Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.05.2006 | Георгий Мирский
Палестинцы и израильтяне после выборов
Визит руководителя палестинской администрации Махмуда Аббаса в Москву состоялся в обстановке, которую можно назвать критической, если иметь в виду положение в Палестине. К нам прибыл официальный лидер некоего пока еще полугосударственного образования, правительство которого состоит из его врагов, из людей, презирающих или даже ненавидящих его. Некоторые ведущие деятели пришедшего к власти ХАМАСа прямо называют главу автономии изменником, действующим в интересах Америки и Израиля. Положение Аббаса - уникальное, если не анекдотическое. Вместе с тем надо сказать, что он пока что абсолютно необходим ХАМАСу, поскольку является единственным человеком, с которым Запад согласен иметь дело, если речь идет о финансовой помощи палестинской автономии.
Если бы на посту президента Палестины был тоже хамасовец, положение было бы вообще катастрофическим: западным державам не с кем было бы даже разговаривать, так как они бойкотируют ХАМАС, по-прежнему отказывающийся признать Израиль и подтвердить договоренности по мирным переговорам, достигнутые в период пребывания у власти правительства ООП.
Все дело в том, что годовой бюджет Палестинской национальной администрации в лучшие времена равнялся 2 млрд. долларов, из них более половины - международная помощь. Она шла главным образом из США и Западной Европы. Компенсировать прекращение поступления финансовых средств оттуда путем увеличения помощи от Ирана, арабских и других мусульманских стран нереально. Следует добавить, что в наследство от прежнего режима новому палестинскому правительству достались долги в размере 1,3 млрд. долларов, но об этом сейчас даже и не говорят. Положение резко ухудшилось и в результате того, что израильское правительство заморозило перечисление палестинцам таможенных и налоговых сборов (они шли сначала на счета Израиля, а потом уже полученные суммы перечислялись автономии), а это не много не мало 50 млн. долларов в месяц. В общем, создается катастрофическая ситуация: ВВП на территории палестинской администрации уже в текущем году сокращается на 27%, расходы на образование и здравоохранение понижаются на 60%. В данный момент самый острый вопрос заключается в том, что без зарплаты остались 165 тысяч государственных служащих, им не платят жалованье уже с марта. Начались перебои с продовольствием и медикаментами. Население в скором времени может оказаться на грани голода.
Все это, естественно, не могло не вызвать серьезного беспокойства мировой общественности. С одной стороны, теперь уже ясно, какую тяжелейшую ошибку совершили жители Палестины, проголосовав за ХАМАС: ведь новое правительство, упрямо и фанатично отказываясь признать Израиль, тем самым обрекает свой народ на страдания. С другой стороны, голосование за ХАМАС было главным образом выражением протеста против коррумпированного и безразличного к нуждам народа правления ООП, а не проявлением согласия с непримиримой террористической политикой хамасовцев; все опросы показывали, что подавляющее большинство палестинцев поддерживает курс на переговоры и урегулирование конфликта, то есть признает еврейское государство. С третьей стороны, справедливо ли наказывать целый народ за безрассудную и ведущую в тупик политику его правительства?
На последний вопрос российское руководство ответило безоговорочным "нет". Палестинцам была обещана помощь, и 4 мая на счет главы палестинской администрации было передано 10 млн. долларов. Видимо, не желая отставать от России и выглядеть бессердечными, американцы пообещали предоставить палестинцам точно такую же сумму. Об этом заявила Кондолиза Райс после встречи "квартета" международных посредников по урегулированию ближневосточного кризиса (Россия, США, ООН и ЕС), состоявшейся в Нью-Йорке 9 мая. Там было принято решение создать временный механизм для предоставления помощи палестинской администрации, в основе которого фактически лежит принцип "обхода ХАМАС", то есть перевода средств на специальный счет, к которому палестинское правительство не будет иметь доступа. Вот тут-то и обнаружилась ключевая роль такой фигуры, как Махмуд Аббас - ведь именно "под него" даются деньги. Расходование средств, предоставляемых исключительно на гуманитарные цели, ставится под жесткий международный контроль с тем, чтобы не допустить попадания денег в руки хамасовских заправил, которые могли бы использовать их для укрепления своих военизированных формирований. Для такого контроля создается временная международная комиссия. Вообще, весь описанный механизм предоставления помощи создается как временный, рассчитанный на три месяца, после чего "квартет" вернется к рассмотрению данного вопроса.
Таким образом, хотя бы временное решение проблемы помощи палестинцам вроде бы найдено, и остается надеяться, что, по крайней мере, на ближайшее время гуманитарной катастрофы удастся избежать. Но это отнюдь не означает кардинального решения проблемы обеспечения выживания палестинской автономии. Например, неизвестно, как сложатся взаимоотношения ХАМАС с Махмудом Аббасом. Избавиться от него каким-либо способом (хотя бы убийством) и тем самым ликвидировать реально существующий, пусть и состоящий из одного человека параллельный центр власти - цель для хамасовцев, конечно, заманчивая, но таким образом обрубается единственная нить контакта с Западом, а значит, и предоставления помощи. Конечно, мировое сообщество и в таком случае не допустит, чтобы палестинцы умирали с голода, гуманитарная помощь будет идти, но шансы ХАМАСа на установление какого-либо взаимопонимания с Западом, и без того ничтожные, будут вообще сведены к нулю. Нельзя также забывать, что за спиной Аббаса стоит все еще мощная, несмотря на поражение на выборах, созданная Арафатом организация ФАТХ с десятками тысяч вооруженных бойцов, неприязнь которых к хамасовцам все возрастает - недавно дело дошло до вооруженных столкновений. Гражданской войны, скорее всего, все же удастся избежать - этого не допустят арабские страны, с которыми ХАМАС не может не считаться, но никакой стабильности в автономии не будет. То, что сегодня происходит в освободившейся от израильской оккупации Газе - рост насилия, отсутствие всякой безопасности, экономическая разруха - показывает, что ХАМАС умеет делать только две вещи: заниматься благотворительностью, помогать людям в социальной сфере и организовывать террористические акты. Но наводить порядок, управлять государством исламистские фанатики не в состоянии.
Можно сделать прогноз, что ХАМАС скрепя сердце будет терпеть Махмуда Аббаса, но сколько может длиться такое двоевластие? Есть основания полагать, что и сам Аббас и в еще большей степени стоящие за его спиной опытные и решительные командиры ФАТХа не намерены смириться с унизительной подчиненной ролью, которую им отвели хамасовцы. В любом случае перспективы существования палестинской автономии под властью ХАМАСа выглядят, мягко говоря, не слишком обнадеживающими.
В свете всего этого и следует рассматривать визит Махмуда Аббаса в Россию. Это звено в цепи его зарубежных поездок, цель которых - продемонстрировать его центральное положение, даже его незаменимость, дать понять, что именно с ним надо иметь дело. Подспудно за этим виднеется намек на то, что, несмотря на недавний приезд в Москву хамасовского лидера Машаля России все же не стоит делать безоговорочную ставку на ХАМАС. И здесь главный козырь Аббаса - бесперспективность возобновления переговорного процесса (в котором Россия заинтересована хотя бы как участник "квартета"), пока ХАМАС стоит на своих непримиримых позициях. Какие могут быть переговоры с партнером, которого как бы не существует - ведь ХАМАС не признает самого факта наличия еврейского государства, следовательно, нет и стороны, противостоящей ему на переговорах.
И в этом смысле можно предположить, что, несмотря на шок, испытанный в Израиле при известии о победе ХАМАСА, на самом деле приход к власти в автономии экстремистов устраивает израильских руководителей. Ведь теперь отпадает необходимость вновь втягиваться в переговорный процесс, в ходе которого Израиль всегда оказывается в невыгодном положении, непременно попадает под огонь критики со всех сторон, в том числе и со стороны Западной Европы, а иногда и Соединенных Штатов - по той причине, что в основе всех планов урегулирования лежит требование ухода с территорий, оккупированных в войне 1967 г. Впервые зафиксированное Советом Безопасности ООН почти сорок лет тому назад, это требование означает уход из Восточного Иерусалима и всего Западного Берега и предполагает тем самым ликвидацию в с е х еврейских поселений на палестинской земле к востоку от разделявшей противоборствующие стороны до 1967 г. "зеленой линии", равно как и повторный раздел Иерусалима, давно объявленного израильским кнессетом "вечной и неделимой столицей" еврейского государства. Это неприемлемо для подавляющего большинства израильских граждан - евреев и практически для всего политического класса Израиля. Но уйти от американского давления в этом вопросе для Израиля было бы затруднительно, если бы у власти оставалась арафатовская ООП. Вспомним, что после вывода израильских войск из Газы в прошлом году Кондолиза Райс, поздравив Шарона с этим достижением, указала на необходимость "последующих шагов", что могло означать лишь аналогичную операцию на Западном Берегу. Израиль оказался бы под сильнейшим прессом, но вот все изменилось, и в ходе предстоящего вскоре визита в Вашингтон премьер-министр Эхуд Ольмерт сможет вполне обоснованно указать, что совершенно невозможно иметь дело с ХАМАСом; в Белом Доме его поймут. Таким образом, у израильского руководства камень с души свалился: кто же, в самом деле, может требовать от него отдавать землю террористам, в уставе которых центральное место занимает императив создания единой арабской Палестины?
Теперь для Ольмерта открывается путь к осуществлению его генерального плана - одностороннего размежевания, в основе которого - эвакуация второстепенных и отдаленных поселений на Западном Берегу при сохранении больших блоков поселений ближе к Иерусалиму, завершение строительства "стены" (разделительного барьера) между израильской и палестинской территорией и в дальнейшем создание приблизительно по очертаниям этой стены постоянных границ. Министр юстиции Израиля Хаим Рамон заявил на днях, что палестинцам дается срок до конца текущего года, чтобы доказать свою готовность возобновить мирный диалог (что подразумевает, естественно, признание Израиля и всех соглашений, заключенных при Арафате), и если этого не получится, то Израиль к 2008 г. в одностороннем порядке установит окончательные границы.
Столь решительная позиция Ольмерта объясняется тем, что он чувствует под ногами достаточно твердую почву. Ему удалось сформировать жизнеспособный кабинет, в который, правда, вошли партии, придерживающиеся различных взглядов по некоторым важнейшим вопросам (например, позиции ультрарелигиозной "Шас" и левой партии "Авода" по вопросу о субсидиях религиозным учебным заведениям диаметрально противоположны, равно как и по проблеме демонтажа поселений на Западном Берегу). Возможно, когда дойдет до серьезных вещей, наступит кризис правящей коалиции. Но пока что это не столь важно, как ощущаемая всеми политическими силами Израиля необходимость продемонстрировать единство общества перед лицом новых угроз, возникших как в результате победы ХАМАСа, так и вследствие крайне тревожащей израильтян ситуации, вызванной вероятным продвижением Ирана к созданию атомной бомбы.
Георгий Мирский - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.