Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.04.2006 | Николай Пахомов
Ещё раз об исламской демократии
Фонд Карнеги за международный мир в марте этого года в серии своих публикаций выпустил очень интересную работу Islamist Movements and the Democratic Рrocess in the Arab World: Exрloring the Gray Zones, представляющую собой попытку разобраться в стратегиях и сути исламских группировок в разных уголках арабского мира. Помимо любопытного самого по себе содержания ценность работы состоит ещё и в том, что она в очередной раз заставляет задуматься о трудности понимания процессов, происходящих в исламском мире, для западных исследователей.
Вначале следует сказать несколько слов о самой работе. Этот доклад – плод коллективного труда нескольких европейских и американских исследователей, объединённых в проекте Фонда Карнеги. Интересно, что данный анализ является во многом результатом дискуссий, состоявшихся в Риме в ноябре прошлого года, причём на эти дебаты были приглашены представители основных групп исламистов.В качестве вводного тезиса авторы отмечают, что исламским движениям, в особенности на Ближнем Востоке, на сегодняшний день фактически удалось создать структуры, альтернативные органам государственной власти. К этим структурам можно относиться по-разному. Однако факт остаётся фактом: они конкурируют с правительствами, в случае неэффективности которых стараются перехватить власть. (Пример из последнего времени – победа ХАМАС, движения известного не только своими многочисленными террористическими актами, но и социальной работой на выборах в палестинский парламент).
После вступительного небольшого рассказа об истории возникновения и развития исламских группировок начинается самая интересная часть. Авторы обозначают шесть, как они говорят, «серых» зон – самых важных областей в идеологии исламских движений, в которых наиболее очевидно влияние религии. Именно здесь мусульманские радикалы склонны давать на возникающие вопросы ответы, чуждые для западного уха.Авторы анализа как люди политкорректные не спешат заявить о конфликтном потенциале этих зон. Однако весьма точно подмечают, что по этим вопросам исламисты отказываются декларировать чёткую и однозначную позицию во многом потому, что не хотят шокировать Запад. Верность этого наблюдения становится понятна, даже если просто перечислить эти темы. Речь идёт об отношении к шариату, насилию, плюрализму, гражданским и политическим правам, правам женщин и религиозных меньшинств.Думается, что анализ состояния дел в каждой из шести «серых» зон стоит того, чтобы читатели «Политком.Ру» познакомились с ним сами. Нельзя не отметить, что исследователи Фонда Карнеги предрекают дальнейший рост влияния исламистских групп. Главная причина этого – отсутствие конкурирующих идеологий, способных мобилизовать массы. Тем более что мобилизация эта, как правило, направлена на борьбу с авторитарными режимами.
Возвращаясь к относительно недавней истории, можно вспомнить, как концепции египетского президента Насера и баасистских идеологов в Ираке и Сирии нашли отклик среди арабов. Происходило это главным образом потому, что социалистическая природа этих концепций, их внимание к вопросам социальной справедливости гарантировали им политический успех.
Сегодня социальную справедливость защищают в арабском мире исламисты (понимая её, правда, по-своему). При этом, по мнению авторов работы, кое-что они берут на вооружение и у либеральной мысли. Это требование ответственного правления, чёткое конституирование полномочий различных уровней и ветвей власти и прозрачность правительств.
Всё это оказывается в программах радикальных движений наподобие ХАМАС и «Хезболлы». Получается, что одних демократических процедур недостаточно для создания систем, схожих с развитыми западными обществами. Или пока недостаточно. В любом случае, понятно, что поле для исследователей здесь открывается обширное, и означенная работа Фонда Карнеги – лишь небольшой шаг вглубь этого поля.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.