Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.05.2006 | Татьяна Становая
«Газпром» может потерять стратегического инвестора
Глава немецкой компании Е.ON Ruhrgas Буркхард Бергман 17 мая заявил, что не допустит «Газпром» к газораспределительным сетям в Германии в рамках обмена своих активов на 25% Южно-Русского месторождения. В ответ, по данным «Коммерсанта», «Газпром» может отказаться от переговоров с Е.ON Ruhrgas и возобновить обсуждение проекта с другими европейскими компаниями. Тем временем, как стало известно «Ведомостям», итальянский газовый концерн ENI предлагает «Газпрому» доли в своих нефтяных активах и газораспределительных сетях взамен 25% в Южно-Русском месторождении.
Напомним, что Южно-Русское месторождение является ресурсной базой для Северо-европейского газопровода. «Газпром» намеревался впервые использовать здесь схему «обмена активов»: иностранным инвесторам предоставлялся доступ к добыче (конечно, при условии сохранения контрольного пакета за «Газпромом»), а «Газпром» получал бы доступ к газораспределительным сетям в европейских странах. В отношении Южно-Русского месторождения «Газпром» сумел договориться с двумя немецкими компаниями (именно Германия наиболее активно и последовательно поддерживает строительство СЕГ): BASF AG и Е.ON Ruhrgas. Однако предположенная «Газпромом» схема вызвала неоднозначную реакцию в Европе. По мнению европейских стран, близость «Газпрома» к потребителям без либерализации рынка газа внутри России, обеспечения равного доступа к газопроводной системе и ратификации Энергетической хартии усугубляет энергетическую зависимость от поставок газа из России. В данном случае было, прежде всего, политическое сопротивление, которое даже поставило под сомнение привлекательность центральной части повестки дня предстоящего саммита G8 – концепции энергетической безопасности.
Однако, как выяснилось, «обмен активами» вызывает вопросы и с точки зрения экономики проекта. «Газпрому» удалось договориться пока лишь с одним из инвесторов СЕГ - BASF AG. Напомним, что недавно в ходе визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Россию было подписано соглашение между «Газпромом» и германской BASF AG об обмене активами в области газодобычи и сбыта природного газа. В соответствии с ним «Газпром» увеличит свою долю в СП Wingas с 35% до 50% минус одна акция. Поскольку немецкое антимонопольное законодательство не позволяет иностранным компаниям иметь паритетное участие в энергопредприятиях Германии, до конца года BASF и «Газпром» выделят из Wingas весь бизнес за пределами Германии, создав Wingas Europe на паритетных условиях. А прибыль от работы Wingas Deutchland будет поделена паритетно между «Газпромом» и BASF (при сохранении контрольного пакета акций у BASF). Кроме того, в рамках соглашения «Газпром» получит доступ к основной ресурсной базе Wintershall в Ливии, где компания имеет несколько концессий по добыче природного газа и нефти. По сведениям «Коммерсанта», в одной из них «Газпром» получит 50% минус одна акция.
В свою очередь BASF/Wintershall получат 25% минус одна акция и 10% неголосующих акций в компании ОАО «Севернефтегазпром», которое владеет лицензией на геологическое изучение и разработку Южно-Русского месторождения. Напомним, что Южно-Русское месторождение является основной ресурсной базой для заполнения строящегося Северо-Европейского газопровода.
Тогда же анонсировалось, что в течение трех месяцев аналогичные соглашения будут подписаны и с E.ON. Однако уже изначально было понятно, что с этой компанией непонимания гораздо больше. Суть разногласий, опять же, сводится к вопросу участия «Газпрома» в импорте газа. По неофициальной информации, E.ON не понравился формат «обмена активами», и он предложил российскому концерну свои активы в Венгрии - сбытовое подразделение MOL, а также подземное хранилище газа. Это предложение в свою очередь не устроило «Газпром». Также E.ON предлагал «Газпрому» рассмотреть возможность обмена доли в месторождении на пакеты акций своих дочерних предприятиях в Болгарии, Польше, Чехии и Венгрии.
Несмотря на эти разногласия, «Газпром» сохранял оптимизм, и подписание соглашения все же ожидалось в ближайшее время. Однако после заявления Буркхарда Бергмана оснований для оптимизма стало меньше. Дело в том, что Бергман поставил под сомнение саму концепцию выхода «Газпрома» на европейские газораспределительные сети, говоря о сомнениях в перспективности такой стратегии с точки зрения ее прибыльности. Максимум на что готов E.ON – это открыть свои сети в восточной Европе. Но «Газпром» в таком предложении не заинтересован и просит рассмотреть вопрос о покупке долей в сетях Западной Европы. Логика «Газпрома» понятна: потребители Западной Европы платят за газ дороже и газовая монополия борется именно за эти рынки.
В то же время между европейскими компаниями существует конкуренция за доступ к ресурсам Южно-Русского месторождения. Маловероятно, что «Газпром» останется без инвестора - у него есть выбор. Так, итальянский газовый концерн ENI предлагает «Газпрому» доли в своих нефтяных активах и газораспределительных сетях в Италии и Северной Африке. Однако итальянский партнер для «Газпрома» менее привлекателен, чем германский. Более того, с ENI уже был негативный опыт сотрудничества по аналогичной схеме. Несколько месяцев назад была расторгнута сделка по поставкам российского газа на розничный рынок Италии. Тогда в коррупции был заподозрен Сильвио Берлускони: к реализации сделки был причастен его друг Бруно Ментасти Гранелли, партнер продавца газа Central Italian Gas Holding. Сейчас ситуация, с одной стороны, проще: Берлускони больше не является премьер-министром, но, с другой стороны, сложнее – у «Газпрома» нет политического «прикрытия» в Италии.Сомнение в экономической целесообразности стратегии «Газпрома» скупать газораспределительные сети в Европе может стать гораздо большим ударом по концепции «обмена активами», чем политические проблемы энергетической безопасности Европы. До последнего времени именно экономическая привлекательность притягивала иностранных инвесторов, для которых политика по определению вторична. В то же время преувеличивать возможный срыв соглашения «Газпрома» с E.ON не стоит – у российской компании остаются возможности для развития связей с другими европейскими партнерами.
Ссылки по теме:
«Газпром» и ЕС: энергетическое непонимание
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.