимата и укрепление конкуренции, что в конечном счете приведет к увеличению потенциала роста экономики. Текущее состояние деловой среды и тренды ее изменений однозначно указывают на безальтернативность такой повестки.

По данным мониторинга предприятий (опрос ЦБ РФ проводился с 1 по 12 февраля среди 12,4 тысяч нефинансовых организаций всех базовых видов деятельности), индикатор бизнес-климата (ИБК) в текущем месяце составил 5,2 пункта после 3,9 пункта в январе. Увеличение ИБК вызвано заметным повышением текущих оценок с минус 2,3 пункта до +0,2 пункта при некотором улучшении краткосрочных ожиданий предприятий – с 10,4 пункта до 10,7 пункта. Ускорение деловой активности в большей степени отмечено у среднего, малого и микробизнеса, оценки крупных компаний несколько снизились (в известной степени вследствие усиления внешних ограничений – прим. авт.).

Текущие оценки по выпуску в феврале повысились второй месяц подряд и вернулись к уровню августа-2024. Ожидания компаний по производству сохранились вблизи январского уровня. Рост оптимизма был характерен лишь для предприятий промышленного производства. При этом в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг ожидания были более сдержанными, чем в январе.

Текущие оценки по спросу на продукцию / услуги предприятий в феврале несколько повысились и в целом соответствовали уровню четвертого квартала 2024 года. В то же время в транспортировке и хранении, торговле (за исключением розничной), а также обрабатывающих производствах и водоснабжении оценки по спросу были ниже январских значений. Позитивные ожидания по спросу по сравнению с январем выросли, вернувшись к уровням третьего-четвертого кварталов-2024. Улучшение ожиданий отмечалось в большинстве отраслей. При этом в строительстве, в отличие от двух предыдущих месяцев, ожидания по спросу перешли в положительную зону.

Итоги опроса ЦБ РФ показали ускорение роста текущих отпускных цен (с 20,4 до 22,2 пункта), некоторый рост издержек предприятий (с 41,4 до 41,8 пункта) и заметное снижение ценовых ожиданий (с 27,8 до 23,4 пункта).

Средний ожидаемый предприятиями темп прироста цен в ближайшие три месяца (в годовом выражении) в феврале уменьшился до 7,1%, в январе – 10,8%. Снижение показателя наблюдалось во всех отраслях. Минимальный прирост цен ожидают предприятия электроэнергетики (1,4%) и водоснабжения (2,9%), самый высокий сохранился в розничной и оптовой торговле (12,9 и 12,6% соответственно).

С этим корреспондирует февральское снижение инфляционных ожиданий населения (первое с сентября-2024) до 13,7% с 14% месяцем ранее. Оценка наблюдаемой населением инфляции в феврале выросла до 16,5% с 16,4% (15,9% в декабре). Ожидания у респондентов без сбережений в феврале снизились до 15,2% с 15,4% (14,9% было в декабре), у респондентов со сбережениями они снизились более существенно – до 11,3% с 12,6% (12,7% было в декабре). Оценка наблюдаемой инфляции у участников опроса без сбережений в феврале продолжила расти, увеличившись до 18,4% с 17,5% (16,9% в декабре), со сбережениями - напротив, снизилась до 13,6% с 15,4% (14,4% в декабре).

Примечательно, что доля граждан, имеющих сбережения, в феврале снизилась до 33% с 40% в январе (41% в январе-2024). Это может свидетельствовать о том, что часть россиян в последние два месяца начали тратить накопления на текущее потребление (в том числе вследствие роста кредитных ставок – например, ПСК по кредитным картам повысилась до 44,8%).

В феврале несколько повысился (с минус 46,8 до минус 39,5 пункта) индекс условий кредитования. Но они квалифицировались респондентами как жесткие. Предприятия по-прежнему отмечали снижение доступности кредитов, корректировку льготных программ и повышение требований к финансовому положению заемщиков и залоговому обеспечению.

Обеспеченность кадрами в начале текущего года оставалась на уровне четвертого квартала-2024 – вблизи исторических минимумов. Наиболее острый дефицит наблюдался в обрабатывающих отраслях. Планы же найма новых сотрудников в целом по экономике в первом квартале-2025 стали более сдержанными, чем в последнюю четверть прошлого года (за исключением производства потребительских товаров, электроэнергетики и агросектора). Главная причина сдержанности – давление роста издержек на рабочую силу. Компенсировать нехватку персонала в принципе могло бы повышение производительности труда за счет увеличения инвестактивности. Ее темпы, однако, вызывают немало вопросов.

В третьем квартале-2024 баланс ответов предприятий (то есть превышение доли увеличивавших капвложения над теми, кто сохранял их на том же уровне, либо даже сокращал – прим. авт.) составил 5,2 пункта, в четвертом квартале – уже 4,1 пункта. Ожидания на первый квартал текущего года, отмечают в ЦБ РФ, более умеренные.

Напомним, что, по первой оценке Росстата, инвестиции в основной капитал в 2024 году выросли на 10,2% г/г с вкладом в 2,3 п. п. в прирост ВВП на 4,1%. Вместе с тем в ЦМАКП считают, что высокий темп во многом связан с динамикой оборонных и смежных с ними отраслей, а также перезапуском производств ушедших из РФ западных компаний. Предложение же инвесттоваров (производство и импорт машин и оборудования гражданского назначения и базовых стройматериалов) последовательно снижалось. Сезонно очищенные приросты в первом-третьем кварталах прошлого года (за последний квартал данные пока отсутствуют – прим. авт.) насчитывали 3,5% к/к, 0,8% к/к и 0,6% к/к.

На затягивании формирования полноценного инвестиционного цикла сказываются и системные ограничения: высокий уровень неопределенности в сочетании с жесткими денежно-кредитными условиями; сохраняющийся дефицит предложения инвесттоваров, в том числе их импорта из «дружественных стран»; сокращение объема валовой прибыли как основного источника финансирования частных инвестиций. Но именно эти ограничения, сказываясь на эффективности капвложений, отражаются на оценках потенциального выпуска (с разбросом от 1,2% до 3,5% в год) и соответственно сроках преодоления текущего дисбаланса между предложением и спросом (от полутора-двух до 4-6 лет). Критерием же ослабления или преодоления факторов, сдерживающих инвестактивность, остается повышение производительности труда.

Согласно расчетам ЦМАКП, в настоящее время в РФ наблюдается существенная дифференциация ее уровня по отраслям.

Наиболее высокий уровень производительности – почти $300 тыс. в год на занятого – наблюдается в добыче полезных ископаемых. Это втрое выше, чем в среднем по странам Восточной Европы и примерно соответствует уровню развитых стран Западной и Северной Европы (хотя составляет лишь 60% от уровня производительности отрасли в США).

Высокий абсолютный уровень производительности – $210-225 тыс на занятого – наблюдается ещё в двух секторах услуг: ИКТ и финансовом посредничестве. При этом производительность труда в финсекторе почти двукратно превосходит уровень стран Восточной Европы, практически не уступает странам Западной Европы (93% от их уровня) и несильно отстаёт от производительности финсектора США (73%). В секторе ИКТ уровень стран Восточной Европы превышен в 1,4 раза и невелико отставание относительно стран Западной Европы (75%). От США наблюдается кратное отставание (32%) ввиду очень высокой производительности сектора ИКТ в этой стране.

Ещё одна группа секторов с повышенной производительностью – на уровне $118-135 тыс на занятого – включает нефтехимический сектор, металлургию и сектор коммерческих услуг. При этом промышленные сектора опережают страны Восточной Европы, но существенно отстают от уровня развитых стран. Российский сектор коммерческих услуг находится примерно на мировом уровне.

В других секторах и отраслях в РФ ситуация хуже. В машиностроении ($24 тыс на одного занятого) производительность труда ниже уровня стран Восточной Европы вдвое, развитых экономик в целом – в 6 раз, США – в 10 раз. Деревообработка и легкая промышленность отстают по этому же показателю от Восточной Европы в 2,3-3,3 раза, от США и развитых стран Европы – в 8-13 раз, от уровня добывающих российских производств – в 30 раз.

Пониженная производительность характерна также для торговли, строительства и отчасти транспорта. На три этих сектора приходится 39% занятых, но только 24% валовой добавленной стоимости.

Отсюда, уверены в ЦМАКП, и значимость задачи повышения производительности труда. Так, выравнивание ее показателей до уровня восточноевропейских стран в отстающих секторах позволило бы высвободить около 11 млн человек (свыше 15% занятых в настоящее время). Для этого, однако, потребуется существенное увеличение инвестиций. В одном лишь машиностроении их нынешний годовой объем примерно с 1 трлн рублей должен возрасти в 3-4 раза.

Новые подходы к решению вопросов роста производительности труда будут реализованы в новой версии профильного федерального проекта. 11 февраля в правительстве этому посвятили специальную стратегическую сессию. К 2030 году валовая добавленная стоимость на одного занятого должна увеличиться на 21% (в 2012-2018 годах этот темп насчитывал 7,8%, в 2019-2024 годах – 8,2%). Проект с точечной поддержкой отдельных компаний будет распространен на 40% предприятий и все организации социальной сферы (123 тысячи). Для ускорения процесса предполагается сокращение расходов бюджета на помощь малоэффективным субъектам экономики, при этом отраслевые меры поддержки будут увязаны с показателями производительности. К федеральному и 60 региональным центрам компетенций добавятся еще 6. Вся эта сеть будет оказывать производственный консалтинг и обучать бизнес бережливым технологиям. К маю 2025 года министерства должны представить программы по повышению производительности труда и предложения по снятию административных барьеров в своих отраслях. Координировать их реализацию будет Минэкономразвития через цифровую платформу «Производительность.РФ», где будет проводиться мониторинг, интегрированный с данными ФНС, Росстата и профильных министерств.

Регулятивная поддержка повышения производительности труда, критически необходимого для увеличения потенциала экономического роста до 3%, неотделима от стимулирования инвестиций. Их объем к 2030 году должен прибавить не меньше 60%, в том числе в рамках нацпроектов технологического суверенитета. Для оптимизации процесса Президент РФ Владимир Путин на Форуме будущих технологий поручил правительству разработать надведомственный механизм управления технологическим развитием страны и предложить соответствующие структурные решения. Развитие экономики предложения может тем самым получить дополнительное ускорение.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net