Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

21.03.2025 | Марина Войтенко

Бедность и неравенство на разных траекториях

Марина Войтенко12 марта Росстат сообщил, что численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума в 2024 году, по предварительным данным, составила 10,5 млн человек или 7,2% (12,2 млн человек или 8,2% в 2023 году). Основная причина выхода показателя на самый низкий исторический уровень – существенный рост зарплат в условиях дефицита рабочей силы и перегрева экономики. Напомним, что президент РФ Владимир Путин в майском указе 2024 года поставил задачу сократить уровень бедности ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036-му. С учетом этого успех-2024 очевиден, но, как отмечают в Минтруда, каждый следующий шаг будет даваться все тяжелее, что будет сокращать потенциал вклада борьбы с бедностью в снижение социального неравенства, которое в 2023-2024 годах вновь стало усиливаться.

Коэффициент Джини, по данным Росстата, в последние два года насчитывал 0,405 и 0,408 соответственно (национальные цели по этому показателю составляют 0,37 к 2030 году и 0,33 в 2036-му – прим. авт.). Одновременно увеличился коэффициент фондов, отражающий разрыв между 10% населения с самыми высокими доходами и 10% граждан с самыми низкими доходами, – с 14,8 раза до 15,1 раза. В основе роста – резко усилившаяся неравномерность повышения зарплат и доходов (в том числе от банковских вкладов и других фининструментов), связанная с востребованностью разных профессий в ходе адаптации экономики к новым условиям.

В текущем году по мере замедления макродинамики, снижения инфляционного давления и ослабления жесткости рынка труда, а также вследствие внедрения пятиступенчатой шалы НДФЛ (с максимальной ставкой в 22%) эксперты ожидают стабилизации или даже некоторого сокращения неравенства. Вместе с тем ряд обстоятельств способны осложнить реализацию этого предположения.

Прежде всего, речь идет о коррекции ожиданий по динамике заработной платы в текущем году. По данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата в 2024-ом выросла на 18,3% г/г до 87, 952 тыс рублей (в декабре она, впрочем, подскакивала до 128, 665 тыс рублей, увеличившись на 21,9% г/г – прим. авт.).

Согласно опросам консалтингово-аудиторской компании «Б1» в 2025 году планируют пересмотреть зарплаты своих сотрудников 86% компаний, 12% еще не приняли решений, 2% изменений не планируют. Общий тренд – снижение доли работодателей, применяющих «ковровые» индексации, то есть для всех сотрудников на единый процент. Рост зарплат при этом будет сильно неравномерным по отраслям, регионам и категориям работников и зависящим от общеэкономической конъюнктуры. Медианный уровень повышения зарплат по всем группам занятых составит, как ожидается, 10% с основным фокусом на рабочих специальностях: для них оплата труда вырастет на 10-12%, для специалистов и управленцев – на 6-10%.

Примечательно, что согласно опросу «Б1» в 2025 году выросла доля компаний, которые не будут менять численность персонала: если годом ранее их было 46%, то теперь больше половины, 56%. Планируют увеличить численность сотрудников 38% (в среднем на 9%), а 6% – напротив, снизят. Средний процент сокращения персонала, как ожидается, составит 12%.

Для стабилизации численности занятых и удержания персонала используется удаленная работа. Такую возможность полностью или частично предоставляют 76% компаний. Все чаще (это делает уже каждый пятый) работодатели применяют практику «аутстаффинга» – привлечение сотрудников через стороннюю компанию для выполнения определенных задач или проектов. Как правило, это административная поддержка, IT-сопровождение, складская и производственная логистика. В среднем эти функции выполняют до 5% среднесписочной численности персонала. Использование такой «заемной» рабочей силы позволяет оптимизировать трудовые издержки.

Заметный тренд-2025 – большее, чем в прошлые годы распространение практики ежеквартальных, ежемесячных и даже еженедельных премиальных выплат. Доля компаний с годовыми выплатами снижается: в 2023 году – 73%, в 2024-ом – 65%. При этом уже 53% предприятий и организаций выплачивают ежемесячные бонусы рабочим в зависимости от выполнения целевых показателей, 32% – такие премии специалистам, 27% – управленцам среднего звена, и лишь 12% топ-менеджменту. Эксперты отмечают, что более частные премии – это, прежде всего, компенсация за переработки и мотивация к росту производительности. В то же время изменения системы премирования сказываются усилением неравенства, которое особенно ярко проявляется в соотношении средних уровней зарплат в корпоративном и бюджетном секторах.

Последний заметно отстает, что усиливает тренд к стагнации и даже снижению благосостояния среднего класса. Согласно исследованию НИУ ВШЭ «Городской средний класс: основные черты и особенности потребительского поведения», среднестатистический представитель этой социальной группы по основному месту занятости зарамбатывает 75 тыс рублей. У бюджетников средняя зарплата еще ниже. Между тем это 20-25% численности среднего класса, который, по различным оценкам последних лет, насчитывает 32-37% населения.

Выход из текущей неблагоприятной ситуации – намеченная реформа оплаты труда в бюджетной сфере (учителей, врачей, соцработников и других категорий). Но она делает лишь первые шаги: в текущем году новые системы оплаты труда каждого вида деятельности будут апробироваться в трех регионах.

Остропроблемная группа населения с точки зрения роста неравенства – пенсионеры. По состоянию на 1 января 2025 года количество пенсионеров на учете в Социальном фонде России (СФР) составило 41,17 млн человек, увеличившись за год на 94 тыс. человек, или 0,2%.

В разрезе работающих/неработающих пенсионеров основной прирост численности произошел в категории официально работающих пенсионеров: в 2024 году их стало больше на 343 тыс. человек – 8,2 млн (и на 373 тыс. больше за четвертый квартал). Численность неработающих пенсионеров по итогам 2024 года, напротив, сократилась – на 248 тыс. человек, до 32,96 млн.

Количество пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости, в 2024 году практически не изменилось (снизилось на 0,3 тыс. человек) и составляет 33,38 млн по состоянию на 1 января 2025 года. Социальную пенсию получают 3,47 млн человек, по инвалидности – 2,22 млн.

Пенсии работающих росли более активно, чем пенсии неработающих: если средний размер выплат трудоустроенных пенсионеров увеличился за год на 22%, до 20,83 тыс. рублей, то неработающих – на 10%, до 23,75 тыс. рублей. Закономерно снизилась и разница в среднем размере выплат: если в 2023 году она составляла 4,5 тыс. рублей, то по итогам 2024-го – 2,9 тыс. рублей.

При этом повышательная динамика зарплат в 2024 году привела к двоякому результату. С одной стороны, до 1,4 трлн рублей сократился первичный дефицит бюджета СФР (в предыдущие 10 лет он в среднем превышал 2 трлн рублей). По данным ФНС, поступления обязательных страховых взносов в 2024 году составили 12,8 трлн рублей, что на 20,9% или на 2,2 трлн рублей больше, чем в 2023 году. Заметим, что 10,15 трлн рублей из объема всех взносов были потрачены на выплату страховых пенсий (за счет доходов Социального фонда обеспечивались 86% выплат, в 2023 году – 75%, в 2022-ом – 67% – прим. авт.).

В то же время коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) составил в целом за 2024 год 21,0%, в том числе в декабре 16,4%. В реальном выражении пенсии потеряли за прошлый год 0,8% г/г, в декабре – 1,9% г/г.

Проблема снижения уровня жизни пенсионеров, безусловно, требует системного решения. Очевидны по меньшей мере три направления:

· повышение финансовой устойчивости пенсионного обеспечения на основе восстановления и развития накопительной компоненты на основе программы долгосрочных сбережений (цель-2025 – доведение ее объема до 750 млрд рублей – прим. авт.);

· привлечение пенсионеров на рынок труда (охотнее всего их берут на работу в бюджетном секторе, но именно здесь остро востребована реформа оплаты труда);

· включение в страховую пенсионную систему самозанятых (из 12,7 млн уплачивающих налог на профессиональный доход пенсионные права сформированы лишь у 1,5 млн человек) и сокращение неформальной занятости.

По итогам 2024 года траектории уровней бедности и неравенства оказались разнонаправленными. При этом их изменения в текущем году остаются довольно неопределенными. Стабилизация и возможное снижение их показателей вероятны по мере приближения инфляции к цели и возвращения к сбалансированному росту при одновременном ослаблении жесткости рынка рабочей силы, отражающемся в сглаживании неравномерности повышения зарплат и опережающей динамике производительности труда. Необходимыми условиями для этого остаются темп роста ВВП около 2% и замедление годовой инфляции до 7-8%. Этого, однако, может оказаться недостаточно без интенсивной регулятивной поддержки инвестиций (пока их прогноз указывает на прирост-2025 в лучшем случае на 2% с небольшим после 7,4% в пролом году) и целевых адресных мер по увеличению благосостояния наиболее уязвимых групп населения.

В этом ряду по-прежнему актуальны: поддержка семей с детьми (в частности единое пособие и «налоговый кэшбек»), своевременная и компенсирующая инфляцию индексация прожиточного минимума, пособий и социальных выплат, развитие программ переобучения, повышения квалификаций и трудоустройства, реформа зарплат бюджетников, а также купирование очагов потенциальной социальной напряженности, которая может возникнуть на фоне растущего неравенства и отказа «социальных лифтов». Помочь сдерживанию неравенства и дальнейшему сокращению уровня бедности может прогрессивная шкала НДФЛ и сокращение дефицита бюджета (по итогам января-февраля он уже достиг 1,3% ВВП), позволяющие увеличить объем социальных расходов и налоговых стимулов для капвложений в производительность труда.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net