Выборы
Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Комментарии
12.04.2006 | Николай Пахомов
Ещё раз об исламской демократии
Фонд Карнеги за международный мир в марте этого года в серии своих публикаций выпустил очень интересную работу Islamist Movements and the Democratic Рrocess in the Arab World: Exрloring the Gray Zones, представляющую собой попытку разобраться в стратегиях и сути исламских группировок в разных уголках арабского мира. Помимо любопытного самого по себе содержания ценность работы состоит ещё и в том, что она в очередной раз заставляет задуматься о трудности понимания процессов, происходящих в исламском мире, для западных исследователей.
Вначале следует сказать несколько слов о самой работе. Этот доклад – плод коллективного труда нескольких европейских и американских исследователей, объединённых в проекте Фонда Карнеги. Интересно, что данный анализ является во многом результатом дискуссий, состоявшихся в Риме в ноябре прошлого года, причём на эти дебаты были приглашены представители основных групп исламистов.В качестве вводного тезиса авторы отмечают, что исламским движениям, в особенности на Ближнем Востоке, на сегодняшний день фактически удалось создать структуры, альтернативные органам государственной власти. К этим структурам можно относиться по-разному. Однако факт остаётся фактом: они конкурируют с правительствами, в случае неэффективности которых стараются перехватить власть. (Пример из последнего времени – победа ХАМАС, движения известного не только своими многочисленными террористическими актами, но и социальной работой на выборах в палестинский парламент).
После вступительного небольшого рассказа об истории возникновения и развития исламских группировок начинается самая интересная часть. Авторы обозначают шесть, как они говорят, «серых» зон – самых важных областей в идеологии исламских движений, в которых наиболее очевидно влияние религии. Именно здесь мусульманские радикалы склонны давать на возникающие вопросы ответы, чуждые для западного уха.Авторы анализа как люди политкорректные не спешат заявить о конфликтном потенциале этих зон. Однако весьма точно подмечают, что по этим вопросам исламисты отказываются декларировать чёткую и однозначную позицию во многом потому, что не хотят шокировать Запад. Верность этого наблюдения становится понятна, даже если просто перечислить эти темы. Речь идёт об отношении к шариату, насилию, плюрализму, гражданским и политическим правам, правам женщин и религиозных меньшинств.Думается, что анализ состояния дел в каждой из шести «серых» зон стоит того, чтобы читатели «Политком.Ру» познакомились с ним сами. Нельзя не отметить, что исследователи Фонда Карнеги предрекают дальнейший рост влияния исламистских групп. Главная причина этого – отсутствие конкурирующих идеологий, способных мобилизовать массы. Тем более что мобилизация эта, как правило, направлена на борьбу с авторитарными режимами.
Возвращаясь к относительно недавней истории, можно вспомнить, как концепции египетского президента Насера и баасистских идеологов в Ираке и Сирии нашли отклик среди арабов. Происходило это главным образом потому, что социалистическая природа этих концепций, их внимание к вопросам социальной справедливости гарантировали им политический успех.
Сегодня социальную справедливость защищают в арабском мире исламисты (понимая её, правда, по-своему). При этом, по мнению авторов работы, кое-что они берут на вооружение и у либеральной мысли. Это требование ответственного правления, чёткое конституирование полномочий различных уровней и ветвей власти и прозрачность правительств.
Всё это оказывается в программах радикальных движений наподобие ХАМАС и «Хезболлы». Получается, что одних демократических процедур недостаточно для создания систем, схожих с развитыми западными обществами. Или пока недостаточно. В любом случае, понятно, что поле для исследователей здесь открывается обширное, и означенная работа Фонда Карнеги – лишь небольшой шаг вглубь этого поля.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.