Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

23.04.2006

Американское бремя лидерства

Сейчас, когда решение иранской проблемы не за горами, у США появилась необходимость в поддержке своих возможных действий в отношении Ирана, тем более, что некоторые страны, которые поддержали США в случае с Ираком, уже заявили о том, что в этот раз такой поддержки не будет. В мае начинается восточное турне вице-президента США Дика Чейни, цель которого,– поиск новых союзников. Каковы перспективы США на постсоветском пространстве? Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин:

- Действительно ли США сейчас особенно заинтересованы в поиске новых партнеров и союзников? Я думаю, что Америке необходимы партнеры. Даже если речь идет о стране, доминирующей в мире, то она не может тянуть эту доминантную роль одна, не опираясь на чью-то помощь. Даже у Римской империи были союзники. Конечно, там речь шла о побежденных правителях, сейчас ситуация все-таки совершенно другая. Но любая страна нуждается в системе союзов, иначе оказывается в изоляции.

Я думаю, что вряд ли Америка имеет какие-то иллюзии по поводу того, что она может сама реализовать свой проект доминирования без партнеров. Другое дело, что ситуация изменилась по сравнению с периодом холодной войны – существенно снизилась роль международных организаций. В частности, роль ООН. Военные операции в Югославии и Ираке были проведены без санкций ООН. Происходят подобные трансформации и с НАТО, что приводит к тому, что в ряде случаев Америка может меньше обращать внимания на своих партнеров по НАТО. То есть стопроцентной консолидации Запада нет. Но при этом Америка старается взаимодействовать со своими партнерами в рамках своего круга, где она чувствует себя комфортнее: на уровне «Большой восьмерки» или в рамках двухсторонних контактов.

Но и традиционные организации еще не исчерпали свою роль: недаром США по поводу Ирана апеллируют к Совету Безопасности. Конечно, США не хотят остаться в одиночестве, иначе бремя лидерства очень быстро станет невыносимым.

- Перспективно ли в этом смысле для США постсоветское пространство?

- Расстановка сил в СНГ уже определена. Есть страны - партнеры США, есть страны, которые важны для Штатов стратегически, и есть страны, отношения с которыми еще не определены. К первым относятся Украина, Молдавия и Грузия. Это страны, которые рассматриваются в качестве наиболее близких партнеров США в СНГ. Если говорить о Грузии, то там даже речь идет не только и не столько о партнерских отношениях, сколько о клиентских.

Есть в СНГ страны, которые важны США стратегически из-за их природных ресурсов. Например, Казахстан и Азербайджан. Америка очень аккуратно относится к политическим процессам, которые там происходят, и старается не делать резких движений (вроде тех, которые были сделаны в Киргизии). А эти страны, в свою очередь, максимально диверсифицируют свою политику и выстраивают ее, исходя из своих интересов по тому или иному вопросу.

Есть и третий тип стран, где США или не имеют интересов, или еще не определилась с ними, или сильно в них разочаровалось. Это Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Армения. Конечно, в этих странах американцы тоже работают и имеют интересы, но они не являются столь значительными, чтобы можно было говорить о проведении направленной политики.

Не случайно, когда у Каримова возникли проблемы, американцы осудили его режим, а не держались за него до такой степени, чтобы закрыть глаза на обстоятельства подавления мятежа. Американцы могли себе позволить испортить с ним отношения.

Или, например, в Киргизии они попытались поэкспериментировать, поддержать оппозиционное движение и поколебать режим Акаева. Они пытались изменить расстановку сил в клановом государстве, где куда более важна клановая идентичность, а не идеологическая: демократизм или коммунизм. Сейчас у США есть задача сохранить военную базу в Киргизии. Но насколько их присутствие будет долгосрочным, сказать пока сложно.

То есть сложно говорить о том, что у США есть сформировавшаяся линия по отношению к этим странам. И есть две страны в СНГ, отношения с которыми у США совсем особые. Одна из них Россия. С одной стороны, это партнер по «Большой восьмерке» и по антитеррористической коалиции, но соперник на постсоветском пространстве. Соответственно и отношения скачущие. И в последнее время количество спорных моментов в отношениях между Россией и США серьезно выросло, что создает сложный психологический климат. Россия считает, что Америка должна признать эксклюзивные интересы России на постсоветском пространстве, а Америка так не считает. Но никто не хочет подрывать систему диалога. И значительная часть политического класса США эмоционально настроена против России, но никто из высшего политического руководства не рассматривает всерьез исключение России из «Большой восьмерки».

Вторая страна – Белоруссия. Страна, которую США включили в список наименее демократических стран, страна, в которой Америка очень хотела бы сменить президента, но что сделать будет очень не просто, в том числе и потому, что Россия занимает противоположную позицию. Проблема Лукашенко в том, что он президент европейского государства. Был бы он президентом в азиатской стране, к нему не было бы столько претензий, ведь его режим куда более демократичен, чем, например, режим Туркменбаши. Но для Европы он выглядит фигурой архаичной, одиозной и раздражающей.

Делая вывод, можно сказать, что приоритеты Америки на постсоветском пространстве – укрепление своих позиций в тех странах, которые уже являются ее ближайшими партнерами, и противодействие Лукашенко.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net