Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.06.2006 | Николай Пахомов
Правительство надежды
В Ираке спустя почти полгода после парламентских выборов сформировано правительство. Несмотря на то, что не только состав кабинета, но и его работоспособность вызывают пока большие сомнения, известие это само по себе важно. Во-первых, оно свидетельствует о хотя бы минимальной готовности основных политических сил к компромиссу. Во-вторых, сама судьба этого правительства покажет, на какое будущее Ирака могут рассчитывать его жители и мировое сообщество.
Примерно с февраля многие специалисты писали, что в Ираке ведётся настоящая гражданская война. Однако сегодня уже понятно, что в такой войне по большому счёту основные политические силы не заинтересованы. Шииты, хотя и составляют большинство населения страны, вряд ли сумеют добиться окончательной победы.
Суннитские повстанцы хорошо организованы и пользуются зарубежной поддержкой. Причём поддержка эта двух видов. Уже поступают финансовые средства и другая помощь, в том числе и со стороны международных террористических групп, а влиятельные арабские страны, в первую очередь Саудовская Аравия, обеспокоенные возможным ростом влияния Ирана после вероятной победы иракских шиитов, готовятся сделать всё, чтобы не допустить такой победы в случае, если война действительно начнётся.Что же касается шиитов, то не все из них (о чём мы уже писали) являются сторонниками Ирана. К тому же среди разных групп иракцев поддержкой пользуется идея возрождения страны. Так что, несмотря на практически ежедневные теракты и нападения боевиков сопротивления, общественное мнение ждёт мира.Судьба иракского правительства сегодня зависит не от шиитских, а именно от суннитских лидеров. В ближайшее время станет понятно, являются ли они подлинными представителями суннитов. Суннитские политики согласились с новым кабинетом, а это значит, что теперь им предстоит доказать свою легитимность, убедив повстанцев прекратить сопротивление.
Пока новый кабинет исполняет скорее символические функции. Реально контролировать ситуацию в стране, а тем более справиться с повстанцами он не способен. В него даже не входят министры внутренних дел и обороны. (Разногласия по поводу того, кто займёт эти посты, оказались столь сильны, что стороны решили пока вовсе никого не назначать на эти должности.)
Правда, некоторая надежда на то, что в будущем правительству удастся решить хотя бы некоторые задачи, сохраняется – всё-таки было решено, что, как минимум, часть средств от поставок иракской нефти за рубеж будет идти непосредственно центральным властям. Напомним, первоначально планировалась система своеобразного федерализма, предусматривающая, что средства от добычи нефти будут поступать администрациям территорий, где эти месторождения расположены.
Если бы это стало реальностью, то в главном выигрыше оказались бы шииты, контролирующие самые богатые месторождения юга страны, меньше денег досталось бы курдам от северных месторождений, а сунниты бы остались практически в проигрыше, так как в местах их компактного проживания в центре Ирака нефти почти нет.
Также пока непонятно, насколько при назначении министров учитывалась их компетентность. Пока же создаётся ощущение, что главную роль играл их авторитет в различных религиозных и этнических кругах. Тут можно вспомнить даже о сомалийской практике, где «переходные» правительства, меняющиеся примерно раз в год, составляются по принципу, в соответствии с которым каждый влиятельный полевой командир получает какое-либо министерство. (Если командиров больше, чем ведомств, то приходится спешно создавать новые.)
В любом случае сам по себе факт появления правительства, созданного в результате переговоров по итогам парламентских выборов, для Ирака уже большой прорыв. Кто знает, возможно, осознание того, что тотальная гражданская война ведёт в тупик, почти в полном соответствии с классическими теориями общественного договора, позволит иракцам создать по-настоящему работоспособное правительство. По крайней мере, на это хотелось бы надеяться.
Ссылки по теме:
Сунниты, шииты и иракская демократия
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.