Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

Панамский канал останется в руках Панамы и будет открыт для торговли из всех стран. Об этом заявил панамский администратор водного пути, Рикаурте Васкес который назвал опасными утверждения избранного президента Дональда Трампа о том, что США должны взять его под свой контроль.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

18.12.2025 | Марина Войтенко

Системные задачи структурной трансформации

Марина ВойтенкоПо традиции в конце года (8 декабря) состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении отметил, что 19 нацпроектов, включающие 121 показатель для достижения национальных целей-2030, в целом стартовали успешно. Вместе с тем в ходе их реализации обозначились проблемные зоны, требующие постановки на перспективу и решения шести системных задач: подготовки и осуществления комплекса мер для перелома негативной демографической ситуации; формирования до конца 2026 года платформы для выхода на темпы роста ВВП РФ на темпы не ниже мировых; изменения структуры внешней торговли; обеления экономики; существенного повышения производительности труда; донастройке регулятивных стимулов освоения нового технологического уклада в нефинансовых секторах, на финансовом рынке, в социальной сфере и госуправлении. Темп реализации этих задач, подчеркнул Владимир Путин, должен серьезно возрасти, нужно быстрее переходить к фронтальной работе, усиливая при этом и ее региональную составляющую в целях сокращения разрывов в уровнях развития субъектов РФ.

Решение поставленных системных задач будет достигаться в ходе реализации Плана структурных изменений в экономике до 2030 года, в основу которого положено развитие экономики предложения. В нем предусмотрено последовательное увеличение вклада в экономический рост отраслей с высокой добавленной стоимостью: машиностроения, электроники, робототехники, химкомплекса (в том числе производства новых материалов), фармацевтики, креативной индустрии и туризма.

В итоге доли в ВВП обрабатывающей промышленности, НИОКР, информационных технологий, финансового сектора и туризма должны каждая увеличиться на 2 п. п. Удельный вес нефтегазового комплекса – напротив, снизиться на 3,6 п. п. от текущего уровня. Помимо этого, структурный сдвиг будет отслеживаться по 60 индикаторам, включающим в том числе изменения в соотношении ненефтегазовых и прочих доходов бюджета, отраслевом распределении занятости, модели потребления, качестве инвестклимата, внедрении передовых технологий, внешнеэкономической деятельности, эффективности обороны и безопасности.

Неотъемлемой частью плана структурных изменений стали меры по обелению экономики. По оценке Минфина в настоящее время доля «теневого сектора» в экономике РФ может насчитывать 10-12% ВВП. Расчеты показывают, что план обеления способен сократить ее на 1,5 п. п. за три года, сумма же дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней с 2027 года составит 0,5% ВВП или 1 трлн рублей в год.

В числе намеченных мер:

· запуск механизма подтверждения реальности российского получателя товара, ввозимого из стран ЕАЭС, и авансовой уплаты «ввозного» НДС;

· организация контроля ФНС стоимости таких ввозимых товаров;

· исключение бесконтрольного вывоза из России наличных рублей, имеющих неустановленное происхождение, в том числе в государства-члены ЕАЭС, а также вывоза золота в слитках с территории России;

· мероприятия, направленные на борьбу с лицами, осуществляющими деятельность в сфере торговли и оказания услуг без государственной регистрации или не использующих контрольно-кассовую технику;

· исключение подмены трудовых отношений договорами с самозанятыми через законодательное закрепление признаков трудовых отношений, а также введение административной ответственности работодателя;

· комплекс мер по стимулированию перехода к безналичным формам оплаты;

· законодательное регулирование оборота цифровой валюты, а также установление административной ответственности за нарушение законодательства о майнинге цифровых валют и уголовной ответственности за незаконный майнинг;

· ужесточение ответственности вплоть до уголовной для лиц, незаконно осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских кредитов;

· введение лицензирования оптовой и розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией.

Наряду с дополнительными доходами бюджетной системы еще более значимым эффектом обеления должна стать системная поддержка конкуренции за счет выравнивания ее условий во всех секторах экономики, что способно существенно добавить комфортности инвестиционному климату и тем самым ускорить формирование нового облика экономической структуры.

Решающий вклад в это призвана обеспечить национальная модель целевых условий ведения бизнеса. На федеральном уровне речь идет о «дорожной карте» из 280 мероприятий, распределенных по 11 направлениям: регистрация бизнеса и налогообложение, недвижимость, энергетическая инфраструктура, коммунальная инфраструктура, трудовые нормы, финансовые услуги, инновации и патенты, конкуренция, международная торговля, а также банкротство. Соответствующие региональным задачам и условиям «план-карты» должны быть и в субъектах РФ. Реализация целевых показателей должна способствовать росту инвестиций на 60% к 2030 году и вхождению России к этому же сроку в ТОП-20 стран по качеству деловой среды.

План структурных изменений взаимоувязывает исполнение всех национальных проектов. Он будет доработан в части мер, направленных на сбалансированность развития регионов, а также в ходе подготовки отдельного федерального проекта по креативной индустрии.

Условия старта в решении системных задач структурных трансформаций складываются в текущем макроконтексте завершающегося 2025 года. Постепенное замедление роста российской экономики в третьем квартале до 0,6% г/г (после 1,6% г/г в апреле-июне) было преимущественно сосредоточено в отраслях, ориентированных на внутренний спрос. Прежде всего, оно коснулось его инвестиционной составляющей, в меньшей степени – потребительской. На фоне сокращения нефтегазового экспорта наблюдается расширение ненефтегазовых загранпоставок. В октябре-ноябре деловая активность оживилась, но осталась очень неравномерной по отраслям. Слабая динамика в обрабатывающих отраслях, не связанных с ОПК, сочеталась с ее некоторым усилением в сфере услуг и восстановлением выпуска в нефтепереработке. На фоне торможения темпов роста зарплат появились признаки нормализации на рынке труда. При этом потребительская активность граждан остается довольно устойчивой.

По данным ноябрьского мониторинга ЦБ РФ отраслевых финансовых потоков, объем входящих платежей вырос по сравнению с октябрем и оказался на 2,7% выше среднего уровня третьего-второго кварталов (в октябре лишь на 0,6%). При этом в области отрицательных значений оказались лишь отрасли инвестиционного спроса (минус 0,8% после +5,6% месяцем ранее). Финпотоки в отраслях, ориентированных на потребительский спрос, выросли на 3,1% (-0,2% в октябре), в госпотреблении сохранили октябрьский прирост на 3,1%, в промежуточном потреблении увеличились на 3,1% (-0,4% в предыдущем месяце). У экспортеров тоже произошла перемена знака – +3,2% после минус 1,2%.

За 11 месяцев дефицит федерального бюджета сложился в размере 4,3 трлн рублей или 2% ВВП, прибавив к результату января-октября 0,1 п. п. или 0,1 трлн рублей. В декабре до выполнения годового плана по госрасходам осталось потратить 5,6 трлн рублей, что в 1,6 раза выше среднемесячного объема в текущем году. В 2022-2024 годах такое декабрьское превышение, впрочем, насчитывало 2-3 раза. Вклад традиционной бюджетной декабрьской эмиссии в проинфляционные риски, таким образом, будет заметно умереннее.

Согласно опубликованным 10 декабря данным Росстата, в ноябре потребительские цены в РФ выросли на 0,42% к октябрю (месяцем ранее – на 0,5% м/м). Инфляция в годовом выражении по итогам месяца составила 6,64% (в октябре – 7,71% г/г). Основной вклад в рост цен в ноябре вновь внесло продовольствие (плюс 0,69% м/м), услуги стали дороже на 0,36% м/м, непродовольственные товары – на 0,16% м/м.

То есть данные Росстата фиксируют замедление роста потребительских цен после его ускорения в сентябре-октябре. В текущем месяце этот тренд продолжается: по состоянию на 8 декабря недельный шаг инфляции составил 0,05% при этом в годовом выражении они уменьшилась до 6,34% г/г. Годовая инфляция продолжает замедляться по мере выхода из базы расчета высоких значений прироста цен в последние месяцы 2024 года. Тем не менее устойчивое ценовое давление пока остается выше целевого уровня.

Как отмечают в ДИП ЦБ РФ, «в целом баланс рисков остается смещенным в сторону проинфляционных. В начале 2026 г. в динамике цен проявится эффект от увеличения ставки НДС и других налоговых новаций. Прямой эффект на цены от изменения налога является разовым. Однако высока вероятность проявления значимых вторичных эффектов на динамику цен через повышение инфляционных ожиданий. Судя по последним опросным данным, этот эффект уже начал проявляться среди предприятий».

Спешить с выводами об исчерпании периода высокой инфляции поэтому преждевременно. Сохранение жесткости денежно-кредитной политики все еще требует времени для полноценного замедления устойчивых компонентов роста цен и снижения инфляционных ожиданий, что, в свою очередь, необходимо для расширения предложения.

2026 год – первый в реализации плана структурных изменений обещает быть макроэкономически сложным. На это в частности указывает неоднородность экспертных ожиданий относительно четвертого квартала-2025: от минус 0,8% до +1,7% г/г. При этом предполагаемый итоговый темп ВВП в текущем году практически во всех версиях располагается в рамках прогнозного интервала ЦБ РФ в 0,5-1,0%, причем в большинстве случаев несколько ниже его верхней границы. Например, в декабрьском макроэкономическом опросе Банка России аналитики снизили консенсус-прогноз с 1,0% до 0,9%. Прогноз ВВП-2026, впрочем, тоже потерял 0,1 п. п. до 1,1%. Медиана долгосрочного роста ВВП насчитывает 1,8% (сокращение на 0,2 п. п.).

Среди других консенсус-ориентиров на 2026 год: инфляция – 5,1% г/г; уровень безработицы – 2,4%; рост номинальной зарплаты – 8,2% (скорректирован на 0,2 п. п. вниз), реальной – на 2,7% (оставлен без изменений); среднегодовое значение ключевой ставки – 14,1% в ноябре оценивалась в 13,7%); дефицит консолидированного бюджета – 2,2% ВВП (месяцем ранее предполагалось 1,7% ВВП). С $61 млрд до $49 млрд ухудшен прогноз внешнеторгового профицита при более крепком курсе рубля в декабре его прогноз на конец 2026 года насчитывает 90,3 руб/$, в ноябре предполагался 94,6 руб/$).

Конечно, консенсус-прогноз макроаналитиков – вовсе не догма. Существенные перемены могут быть вызваны «раскладами» геополитических обстоятельств в контексте урегулирования конфликта в Украине. Может вмешаться фактор геофинансового риска из-за очевидного пузыря на рынках ценных бумаг ведущих высокотехнологических компаний (особенно в сфере генеративного ИИ), схлопывание которого способно спровоцировать новый мировой кризис. Все эти дополнительные вводные к базовому варианту прогнозируемой макродинамики на деле лишь еще больше актуализируют решение системных задач на перспективу, стоящих перед экономикой РФ, повышение потенциала роста которой уже невозможно без глубоких структурных реформ.

Марина Войтенко — экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net