Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
28.03.2005 | Татьяна Становая
ВСТРЕЧА ВЛАДИМИРА ПУТИНА С БИЗНЕСМЕНАМИ
24 марта прошла встреча президента России с представителями бизнеса: формальная тема - обсуждение налоговой реформы. Главный итог встречи: Владимир Путин пообещал сократить сроки давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет.
Это вторая встреча президента и бизнеса в новом формате: с участием представителей не только РСПП, но и "Деловой России", ОПОРЫ, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных банков и ТПП. После "дела ЮКОСа" власть изменила формат, разбавив встречи с представителями крупного бизнеса представителями малого и среднего, а также ряда других организаций, что делало состав участников встречи более противоречивым.
Центр тяжести в таком формате был смещен и выведен за рамки РСПП. Кроме того, сейчас появилось более четкое понимание "запретных тем" наряду с попытками свести повестку дня к узкоэкономической проблематике. Так, на прошлой встрече обсуждалась административная реформа, на этой - налоговая. Президенту важно показать, что он привлекает бизнессобщество к обсуждению принципиальных для него вопросов и готов учитывать его точку зрения.
Крупный бизнес на фоне "дела ЮКОСа" стал относиться к встречам с президентом более скептически, тем более что по итогам прежних диалогов основные идеи бизнеса не были приняты (хотя президент демонстрировал поддержку различных проектов, например, по административной реформе или по возврату НДС). Предприниматели понимали, что перед президентом можно поднимать лишь частные вопросы ведения бизнеса, касающиеся "работы" конкретных нормативно-правовых актов. Наиболее же острая проблема отношений власти и бизнеса - последствия "дела ЮКОСа" - оставалась за рамками обсуждения предпринимателей и президента.
В своем вступительном слове президент сразу сделал несколько "подарков" бизнесменам. Он заявил, что правительство намерено упростить процедуру создания новых предприятий, высказался за целенаправленную поддержку отечественного бизнеса на зарубежных рынках, поддержал принятие закона "О конкуренции" (против него, правда, выступают некоторые бизнесмены, опасающиеся, что применение закона может быть обращено практически против каждого крупного предприятия), наконец, пообещал регламентировать налоговые процедуры. Однако главным тезисом выступления президента стало поддержание идеи о сокращении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет "в целях стабилизации отношений собственности и недопущения каких-либо возвратов к теме ее передала". После этого выступили глава "Северсталь-групп" Алексей Мордашов (по закону "О защите конкуренции"), президент "Евразхолдинга" Александр Абрамов (о размещении российских ценных бумаг на западных рынках), Александр Шохин (о налоговой реформе).
Последнее время именно налоговая реформа стала наиболее важной в отношениях между властью и бизнесом. У власти есть два рычага давления на бизнес: угроза пересмотра итогов приватизации и налоговые претензии. Однако первый механизм менее действенный. Во-первых, сроки давности по потенциально спорным сделкам заканчиваются в конце этого года. Во-вторых, с репутационной точки зрения, пересмотр итогов приватизации будет выглядеть как отход от либеральной рыночной экономики с вытекающими негативными последствиями для инвестиционного климата. В-третьих, это может коснуться добросовестных приобретателей - иностранных инвесторов, которые перекупали приватизированные предприятия, а также миноритарных акционеров, чьи претензии могут вылиться в международные судебные дела. Президент не раз говорил, что пересмотра итогов приватизации не будет, и его обещание сократить срок давности вполне укладывается в эту логику.
Второй, более универсальный, рычаг власть использует гораздо более активно: именно с помощью налоговых проверок и налоговых претензий можно решать вопросы собственности, как это было с компанией ЮКОС, лишившейся "Юганскнефтегаза". Данный инструмент не имеет срока давности и его применение не зависит от круга владельцев компаниями. Кроме того, налоговые претензии проще "продать" на Запад: ведь там налоговые преступления являются одними из самых преследуемых.
Неслучайно еще до начала встречи появилась информация, что бизнесмены намерены поднять вопрос о налоговой амнистии, однако в ходе встречи эта тема вообще не была затронута. В то же время именно налоговая реформа сегодня находится в центре внимания правительства, в котором идет концептуальный спор о ее проведении. Председатель правительства Михаил Фрадков настаивает на снижении налогов (в частности, НДС). Министры экономического бока предлагают упрощать налоговое администрирование, более четко прописывать регламент проведения налоговых проверок, которые стали главным инструментом давления на бизнес.
Владимир Путин назвал справедливыми упреки в адрес правительства РФ по поводу того, что оно затягивает изменения в налогообложении. "Что касается ставок налогообложения и готовящихся правительством предложений, Вы справедливо упрекнули правительство в некоторых затяжках", - заявил он в ответ на выступление председателя координационного совета предпринимательских союзов РФ Александра Шохина. Путин сообщил, что правительство готовит предложения по регламентации целого ряда налоговых процедур. "Известно, что у предпринимательства в целом есть немало обоснованных претензий к фискальным органам, в последнее время руководство правительства обращало внимание на это, и сейчас правительство готовит предложения по регламентации целого ряда налоговых процедур", - сказал глава государства.
Путин уточнил, что "речь идет, в первую очередь, о процедурах налогового контроля и налогового администрирования". Он призвал "бизнес-сообщество принять участие в обсуждении и экспертизе этих документов". Президент высказался за корректировку налогового администрирования. "Но в руках государства налоговое администрирование, налоговая служба должны быть эффективным инструментом решения государственных проблем. Мы не можем обесточить налоговую службу, сделать ее никчемной организацией", - подчеркнул президент.
Последнее заявление президента весьма показательно: недавно образовалась ситуативная коалиция между министрами экономического блока и частью крупных бизнесменов, которые раскритиковали предложение премьер-министра по радикальному снижению НДС, потребовав упорядочивания и упрощения налогового администрирования. Накануне встречи РСПП провел переговоры с вице-премьером правительства Александром Жуковым, подтвердив свою позицию относительно приоритетности реформы налогового администрирования и выразив намерение говорить об этом с президентом (правда, региональные отделения РСПП продолжают требовать снижения НДС). Как видно, сам президент высказался весьма двусмысленно, очевидно, поддержав налоговую службу, выступившую за снижение НДС и крайне не заинтересованную в упрощении налогового администрирования (по ее мнению, это может сказаться на снижении собираемости налогов).
Кажущиеся уступки власти бизнесу (сокращение сроков давности по приватизационным сделкам, внимание к проблемам налогового администрирования) происходят на фоне состоявшейся недавно встречи президента Украины Виктора Ющенко с представителями российского бизнеса. Тогда Ющенко дал понять, что готов создать для российского бизнеса более комфортные условия, чем в России. Таким образом, создается некий демонстрационный эффект в "соревновании" двух президентов за симпатии бизнесменов. Однако в действительности встреча российского президента готовилась давно и не была "привязана" к встрече президента Украины с бизнесменами.
По некоторым данным, на закрытой части встречи поднимался и ряд других вопросов. Например, президент подчеркнул, что "дело ЮКОСа" является исключением (впрочем, такие же заверения давались и ранее). Кроме того, обсуждалась тема инвестиций российских компаний в страны СНГ, и президент высказался в их поддержку.
Новый формат встречи, предусматривающий плюрализацию состава предпринимателей, судя по всему, укореняется и сохранится в таком виде еще длительное время. Если раньше предприниматели приходили для того, чтобы выслушать мнение президента по наиболее важным для них вопросам, то сейчас президент задает вопросы по "своим" темам. Тем временем "дело ЮКОСа" близится к концу, и его влияние на атмосферу встреч бизнеса с президентом будет все более снижаться.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.