Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

23.10.2025 | Марина Войтенко

Лучше ожидавшегося, но хуже требуемого

Марина ВойтенкоТак директор распорядитель МВФ Кристаллина Георгиева определила текущее состояние глобального хозяйства на брифинге по итогам традиционной осенней встречи (13-16 октября) представителей финансовых и денежных властей стран-участниц организации. Прогноз общемирового роста на 2025 год повышен аналитиками Фонда до 3,2% после прошлогодних 3,3%. В апреле, напомним, ожидалось лишь 2,8%, в июле – 3,0%. Оценка-2026 несколько ниже – 3,1%. Между тем средний темп мирового ВВП с начала века насчитывал 3,7%. Еще больше вопросов вызывает качество макродинамики в pax economica.

Доклад МВФ об этом (представлен 14 октября) красноречиво назван «Мировая экономика меняется, перспективы остаются неблагоприятными» (Global Economy in Flux, Prospects Remain Dim). При этом сохраняющаяся таможенно-тарифная напряженность – это лишь одна краска в общей картине структурных ограничений мирового развития. Не теряют актуальности инфляционное давление, повышенная стоимость заимствований, растущий глобальный долг, фискальные дисбалансы, расширяющийся технологический разрыв, усиливающий расхождение страновых темпов роста. Причем все это происходит на фоне глубоких трансформаций демографических и климатических трендов и, конечно же, геополитики. Результат – резкое повышение уровня неопределенности. В МВФ подчеркивают: похоже, она стала новой нормой и останется надолго.

В этих обстоятельствах прогнозы и анализ факторов, лежащих в их основе, по-прежнему остаются существенным ориентиром для понимания баланса возможностей и рисков наблюдаемого состояния глобальной экономической системы.

Ожидания МВФ по мировой инфляции-2025 оставлены без изменений на уровне 4,2%, на 2026 год повышены на 0,1 п. п. до 3,7%. Фонд по-прежнему сохраняет прогноз по инфляции в странах с развитой экономикой в текущем году – 2,5%, на 2026 год повысил оценку на 0,1 п. п. до 2,2%. Прогноз по странам с формирующимся рынком и развивающимся странам снижен на 0,1 п. п. до 5,3% в 2025 году и повышен на 0,2 п.п. до 4,7%, в 2026-ом.

МВФ существенно, на 1 п.п., повысил оценку роста объема мировой торговли на 2025 год – до 3,6% с 2,6% – в результате она превысила изначальные предположения (в июле было повышение на 0,9% после апрельского снижения до 1,7% с 3,2%). Прогноз на 2026 год улучшен до 2,3% с 1,9% (в январе фонд ожидал рост на 3,3%).

Фонд также улучшил прогноз снижения средней цены нефти в 2025 году – на 12,9% (ранее – на 13,9%) до $68,92 за баррель (было $68,18/барр, речь идет о среднеарифметическом значении стоимости трех разных бенчмарков – Brent, WTI и Dubai). В 2026 году, по прогнозу фонда, цена снизится на 4,5% (ранее – на 5,7%) – до $65,84 (ранее – $64,33).

Несколько скорректированы прогнозы по темпам экономического роста.

Прогноз роста экономик стран с формирующимся рынком и развивающихся стран на 2025 год повышен на 0,1 п. п. до 4,2%, на 2026-ой – сохранен на уровне 4%. Оценку роста развитых стран МВФ также повысил на 0,1 п. п. – до 1,6% в текущем году, в 2026-ом по-прежнему ожидается прибавка на 1,6%.

Фонд оставил без изменений прогноз роста экономики Китая и на 2025 -й, и на 2026-й годы – 4,8% и 4,2% соответственно. Повышена оценка роста ВВП Индии – в 2025 году на 0,2 п. п. до 6,6%, на 2026-ой, напротив, снижена – на 0,2 п. п. до 6,2%. Прогноз для Бразилии повышен на 0,1 п. п. в текущем году до 2,4%, снижен на 0,2 п. п. на 2026-й – до 1,9%.

Фонд повысил прогноз роста ВВП США на 0,1 п. п. ежегодно – до 2% и 2,1% соответственно. Также МВФ улучшил свой прогноз роста-2025 экономики стран еврозоны на 0,2 п. п. до 1,1%, на 2026 год снизил оценку до 1,1% с 1,2%.

В Германии фонд ожидает в текущем году рост на 0,2% (ранее – 0,1%), в 2026-ом – 0,9% (оценка не изменилась). Прогноз для Испании на 2025 год увеличен до 2,9% с 2,5%, на 2026-й – до 2% с 1,8%. По ВВП Франции оценка повышена до 0,7% с 0,6% в 2025 году и понижена до 0,9% с 1% в 2026-ом. По экономике Италии прогноз на 2025-2026 годы остался неизменным – 0,5% и 0,8%. МВФ также повысил оценку роста ВВП Великобритании на 2025 год – на 0,1 п. п. до 1,3%, прогноз на 2026 год снизил на 0,1 п. п. до 1,3%. Прогноз по экономике Японии был повышен на 0,4 п. п. на текущий год до 1,1%, и на 0,1 п. п. до 0,6% на 2026-й.

Улучшение ожиданий в октябре в сравнении с апрельскими и июльскими обусловлены, как считают в Фонде, умеренно жесткой политикой центробанков, несколько большей сдержанностью госрасходов (в ряде стран введены новые бюджетные правила), выраженной повышательной конъюнктурой финансовых рынков (в том числе расширением торговли облигациями, номинированными в нацвалютах), гибкостью и способностью к адаптациям частно-корпоративных секторов экономик и, конечно, менее разрушительными, чем предполагалось в середине весны текущего года, последствиями тарифных войн.

В целом в pax economica пока удается избежать развязывания мировой торговой войны по принципу «око за око, зуб за зуб». Тем не менее открытость глобальной экономики существенно сократилась. При этом она в полной мере не прошла еще проверку на устойчивость. В условиях неснижающейся неопределенности (одним из ее признаков в МВФ видят, например, рост мирового спроса на золото, доля которого в международных резервах центральных банков уже превысила 20%) все еще отсутствуют гарантии заключения долгосрочных торговых соглашений между конфликтующими сторонами.

Примечательна оценка текущей ситуации главным экономистом МВФ Пьером-Оливье Гуринша: «В целом, несмотря на стабильность в первом полугодии, перспективы развития остаются неустойчивыми, а риски по-прежнему смещены в сторону ухудшения ситуации. Основной риск заключается в том, что из-за возобновления торговых споров и отсутствия их урегулирования тарифы могут еще больше повыситься, что в сочетании со сбоями в цепочках поставок может привести к снижению мирового объема производства на 0,3% в следующем году».

Опасение связано, прежде всего, с немалой вероятностью возникновения негативных шоков предложения и усилением вследствие этого инфляционного давления. Наряду с этим тревогу в Фонде вызывают и другие «вызревающие риски ухудшения положения дел». Во-первых, речь идет о росте инвестиций в технологическую гонку (например, в применение искусственного интеллекта), отражающуюся динамикой финрынков, все более напоминающей бум вокруг интернета в конце 1990-х годов. Резкий пересмотр цен на активы из-за неоправдавшихся ожиданий прибыли от внедрения новых технологий может вызвать основательную рыночную коррекцию с негативными последствиями для экономического роста.

Во-вторых, все больше вопросов вызывают перспективы структурных трансформаций экономик Китая и США с повышенными рисками в обеих странах для финансовой стабильности и вторичными эффектами для прочих участников глобального хозяйства.

В-третьих, все больше стран, в том числе с развитой экономикой сталкиваются с возрастанием нагрузки на бюджет (ростом расходов на оборону, промышленную политику в условиях фрагментации глобального хозяйства, борьбу с изменением климата, социальную поддержку стареющего населения и т.п.), что при увеличении дефицита и госдолга способно вызвать повышение реальных процентных ставок и соответственно замедление макродинамики.

Уровень глобального государственного долга превысит отметку 100% мирового ВВП в 2029 году, прогнозируют эксперты МВФ в октябрьском обзоре Fiscal Monitor. В 2025-ом показатель достигнет 94,7% ВВП (92,4% в 2024-ом). При этом во многих крупных экономиках, в том числе в Канаде, Франции, Японии и Великобритании, госдолг уже превышает 100% ВВП.

Антилидерами по темпам роста госдолга по итогам-2025, вероятнее всего, останутся Китай и США. В этом году госдолг КНР составит 96,3% ВВП (в прошлом году – 88,3% ВВП), при этом уже в следующем он может увеличиться до 102,3% ВВП. В США госдолг в 2025 году достигнет 125% ВВП (122,3% ВВП), в 2026-м – 128,7%. При сохранении трендов к 2030 году госдолг в Китае и США достигнет 116,1% и 143,4% ВВП соответственно.

Четвертым фактором риска для глобального роста остаются регулятивные возможности центральных банков. Отчасти это связано с усилением политического давления на них в условиях нарастания бюджетных ограничений (характерный пример – неустанные призывы президента США Дональда Трампа к ФРС о снижении ключевой ставки). С другой стороны, очевидно также и то, что эффективные регулятивные правила для оборота цифровых финактивов, криптовалют и стейблкоинов с привязкой к нацвалютам еще только формируются. То же относится к деятельности небанковских финансовых организаций, доля которых в общемировом объеме кредитования и финансирования через инвестиции в ценные бумаги уже насчитывает почти 50%.

Понятно, что на фоне серьезных рисков ухудшения глобального роста МВФ не мог не сформулировать позитивную повестку действий для его ускорения. Первоочередной целью определена устойчивость повышения производительности труда в частном бизнесе. Принципиальное значение для этого имеет справедливая конкуренция, при которой системы регулирования не должны ни создавать несправедливые преимущества, ни мириться с ними. Не менее важны обеспечение и защита других слагаемых экономической свободы, включая права собственности, верховенство закона, достоверные данные, действенные своды правил о банкротстве, пристальный надзор за финансовым сектором и независимые, но подотчетные институты.

Следующий пункт – решительное оздоровление финансов, находящихся в распоряжении правительств как в развитых, так и в развивающихся экономиках. Речь идет, прежде всего, о повышении эффективности госрасходов и их рациональном перераспределении. По оценке МВФ (приведена в октябрьском выпуске «Бюджетного вестника» на основе анализа данных по 174 странам), потенциально при использовании передовых практик вклад бюджетных расходов в экономику способен увеличиться примерно на треть. Например, перераспределения 1 п. п. ВВП с расходов на госпотребление на инфраструктурные инвестиции увеличивает примерно в течение 25 лет объемы производства в развитых экономиках на 1,5%, в развивающихся – на 3,5%; перераспределение того же объема расходов на инвестиции в человеческий капитал увеличивает указанный эффект на 3% и 6% соответственно.

Третья принципиально важная цель – сокращение вновь нарастающих дисбалансов счетов текущих операций. Для этого ключевым игрокам, прежде всего США и Китаю, рекомендовано скорректировать экономическую политику. Для Штатов чрезвычайно актуально последовательное сокращение дефицита федерального бюджета и стимулирование сбережений домашних хозяйств и пенсионных накоплений. Для Поднебесной – бюджетная экспансия в качестве переходной меры к долговременному изменению структуры расходов в условиях слабого рынка недвижимости и дефляционного давления. Как полагают в МВФ, необходим набор бюджетно-структурных мер для увеличения частного потребления, перехода к новой модели роста и оживления экономики, что также поможет противостоять недавнему снижению реального обменного курса, которое препятствует восстановлению равновесия. Наряду с прочими мерами этот набор должен включать увеличение расходов на системы социальной защиты и расчистку сектора недвижимости при значительном сокращении расходов на промышленную политику, которые оцениваются в очень высокую сумму в 4,4% ВВП в год.

Успешное продвижение в реализации позитивной повестки, по расчетам аналитиков Фонда, может обеспечить прирост глобального ВВП в краткосрочной перспективе на 1 п. п. Ожидания, конечно, амбициозны, экономико-политическая инерция способна основательно удлинить срок их сбываемости. Много важнее, что поиск баланса между структурными изменениями в глобальном хозяйстве и управлением их рисками становится своего рода регулятивным мейнстримом. По сути об этом же и содержание исследований механизмов устойчивости роста в условиях «созидательного разрушения» сложившихся хозяйственных структур под напором инноваций в широком смысле слова лауреатов Нобелевской премии-2025 по экономике (Джоэля Мокира, Филиппа Агьона и Питера Ховитта).

В обновленном прогнозе МВФ рост ВВП РФ в текущем году оценен в 0,6%, в 2026-ом – в 1%. Предположение, скорее всего, избыточно консервативно. Октябрьский индикатор бизнес-климата ЦБ РФ поднялся до 2,6 пункта после 1,2 пункта в сентябре. Впрочем, вместе с повышением ценовых ожиданий предприятий и некоторым ускорением инфляции со снятой сезонностью. Не исключено, что темп ВВП-2025 окажется в окрестности 1% или даже несколько выше. При этом продолжается торможение инвестактивности – в третьем квартале 2,3 пункта (минимальный темп с июля-сентября 2022 года) после 3,2 пункта во втором. В таком «раскладе» повторить прошлогодний рост производительности труда на 2,7% вряд ли удастся. Возникают вопросы и по поводу ее прогнозируемого ежегодного прироста на 2,5% до 2030 года. Это означает, что внимание к мерам, позволяющим добиться большей устойчивости глобальному росту, и их применение в российских условиях остается весьма актуальным для отечественных регуляторов.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net