Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

29.05.2025 | Марина Войтенко

Деловая активность – напоминание о макрорисках

Марина ВойтенкоМайский индикатор бизнес-климата (ИБК) ЦБ РФ (опрос с 1 по 16 мая проведен среди 12,1 тыс нефинансовых предприятий всех базовых видов экономической деятельности) составил 5,1 пункта после 5,0 пункта в апреле и 4,8 пункта в марте. Это означает, что третий месяц подряд деловая активность сохраняется на среднем уровне четвертого квартала 2024 года. При этом в структуре индикатора наблюдаются заметные сдвиги: текущие оценки условий ведения бизнеса, оставшись в отрицательной зоне (-0,9 пункта), оказались несколько лучше среднего значения за последние три месяца (-2,1 пункта). Краткосрочные ожидания, напротив, стали более умеренными (+11,4 пункта) после трех месяцев улучшения (среднее значение с марта по май 12,3 пункта).

Снижение оптимизма отмечено практически во всех группах отраслей за исключением транспорта и агросектора. В динамике ИБК по группам предприятий (крупные, средние, малые и микропредприятия) увереннее чувствовали себя (после слабых показателей в начале года – прим. авт.) первые и вторые, малый бизнес показал снижение деловой активности.

Эта тенденция подтверждается результатами опроса 2,5 тыс. компаний Институтом экономики роста им. П.А.Столыпина. По итогам первого квартала о снижении продаж говорили 34% представителей крупных и средних компаний, 50% – малого бизнеса, 66% – микропредприятий. Тренд ставит вопрос о коррекции мер господдержки, что стало предметом заседания 19 мая правительственной комиссии по вопросам развития МСП. Ключевым приоритетом господдержки определено расширение вклада МСП в создание «экономики предложения» и в развитие передовых технологий, что означает концентрацию регулятивных стимулов на наиболее эффективных компаниях сектора в ИТ-сфере, обработке, туризме, логистике, научно-исследовательской деятельности (в них в настоящее время заняты 21% всех МСП – прим. авт.).

Одновременно принято решение об определении критериев компаний МСП+, то есть уже переросших размеры малого и среднего бизнеса, но рискующих потерять темпы развития из-за отключения господдержки (поручение о проработке ее мер для таких компаний премьер Михаил Мишустин дал Минэкономразвития и Минфину). В условиях консолидации бюджета и пересмотра программы господдержки усиливается значение закупок госкомпаний у малого бизнеса, а также его участия в нацпроектных мерах, направленных на повышение производительности труда.

Среди базовых видов деятельности наиболее неоднозначное положение в промышленности. Майские опросы ИНП РАН показали самое сильное снижение делового оптимизма руководителей предприятий с 2022 года. Главная причина – в ухудшении спроса в течение всех пяти месяцев с начала 2025 года. В мае, например, объемы продаж нормальными оценили лишь 45% респондентов (минимум с мая-2020).

Опросы бизнеса четко фиксируют охлаждение экономики. Процесс этот, однако, развивается неравномерно, что делает картину складывающихся макрорисков более сложной и объемной, особенно в добывающих отраслях и производствах товаров промежуточного и инвестиционного спроса.

По данным мониторинга предприятий ЦБ РФ, текущие оценки выпуска в мае в минус 0,9 пункта оказались лучше апрельских (-2,8 пункта) и мартовских (-2,1 пункта). На динамике сказались, прежде всего, сезонные самоощущения агросектора. Среди ограничений текущей деятельности в целом по экономике респонденты чаще всего отмечали рост издержек (30%), дефицит кадров (21%) и проблемы с финансированием оборотного капитала (16,5%). Ожидания компаний по выпуску стали более умеренными, снизившись до 12,4 пункта после 13,4 пункта в апреле. На ожиданиях сказывается текущая динамика производства. По оценке экспертов ЦМАКП, с сезонной очисткой в отраслях с чисто гражданской продукцией в первом квартале фиксируется ощутимое снижение выпуска, на динамике производств начинает сказываться сжатие спроса.

По данным ЦБ РФ, его текущие оценки в мае несколько улучшились (до минус 1,5 пункта после -2,8 пункта в апреле), но остаются в области отрицательных значений и вернулись к уровню февраля-2025 (в добывающих отраслях и энергетическом секторе, впрочем, продолжили ухудшаться – прим. авт.).

Ожидания по спросу после трех месяцев повышения в мае снизились до уровня начала года (10,3 пункта). Более сдержанными по сравнению с апрелем они стали во всех отраслях, кроме транспорта и сельского хозяйства. Самые низкие ожидания по спросу сохранились в строительстве.

Наблюдения ЦБ РФ подтверждаются оперативными данными «Сбериндекса»: в мае по сравнению с апрелем потребительские расходы выросли меньше, чем в прошлом году (3,6% против 6,2%), за счет меньшего роста трат на продовольствие (1,2% против 3,8%), общепит (2,2% против 9,1%) и услуги (2,9% против 10,9%). При этом непродовольственные траты вернулись к росту и увеличились сильнее, чем в прошлом году (6,2% против 4,7%). Впрочем, годовой темп роста реальных потребительских расходов с 12 по 18 мая по сравнению с предыдущей неделей замедлился с 5,4% до 0,5% и стал ниже уровня апреля (2,4%) за счет замедления по всем видам расходов.

На сжатие спроса указывает замедление третий месяц подряд темпов роста текущих отпускных цен. Издержки предприятий в целом по экономике выросли меньше, чем в апреле, отчасти из-за укрепления рубля (его реальный эффективный курс в январе-апреле, по оценке Банка России, вырос на 22,7% – прим. авт.). Рост издержек замедлился во всех основных отраслях, за исключением сельского хозяйства и обрабатывающих производств. Существенными факторами роста затрат для предприятий в целом оставались удорожание сырья и материалов, увеличение стоимости горюче-смазочных материалов и коммунальных расходов.

Ценовые ожидания бизнеса вновь уменьшились и стали ниже средних значений 2023 года. Средний ожидаемый предприятиями темп прироста цен на следующие три месяца в годовом выражении в мае несколько сократился и составил 4,4% (4,6% в апреле). Снижение показателя наблюдалось во всех отраслях, за исключением электроснабжения и водоотведения, где в мае он заметно увеличился. Минимальный прирост цен ожидают предприятия добычи полезных ископаемых (0,95%), а максимальный – в электроэнергетике и водоснабжении перед предстоящим повышением тарифов (16,5 и 13,0% соответственно).

В то же время майский замер инфляционных ожиданий населения показал их рост второй месяц подряд – до 13,4% (+0,3 п. п. к апрелю).

У населения без сбережений оценка ожидаемой через год инфляции прибавила 1,1 п. п., достигнув 15%, у населения со сбережениями – снизилась на 0,8 п. п., до 11,6%. Наблюдаемая населением инфляция, напротив, снизилась на 0,4 п. п., до 15,5%. Сокращение показателя зафиксировано в обеих группах респондентов: с 17,4% до 16,8% у граждан без сбережений и с 14,2% до 14% – со сбережениями. Инфляционные ожидания населения растут на фоне снижения фиксируемого Росстатом роста цен (по состоянию на 19 мая он составил 9,90% в годовом выражении после 10,33% в апреле) и сокращения темпов роста денежной массы в последние два месяца

По мнению экспертов, в числе причин повышения инфляционных ожиданий можно выделить такие факторы как: опасения последствий роста с 1 июля тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ, влияние заморозков на предложение и цены фруктов и ягод, повышение прогноза дефицита бюджета-2025 и связанная с этим вероятность ослабления рубля, высокая волатильность нефтецен, неопределенность геополитической ситуации.

По результатам майского опроса ЦБ РФ компании по-прежнему отмечали ограничения в доступности кредитования, включая усиливающиеся неценовые требования банков (в том числе по финансовому положению бизнесов и обеспечению по ссудам и займам). В то же время текущие оценки кредитных условий несколько улучшились (до минус 24,8 пункта после минус 28,3 пункта в апреле и минус 31,4 пункта в марте), вернувшись к уровням середины 2024 года.

На усилении инвестактивности это, тем не менее, не сказалось. Ожидания на второй квартал остались примерно на уровне января-марта, когда баланс ответов в пользу увеличения капвложений сократился до 3,4 пункта после 4,1 пункта в четвертом квартале-2024. Инвестдинамика при этом замедлилась в большинстве видов экономической деятельности за исключением электроэнергетики, водоснабжения и агросектора. Максимальные оценки планов на второй квартал у обрабатывающих производств, выпускающих промежуточную продукцию, минимальные – в строительстве.

Среди факторов, ограничивающих инвестактивность, по оценкам ДИП ЦБ РФ, во втором квартале существенно усилилась роль «неопределённости экономической ситуации в стране» и «уровня процентных ставок по инвесткредитам». В меньшей степени возросло значение недостаточности спроса. Практически не изменились оценки предприятиями нехватки собственных средств (прибыли), заметно снизились для дефицита рабочей силы (за исключением обработки) и собственно механизма получения кредитов на инвестиционные цели.

Примечателен анализ инвестактивности, представленный экспертами ЦМАКП. По итогам 2024 года физический объем вложений в основной капитал к уровню-2016 увеличился на 54%. Структура этого прироста (и соответственно эффективность с точки зрения технологической модернизации) однако вызывает вопросы. В 2022-2024 годах инвестиции выросли на 25,8%. Вложения в объекты интеллектуальной собственности, например, увеличились за этот период на 85%. В ЦМАКП констатируют, что это главным образом были вынужденные расходы, связанные с ходом иностранных поставщиков и необходимостью переходить на альтернативные каналы (в том числе собственные решения).

На 44% прибавили инвестиции в здания и сооружения, в том числе в транспортную инфраструктуру для переориентации поставок. При этом предложение базовых стройматериалов в физическом объеме увеличилось к уровню-2021 лишь на 9%. Сложнее всего положение с «машинами и оборудованием». Вложения в них в 2022-2023 годах упали на 10-8%, восстановившись затем в 2024-ом – к уровню-2021 прирост на 1%.

Вывод экспертов тревожен: налицо накапливающееся недоинвестирование в технологическую модернизацию, что начинает сдерживать скорость структурной адаптации экономики (скорость автоматизации рабочих мест и внедрения робототехники в РФ, например, вдвое ниже, чем в развитых экономиках мира, включая Китай). По оценке ЦМАКП, инвестиции в машины и оборудование в первом квартале-2025 могли сократиться на 5%.

Официальные и экспертные прогнозы по динамике-2025 вложений в основной капитал, как известно, в среднем в 3-3,5 раза ниже темпов прошлого года. Такое охлаждение способно сказаться заметным замедлением общеэкономического роста на всем треке до 2027 года и даже далее. Купировать этот существенный макрориск предстоит выстраиванием и отладкой комплексной системы господдержки инвестактивности, включающей таксономию проектов технологического суверенитета с регулятивными стимулами со стороны кабмина и денежных властей, федеральный и региональные налоговые инвествычеты, переход от льготного кредитования предприятий к субсидированию затрат на первичные размещения акций (это особо актуально для малых и средних высокотехнологичных компаний), развитие фондового рынка на основе долгосрочных финансовых инструментов[1]. Скорость формирования всех звеньев такой системы имеет существенное значение для устойчивости будущего роста экономики РФ.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

[1] Пример такого подхода, одновременно решающего задачу стимулирования вложений в человеческий капитал, – правительственные поправки в Налоговый кодекс, внесенные в Госдуму РФ, согласно которым софинансирование работодателем участия персонала в программе долгосрочных сбережений с размере до 12% расходов компании на оплату труда можно будет учитывать в расчете налога на прибыль.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net