Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.04.2006 | Татьяна Становая
«Газпром» и ЕС: энергетическое непонимание
В рамках подготовки саммита G8 обостряется ситуация вокруг центральной темы – энергетической безопасности. «Газпром» и ЕС не могут согласовать концептуальные основы энергетического сотрудничества. В итоге «Газпром пригрозил вообще переориентироваться на Китай, а ЕС напомнил о возможных проблемах по вступлению России в ВТО.
Для президента России Владимира Путина концепция энергетической безопасности сопряжена с задачей выведения России в мировые энергетические лидеры. Ее решение для российского президента может восприниматься как главное завоевание всего срока правления и в некотором роде «историческая миссия», которая сможет на долгие годы закрепить выигрышное положение России в мировой экономике. Но концепция с самого начала столкнулась с серьезными проблемами. Борьба между газовым монополистом и ЕС развернулась вокруг вопроса: насколько близко «Газпром» может быть допущен до потребителя в странах ЕС. Для «Газпрома» стратегической задачей является прямой выход на европейский рынок. Однако ЕС предлагает заключать с Россией единый рамочный договор на покупку российского газа на границе ЕС. Если сейчас европейские страны ограничены в свободе продажи российского газа только своей территорией, то в случае реализации предложения ЕС они смогут распределять газ по территории всего ЕС автономно от «Газпрома». Газовый монополист при этом теряет значительную часть прибыли, а также экономического влияния.
«Газпром» делает ставку на прямой выход к европейским потребителям. Однако национальные правительства ЕС этого не допускают. Европейские страны выступают против передачи наднациональным органам ЕС привилегий по определению единой энергетической политики. Более того, национальные правительства очень ревностно относятся к попыткам европейских соседей претендовать на энергетические активы своих государств. ЕС стремится к либерализации своего рынка, а также диверсификации поставок. В этом ЕС видит способ обезопасить себя от энергетической зависимости от Москвы. В частности, Польша предлагает создать «энергетическое НАТО», которое опиралось бы на энергетические ресурсы Скандинавии и тем самым снижало бы зависимость от России. Однако по всем этим «защитным ходам» Россия ставит препятствия. Она настаивает на том, чтобы закрепить за собой европейские рынки долгосрочными контрактами на поставку газа, недопущением доступа европейских стран к среднеазиатским ресурсам, а также отказом ратифицировать Энергетическую хартию. Так, Европа хочет видеть в «Газпроме» не столько эксклюзивного поставщика энергоресурсов, сколько доступный для европейских компаний механизм доступа к этим ресурсам (например, через право покупать среднеазиатский газ и транспортировать его по ГТС «Газпрома», что для российской монополии неприемлемо).
У «Газпрома» есть два механизма для прямого выхода к европейским потребителям. Первый – это достижение договоренностей с национальными правительствами о контроле над газораспределительными сетями. Однако пока усилия «Газпрома» нельзя назвать успешными. Ему не удается получить доступ к британской газораспределительной компании Centrica. В октябре прошлого года была разорвана сделка «Газпрома» с итальянской ENI, заключенная при личном патронаже Сильвио Берлускони и Владимира Путина. ENI уступила «Газпрому» свои права на поставку 2 млрд кубометров газа на итальянский рынок, начиная с 2006 года. Контракт включал передачу «Газпрому» прав на транспортировку газа по трансавстрийскому газопроводу до итальянской границы. Тогда в этом контракте оппозиция усмотрела личную заинтересованность Берлускони, и теперь уже бывший премьер-министр перед выборами решил не рисковать.
Второй механизм – это уступка ЕС и допуск европейских энергетических компаний к добыче газа на российской территории. По данным Европейской секции AIA, полученным одновременно от дипломатических источников в Варшаве и Бухаресте, Москва намерена инициировать создание гигантского российско-германо-итальянского газового концерна. Глава РСПП Александр Шохин также заявил, что «речь идет об устойчивых долгосрочных контрактах по принципу «мы вас готовы пустить в добычу нефти и газа, но пустите тогда наши компании в транспортировку, переработку, сбыт». В этом случае, по мнению Шохина, «возможно и изменение позиции РФ по ратификации Энергетической хартии». Доступ к российским энергоресурсам используется и в отстаивании российских интересов с США. Так, по данным «Коммерсанта», недавно в США совершил визит помощник президента РФ Игорь Шувалов, который предложил американцам допуск к разработке Штокмановского шельфового месторождения в обмен на вступление России в ВТО. Правда, по данным газеты, американцы в такой сделке оказались не заинтересованы.
Россия, судя по всему, хочет применить схему, используемую для реализации проекта Северо-Европейского газопровода. 21 апреля газета Handelsblatt со ссылкой на источник в дипломатических кругах сообщила, что ОАО «Газпром» и E.ON подпишут финальное соглашение по Южно-Русскому месторождению в ходе встречи Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель. По данным источника, «Газпром» получит доли в операционных компаниях E.ON в Центральной и Восточной Европе в обмен на долю в Южно-Русском месторождении, которое российский концерн разрабатывает вместе с BASF. «Газпром» хочет выйти на германский розничный рынок газа и предлагает обменять 24,5-процентную долю в Южно-Русском месторождении на пакет акций E.ON Ruhrgas - крупнейшего импортера газа в Германии. По неофициальной информации, E.ON эта идея не понравилась, и он предложил свои активы в Венгрии - сбытовое подразделение MOL, а также подземное хранилище газа. Это предложение, в свою очередь, не устроило «Газпром». Также E.ON предлагал «Газпрому» рассмотреть возможность обмена доли в месторождении на пакеты акций своих дочерних предприятий в Болгарии, Польше, Чехии и Венгрии. Судя по всему, сейчас разногласия урегулированы, и это является прецедентом для распространения подобной схемы и на другие проекты.
Однако создание концерна «Газпрома» и европейских энергетических компаний, в рамках которого возможен обмен «труб» на «добычу», является гораздо более сложной задачей. Это может спровоцировать мощные внутриевропейские разногласия. Судя по всему, пока не удается найти формулу энергетического сотрудничества, устраивающую стороны. Косвенно это подтвердила «перебранка» между «Газпромом» и ЕС.На прошедшей неделе председатель правления газового монополиста Алексей Миллер заявил, что «попытки ограничить деятельность «Газпрома» на европейском рынке и политизировать вопросы поставок газа, которые находятся исключительно в плоскости экономики, не приведут к хорошим результатам. Нельзя забывать, что мы активно осваиваем новые рынки, такие как Северная Америка и Китай». Пресс-секретарь Еврокомиссии по энергетическим вопросам Ферран Тарранделлас Эспуни объявил, что Евросоюз очень обеспокоен зависимостью от российского газа и должен искать других поставщиков. ЕС «нуждается в диверсификации как источников поставок, так и путей доставки энергоресурсов», заявил Эспуни, добавив, что в условиях все большей глобализации газового рынка поставщики газа не должны использовать диверсификацию «в иных целях, кроме коммерческих».
В Европе заявление «Газпрома» стало в некотором роде подтверждением опасений, вызванных «газовой войной» с Украиной. Главный экономист авторитетного Международного энергетического агентства (IEA) Фатих Бирол заявил в интервью Financial Times Deutschland: «Европа должна изменить свою энергетическую политику, чтобы не попасть в опасную зависимость от российского газа». «Последние заявления главы «Газпрома» – это тревожный сигнал, который должен помочь европейским политикам открыть глаза», - заявил Бирол. Между тем пресс-секретарь «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Коммерсанту», что заявление Миллера – это ответ российской компании на дискриминационные меры, применяемые чиновниками Евросоюза. «Мы гарантируем выполнение всех действующих контрактов и хотели бы расширять сотрудничество. Однако хотим прояснить позицию ЕС и отдельных стран, озабоченных ростом доли российского газа в европейской корзине энергоресурсов: если решение выдавить «Газпром» из Европы уже принято, мы просто пойдем на те рынки, где нас ждут. Но это будет ответным шагом «Газпрома».
В итоге ЕС напомнил об обязательствах, которые Россия взяла на себя, согласовав протокол о вступлении в ВТО. Еврокомиссар по делам торговли Питер Мендельсон заявил, что Брюссель хочет вступления России в ВТО, но пока не готов его одобрить. «У ЕС и России уже есть двустороннее соглашение о вступлении в ВТО, однако некоторые аспекты этого соглашения, на наш взгляд, полностью или адекватно не выполняются», – сказал еврокомиссар. Такое заявление в Москве может вызвать крайне негативную реакцию и бьет в «больную точку», затрагивая тему вступления России в ВТО.Желание России выйти напрямую на европейского потребителя наталкивается на концепцию ЕС по либерализации и диверсификации энергетических поставок. Задача, поставленная «Газпромом», слишком амбициозна и сталкивается с большими разногласиями и противоречиями в самой Европе, а таже с недоверием к России как надежному энергетическому поставщику. Однако не исключено, что России удастся добиться реализации схемы обмена доступа к «трубе» на доступ к добыче, но только в локальных масштабах.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.