Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

04.04.2006

Бренд «Сибнефти» и эпоха Абрамовича

«Газпром», купивший осенью у Романа Абрамовича «Сибнефть», сделал все, чтобы впредь нефтяная компания не ассоциировалась с чукотским губернатором. Как заявил глава газового концерна Алексей Миллер, название и бренд «Сибнефть», существующий с августа 1995 года, скоро будут преданы забвению. Уже через месяц компания будет переименована в «Газпромнефть», зарегистрирована в Санкт-Петербурге и там же, в Северной столице, на Английской набережной, будет ее главный офис. После чего «Газпромнефть» станет главным налогоплательщиком Питера, и, как обещает губернатор Матвиенко, в течение десяти лет ежегодно по 6 млрд. рублей налоговых поступлений «Газпромнефти» в городскую казну будет отчисляться на строительство нового офисного комплекса «Газпром-сити» с 300-метровым небоскребом, куда переедут не только структуры газового концерна», но и местные органы власти. Происходящее вокруг «Сибнефти» комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

- Целесообразно ли менять узнаваемый во всем мире бренд?

- Если бы это было принципиально новое название, тогда бы могли возникнуть вопросы о целесообразности. А так это элементарный ребрендинг - один раскрученный бренд «Сибнефть» меняется на название, в котором содержится другой раскрученный бренд - «Газпром».

У нас был только один случай замены раскрученного имени крупной кампании на неизвестное – когда «Сибирский алюминий» стал холдингом «Базовый элемент». Но тогда это было связано с тем, что изменилась специализация кампании, в которой после «отдачи» части акций, в общем-то, не осталось алюминия, а только другие активы. Поэтому нужно было другое название, без алюминиевого характера.

Все остальные случаи связаны с раскрученными брендами.

Газпром хочет этим подчеркнуть, что это его дочерняя компания, по аналогии с Газпром-медиа.

- За этим переименованием, кроме стремления к упорядочиванию, чувствуется желание перестать ассоциироваться с Абрамовичем. Почему это так важно?

Да, конечно, это важно для Газпрома. У «Сибнефти» олигархическая репутация. И имя «Сибнефть» связано с образом компании, созданной при Ельцине, оно вызывает цепочку ассоциативных имен (Березовский, Абрамович), от которых «Газпром» хочет уйти. И так как в Сибнефти, очевидно, изменятся не только хозяин и название, но и внутренняя политика, и менеджмент, и корпоративная культура примет черты газпромовской, то ясно, почему руководство хочет подчеркнуть это и включить в свою корпоративную систему бывшую «Сибнефть».

Но опять же, так как в названии есть газпромовская составляющая, ущерба для кампании не будет.

- Вслед за «Внешторгбанком» и некоторыми другими компаниями «Сибнефть»-«Газпромнефть» тоже собирается переезжать в Питер. Чем это вызвано?

- Пока компания только получила прописку в Питере, но, вообще говоря, ей все равно, где регистрироваться – для ее бюджета это небольшие затраты. Даже переезд, который планируется, на финансах не скажется.

Подтекст же в этом неглубокий. Он состоит в том, что Петербург имеет статус второй столицы, но для того, чтобы полностью соответствовать этому статусу, нужна иная экономическая основа. Государство заинтересовано в том, чтобы усилить роль Питера, поэтому властями сейчас создаются условия для прихода в этот город финансовых потоков. Ведь переезжают пока кампании, крупная доля в которых принадлежит государству.

Куда направить те немалые деньги, которые петербургская казна получит в виде налогов крупнейшей кампании России, это уже зависит от приоритетов петербуржских властей. Информация о том, что эти деньги пойдут на строительство огромного офисного центра, думаю, имеет под собой основания - налогов одной «Газпромнефти» для того, чтобы улучшить благосостояние города, недостаточно, нужен серьезный приток зарубежных инвестиций, а он невозможен в отсутствии серьезной инфраструктуры. Но я думаю, что часть этих новых средств пойдет и на ежедневные городские нужды.

- Говорят, что бренд «Сибнефть» имеет цену, и его можно продать?

- Сейчас он вряд ли кому-то нужен. Сейчас, наоборот, нефтяные кампании хотят уйти от отождествления с олигархами. Поэтому вряд ли кто-то захочет примерить такое «новое» имя. Может, оно и будет храниться у «Газпрома» в каком-то запаснике, но в ближайшее время вряд ли его будут оттуда извлекать.

- Каков символический смысл этих новшеств? Кажется, что они содержат в себе и демонстрационный смысл: что и кому они должны продемонстрировать?

- Да, это знаковое событие. Это знак для элиты – «Газпром» подчеркивает ребрендингом не только то, что «Сибнефть» теперь принадлежит ему отныне и навсегда, но и то, что эпоха, связанная в том числе и с «Сибнефтью», уходит в прошлое.

Точно так же возможно в ближайшем будущем исчезновение бренда ЮКОС. Если компания будет окончательно обанкрочена и перейдет в ведение Роснефти, то и здесь произойдет ребрендинг - это будет не только символическая точка (фактическая уже поставлена) в «деле ЮКОСа», но и точка, после которой в учебниках новейшей истории, будут, наверное, переходить к описанию следующей политической эпохи.

Уход этих столпов – знак окончания эпохи. И это видно не только по уходу из большой экономики фигур и названий, но и по появлению феномена бизнес-эмиграции, по уходу таких узнаваемых и прославленных политических брендов, как СПС и «Яблоко». В новой эпохе возможен и ребрендинг среди либеральных политических сил. Есть разговоры о том, чтобы на старой базе СПС и «Яблока» создать новую партию с другим названием.

И хотя политики уходят по другим причинам, чем бизнесмены (в экономике идет серьезный передел собственности), и то и другое связано с приходом новой эпохи и окончанием старой.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net