Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.05.2006 | Татьяна Становая
Северная Осетия возвращает смертную казнь в Россию
26 мая Верховный суд Северной Осетии приговорил единственного оставшегося в живых террориста, участвовавшего в захвате школы номер один в Беслане, Нурпаши Кулаева к смертной казни, сразу заменив приговор на пожизненное заключение. Решение суда может вызвать возмущение в СЕ, который неделю назад возглавила Россия. Споры о соответствии России европейским стандартам могут усилиться, а сторонники отмены моратория на смертную казнь получили дополнительный аргумент в свою пользу.Суд зачитывал приговор больше недели, в итоге признав Кулаева виновным по всем пунктам обвинения. Прокуратура, власти Северной Осетии, а также пострадавшие просили для Кулаева смертной казни. Суд фактически пошел им навстречу, признав Кулаева заслуживающим наказания в виде исключительной меры. Однако с учетом моратория на смертную казнь суд применил наказание в виде пожизненного заключения в колонии строгого режима.
Впервые с момента введения в России моратория на смертную казнь, российский суд, причем без участия присяжных, выносит смертный приговор. В соответствии с российской конституцией, смертная казнь может устанавливаться федеральным законом при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (впрочем, Кулаев сам не хотел такого суда, прекрасно понимая, какие чувства испытывали бы по отношению к нему осетинские присяжные). После вступления России в Совет Европы президент Борис Ельцин своим указом приостановил исполнение смертных приговоров и обязал правительство и Госдуму привести российское законодательство в соответствие с международными нормами. В соответствии с обязательствами, Россия должна была в течение трех лет полностью отменить смертную казнь. 2 февраля 1999 года Конституционный суд запретил назначать смертную казнь в качестве уголовного наказания до тех пор, пока повсеместно в России не будут введены суды присяжных. С 1 января 2007 года в Чечне – последнем регионе РФ – появятся суды присяжных, и формально суды смогут вновь выносить смертные приговоры.
В России отмена смертной казни является одним из самых непопулярных возможных решений власти. Это особенно актуально на фоне сохранения угрозы терроризма. За сохранение смертной казни выступают силовики, многие депутаты Госдумы. Даже председатель комитета Госдумы по законодательству, либерал Павел Крашенинников заявил в начале мая, что отказ от смертной казни нежелателен из-за угрозы терроризма. За смертную казнь выступает и некогда активный сторонник ее отмены министр юстиции РФ Юрий Чайка. Несколько лет назад он заявил, что «возможно, когда везде будут суды присяжных, можно будет сохранить смертную казнь в отношении особо опасных преступников, которые совершили преступления за пределами здравого смысла». Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, двое детей которого получили ранения во время захвата школы в Беслане, также считает, что Нурпаши Кулаев заслуживает смертной казни. «Моя позиция остается неизменной - я считал и считаю, что Кулаев заслуживает смертной казни», - заявил Мамсуров.
Дело Кулаева дало сторонникам сохранения смертной казни хороший повод для того, чтобы отстаивать свою позицию. Гособвинитель, заместитель генерального прокурора Николай Шепель изначально требовал для террориста смертной казни. После вынесения приговора Верховного суда он заявил, что удовлетворен решением. «Мы считаем, что данный приговор соответствует тяжести преступлений, совершенных Кулаевым. Пожизненный приговор - это также высшая мера наказания, на чем настаивало государственное обвинение», - заявил он. Аналогичное мнение высказал и другой заместитель генерального прокурора Владимир Колесников. Он не исключил возможность отмены моратория на смертную казнь после создания в Чечне суда присяжных. «Мы к этому разговору еще вернемся», - пообещал Колесников. Он также заявил, что в отношении Кулаева он «настаивал бы на смертной казни - это чисто по-человечески».
Однако ряд других депутатов, в том числе и Павел Крашенинников, расценили решение суда негативно. Крашенинников выразил удивление по поводу решения суда, назвав его неконституционным. Другой депутат от «Единой России», напротив, увидел в решении суда подтверждение выполнения Россией взятых на себя обязательств перед Советом Европы. Вице-спикер Госдумы, руководитель парламентской комиссии по проблемам Северного Кавказа Владимир Катренко считает, что решение суда - это еще одно подтверждение того, что Россия признает значимость международных договоров и соглашений.
Россия попала в непростую ситуацию. Именно в этом году значительно возрастает значимость вопроса применения смертной казни. С одной стороны, резко возрастает актуальность полной отмены смертной казни. Так, в этом году Россия возглавила Совет Европы, который давно требует от России ратификации шестого протокола. Решение Верховного суда может стать новым очень серьезным поводом для критики России, вопросы соответствия России европейским стандартам обострятся, и не исключено, что в СЕ прозвучат требования об исключении России из СЕ. Как заявил 26 мая глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, до конца года Россия должна ратифицировать шестой протокол Европейской конвенции по правам человека. Он также прогнозирует жесткую дискуссию по вопросу о запрете смертной казни на предстоящей июньской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). «Если к началу будущего года Россия не ратифицирует этот документ, к ней могут быть применены самые крайние меры - вплоть до лишения полномочий российской делегации в ПАСЕ и приостановки членства в Совете Европы», - заявил он.
Президент России Владимир Путин также неоднократно высказывался против смертной казни. В частности, в 2002 году, на встрече с российскими и немецкими журналистами, он заявил, что «самое главное все-таки заключается не в том, что у нас есть какие-то обязательства, а в том, что по сути своей ужесточение наказания, к сожалению, как бы нам этого ни хотелось, само по себе не ведет к понижению уровня преступности. Это только для внутреннего политического употребления неплохо проявить себя этаким сильным политиком, который готов расстреливать или сажать на электрический стул». Обобщая все высказывания президента на тему смертной казни, можно сказать, что он лично выступает против нее – и, прежде всего, из-за неэффективности этой меры в борьбе с преступностью. Более того, он упрекал правоохранительные органы в «бессилии», что, по его мнению, способствует росту популярности смертной казни в стране. Президент также отмечал, что борцы за сохранение в России смертной казни занимаются популизмом. Поэтому позиция президента на сегодня остается главным препятствием на пути восстановления смертной казни.
Однако, с другой стороны, слишком много факторов теперь работает на сохранение смертной казни в России. Во-первых, это менталитет элиты, где все большую роль играют «силовики», в том числе и в концептуальных вопросах. Во-вторых, с 1 января следующего года потеряет свою юридическую силу решение Конституционного суда о запрете вынесения смертных приговоров. И, в-третьих, вынесение смертного приговора Нурпаши Кулаеву носит в определенной степени политический характер.Кулаев должен был олицетворять собой международный терроризм, стать неким воплощением «зла», а суд над ним - «отдушиной» для пострадавших. В этом процесс над Кулаевым похож на процесс над Закариасом Мусауи в США: он также стал олицетворением всех террористов, в том числе совершивших теракт в сентябре 2001 года, и американское общество требовало для него смертной казни. Однако недавно он был приговорен к пожизненному заключению (хотя в США смертная казнь не отменена) по двум причинам: во-первых, из-за психологического состояния Мусауи, во-вторых, он мог стать мучеником для определенной категории сочувствующих террористам и самих террористов.
В ситуации с Кулаевым все обстоит совсем иначе. Это был исключительный и крайне болезненный для Кремля вопрос, связанный с «поражением» правоохранительных органов в предотвращении захвата бесланской школы и сомнениях в правомерности действий по освобождению заложников. С самого начала потерпевшие и родственники погибших были крайне неудовлетворенны следствием и, признавая вину Кулаева, настаивали на расследование виновности официальных лиц, которые, по мнению потерпевших, также виновны в трагедии. Смертный приговор, по большому счету, является символической уступкой со стороны власти осетинам.
Верховный суд Северной Осетии создал крайне важный прецедент, которым неминуемо воспользуются - как новым аргументом - сторонники сохранения в России смертной казни. Однако, судя по реакции прокремлевских депутатов, восстановления в России смертной казни не будет. Решение Верховного суда очень негативно скажется на председательстве России в СЕ и позволит оппонентам Москвы на Западе вновь упрекать ее в несоответствии европейским стандартам. В то же время под вопросом находится и ратификация европейского протокола.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.