Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.04.2006 | Наталья Андросенко

Русский майдан возглавит Путин?

Если посмотреть на сложившуюся политическую систему, можно увидеть несколько интересных противоречий и тенденций, которые могут сыграть довольно важную роль в формировании политического ландшафта после 2008 года.

Во-первых, нельзя не упомянуть активизировавшуюся риторику про «кровавый режим», она же «кровавая гебня». В той или иной мере ее придерживаются все либеральные оппозиционные партии и движения. Однако, как раз само наличие таких разговоров говорит не столько об объективной политической реальности (практически все заявление оппозиционных политиков являются в той или иной мере передергиванием), сколько как раз об обратном: о слабости режима. При настоящем «кровавом режиме» такие разговоры, наоборот, попросту невозможны! Наоборот - все говорят только о замечательной эпохе и неизбежном светлом будущем.

Начавшаяся недавно "фашистская истерика" - косвенное доказательство того, что режиму необходимы новые источники легитимации, какая-то опора и устойчивость. Система, построенная на рейтинге президента и на доверии большинства к носителю рейтинга, как бы судорожно пытается удержаться, заключить новый "социальный контракт" с обществом.

Но фактически - она явно надломлена. Сильно ударили как запланированная монетизация льгот, так и «внеплановые» теракты (прежде всего Беслан). Цветной революции, которую все предсказывали накануне 2005 года, так и не произошло, но по всей стране «берут свое» много маленьких майданов. Массовые акции протеста становятся реальным, чрезвычайно действенным инструментом влияния. Волна яростных выступлений против монетизации вынудила власть во многом «пойти на попятную». Но этим дело не ограничилось: 2005 год запомнится именно возрождением уличных акций протеста. Самыми яркими примерами стали события вокруг Иванниковой и «дела Щербинского». Причем механизм прослеживается вполне четко: после того, как появляется некий оформленный общественный протест - решение меняется на прямо противоположное (даже не на компромисс!), зачастую при тех же аргументах, прокурорах, доказательствах. Такое поведение - явный признак того, что власть не только не справляется с обществом, но также и боится сильно его "прогневать" и готова почти на все ради сохранения рейтинга.Понятно, что чем ближе 2008 год - тем больше растет всяких оппозиционных движений и массовых протестов, которые в данном формате устойчивости системе не придают. Здесь нельзя не отметить одну особенность нашей политической системы: она не подразумевает "встроенную" оппозицию. Такую, позитивную, которая не "борется с кровавым (антинародным) режимом", а именно самим фактом своего существования делает политическую систему более разнообразной, гибкой и устойчивой. Наша же оппозиция зачастую враждебна системе, она работает не "внутри" на ее оптимизацию, но на то, чтобы систему сломать. Это автоматически означает, что приход оппозиции к власти будет сопровождаться очень большими изменениями, переформатированием всего и вся. И что характерно - как правило, даже после самой серьезной деконструкции в результате получается «примерно то же самое». Соответственно граждане, не совсем довольные сложившейся системой, но которым банально есть что терять (работа, дети, имущество, социальный статус, просто некий внешний дизайн стабильной жизни), поддержат скорее не оппозицию, а власть - это при том, что "по духу" они ближе именно к оппозиции.

Отчасти именно этим объясняются постоянные попытки Кремля создать «свою», «ручную» оппозицию, которая, собрав протестный электорат, тем не менее, не претендовала бы на полное переформатирование режима.

В заключение нельзя не упомянуть про свободу слова. Как-то в споре о текущей политической ситуации один далекий от политики человек (скорее даже подходящий под определение «типичного путинского большинства») мне бросил: «Ну что, не можешь ты получать объективные новости, что ли? Или говорить-писать то, что ты хочешь?» Здесь нужно различать две вещи. Если речь идет о маленьком сайтике в интернете с посещаемостью 50-60 человек в день - тут говорить можно практически все что угодно, даже то, что попадает под статьи УК о разжигании межнациональной розни. В том случае же, если мы имеем в виду более серьезные каналы СМИ федерального значения - массовые, охватывающие масштабы всей страны (вроде первой и второй кнопок) - есть определенные «неподнимаемые» темы и «неформатные» лица. Живущие в мегаполисе, конечно, имеют возможность получать разностороннюю объективную информацию из разных альтернативных каналов. Для людей из глубинки - из небольших городков далеко от Москвы, где, кстати, и живет основная масса населения России - ситуация совсем иная. Ко мне по работе приходит очень много писем от людей из регионов, они говорят: «Мы просто задыхаемся, есть только телевизор, по телевизору одна «Единая Россия», и как будто другого больше ничего нет». Эти люди действительно живут в ситуации сильнейшего информационного голода.

Чем все это кончится и как все эти противоречия будут сняты (или наоборот, где сработает эффект разорвавшейся бомбы) в результате операции «преемник», пока сказать сложно. С одной стороны, явно видны попытки режима институционализироваться за счет чиновничье-бюрократической группы интересов. В конце концов, это пока реально единственная внятная группа интересов, на которую можно опереться. С другой стороны, есть такое неотформатированное болото, которое однажды может стать болотом бурлящим и в случае чего сможет продемонстрировать весь размах «русского бунта», но в результате «бунта» вряд ли станет более структурированным. Чем больше усиливается пресловутая вертикаль, тем больше возгоняется обратное сопротивление.

Однако в пользу действующей власти говорит то, что ей пока, неизвестно каким образом, удавалось выходить победителем из самых, казалось бы, проигрышных и предрешенных ситуаций (как в 1996-м, так и в 1999 году), и возглавлять направленную против себя революцию. Иными словами, метафорический «Путин, майданящий под стенами Кремля» - более чем реальный вариант событий.Единственный очевидно напрашивающийся вывод - вряд ли кто сейчас сможет точно предсказать или оценить, что же нас ожидает в 2008 году. Потому что иначе - знали бы прикуп - жили бы в Сочи.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net