Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.06.2006 | Татьяна Становая
В Украине сформирована «оранжевая коалиция»
22 июня в Украине объявлено о формировании «оранжевой коалиции» с участием пропрезидентского блока «Наша Украина», Блока Юлии Тимошенко и Соцпартии. Коалиция, как и ожидалось, сформирована буквально в последний момент: за день до получения президентом права распустить Верховную раду. Коалицию отличает крайне нестабильный характер.
Формирование коалиции происходило очень трудно. Президент Украины Виктор Ющенко, а также блок «Наша Украина» максимально затягивали сроки, в то время как БЮТ и Соцпартия, напротив, форсировали процесс. В данном случае главную роль играл, безусловно, Виктор Ющенко. Для него было важно добиться нескольких принципиальных моментов. Во-первых, минимизировать последствия вступления в силу политической реформы. Для этого гораздо выгоднее было блокироваться с Партией регионов, которая была готова уступить «нашей Украине» пост премьер-министра. В то же время коалиция с Партией регионов могла значительно омрачить политические перспективы самого Ющенко: президент потерял бы значительную долю рейтинга за счет непопулярного решения и дал бы политическую «фору» Юлии Тимошенко не только как лидеру оппозиции, но и как потенциальному кандидату на пост президента в 2009 году. Так, согласно данным опроса Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, 39,6% опрошенных выступают за создание «оранжевой коалиции». Такую коалицию в большей степени поддерживают на Западе страны, где в ее пользу высказались 74,9% опрошенных. На востоке самой популярной среди участников опроса стала коалиция Партии регионов и «Нашей Украины», которую поддержали 30,3%. Лишь 17,4% украинцев в целом сказали, что лучше для страны создать коалицию «Нашей Украины» с Партией регионов.Поэтому Виктору Ющенко было важно принять для себя лично принципиальное решение: либо краткосрочные прочные административные позиции при более уязвимых политических позициях в будущем, либо более уязвимые административные возможности власти при сохранении собственной политической перспективы.
Преимущества и недостатки каждого из этих вариантов для Ющенко лично накладывалась на другие факторы. Во-первых, фактический раскол самой «Нашей Украины» на сторонников «оранжевой коалиции» и ее противников. В число последних входили бывший премьер-министр Юрий Ехануров и основной политический противник Тимошенко - Петр Порошенко. Во-вторых, идеологическая проблема коалиции с Партией регионов. Ющенко не был до конца уверен в том, что Партия регионов согласится сделать выбор, который ей предлагала «Наша Украина»: либо оппозиция, либо идеологический дрейф в сторону «оранжевых».
С одной стороны, Виктор Янукович всячески демонстрировал готовность идти на уступки по важнейшим кадровым вопросам. Однако в программных вопросах он, по крайней мере, публично занимал жесткую позицию. Лидер Партии регионов выдвинул три условия: это внеблоковый статус страны, федерализация и придание русскому языку статуса государственного. В таком виде коалиция с Партией регионов была абсолютно исключена, так как не только могла негативно сказаться на имидже Ющенко среди большинства его сторонников, но и лишала бы его собственной политической идентичности, что равнозначно политическому самоубийству.
Поэтому тактика сторон заключалась в следующем. Виктор Ющенко демонстративно оставался «над схваткой» и не брал на себя ответственность за создание коалиции, тем самым, полностью перекладывая ее на участников переговоров и страхуясь на случай провала проекта «оранжевой коалиции». В этом случае он не казался бы виновником такого провала, а возможная коалиция с Партией регионов выглядела бы вынужденной. Это одновременно открывало «Нашей Украине» возможность вести переговоры одновременно с двумя силами: и с «оранжевыми», и с «регионалами». Игра «на два фронта» значительно усиливала «торговые позиции» «Нашей Украины» и заставляла любых потенциальных участников быть более сговорчивыми.
В итоге конкуренция за право формировать коалицию с «Нашей Украиной» развернулась между БЮТ и Партией регионов, фактически сохранив монополию на право принятия окончательного решения за Ющенко. Однако Ющенко надо было подготовиться к тому, чтобы допустить Юлию Тимошенко на главный пост страны (а после политической реформы таким стал пост премьера), при том, что она является его главным политическим конкурентом, амбициозным и часто популистским политиком, который неконтролируем и очень конфликтен. Для этого ее надо было «упаковать» таким образом, чтобы она была зависима от коалиции и в случае выхода за определенные рамки могла потерять свой пост. Для этого Ющенко нужны были уступки со стороны БЮТ.
Уступки касались кадровых, институциональных и программных моментов. Программа будущего кабинета подробно прописана в коалиционном соглашении. Главная задача Виктора Ющенко состояла в том, чтобы минимизировать границы допустимого для Юлии Тимошенко как премьер-министра. Кадровые ограничения ее влияния выразились в предложении назначить спикером Верховной рады Петра Порошенко – фигуры, из-за конфликта с которым фактически распалась «коалиция» в прошлом году. Несмотря на то, что и Тимошенко, и Порошенко всячески демонстрировали дружелюбие между собой, психологический и институциональный конфликт заложен в их систему отношений. «Давайте напомним всем людям сейчас, которые нас смотрят, что после политической реформы председатель ВР — это человек, который делает технические дела. Все решения будут приниматься коалицией, а не Порошенко. И Порошенко будет у нас перед глазами», - заявил один из депутатов БЮТ. Очевидно, что Порошенко «технической» ролью ограничиваться не намерен.
Кроме того, на пост вице-премьера по региональной политике может быть назначен Роман Безсмертный – фигура, из-за которой Тимошенко не удавалось решать кадровые вопросы на региональном уровне. Фактически сейчас вновь возвращается предыдущий конфликт по этой линии. «Наша Украина» также будет контролировать посты: министра труда, министра промышленной политики, министра молодежи и спорта, министра внутренних дел, министра юстиции, главы антимонопольного комитета.В то же время БЮТ, помимо поста премьер-министра получит: первого вице-спикера Верховной рады, министра АПК, министра экономики, министра ТЭКа, министра угольной промышленности, министра строительства и архитектуры, министра культуры, главы МЧС, министра здравоохранения, министра финансов, главы Фонда госимущества и главы Госкомитета телерадиовещания.Соцпартия получит первого вице-премьера, министра экологии, министра образования, министра транспорта и связи, уполномоченного в Верховной Раде по правам человека.
В то же время распределение постов в Верховной раде не является симметричным. В тех сферах исполнительной власти, которые контролирует БЮТ, в Верховной раде контроль получают другие силы. Так, комитеты по бюджету, по финансам, по АПК отойдут «Нашей Украине». Комитет по ТЭКу и промышленной политике возглавят представители Соцпартии.
Таким образом, кадровыми решениями создана система взаимозависимости и взаимоконтроля участников коалиции. Одновременно деятельность правительства должна будет строго укладываться в рамки программного документа коалиции. В нем фактически закреплен евроатлантической вектор во внешней политике. Приоритетами остаются вопросы вступления в ЕС и НАТО (только после референдума – уступка Соцпартии). С Россией рекомендуется развивать положительные отношения, но при этом ничего не сказано об СНГ или ЕЭП.
Создание «оранжевой коалиции» означает, что внешняя политика будет более жесткой по отношению к России и прозападной. Скорее всего, Ющенко сохранит две ключевые фигуры в правительстве, отвечающие за западный вектор внешнеполитическоо курса - министра обороны Гриценко и министра иностранных дел Тарасюка. Жестких позиций в отношении России придерживается и сама Юлия Тимошенко. Это подтвердилось практически сразу. Она заявила, что намерена сразу же пересмотреть газовые соглашения, подписанные между Россией и Украиной 4 января по итогам «газовой войны». Официальный представитель «Газпрома» Сергея Куприянов после этого назвал Украину «слабым звеном» в системе поставок энергоресурсов в Европу. Таким образом, новый виток конфликта вокруг поставок газа может оказаться даже гораздо острее прежнего только за счет более жесткой позиции Украины.
Основные потенциальные конфликты между Ющенко и Тимошенко, тем не менее, заложены все-таки не во внешней, а во внутренней политике. Напомним, что Тимошенко прославилась не совсем рыночными методами управления. Она пыталась провести масштабную реприватизацию, ввести регулирование цен на бензин, при ней значительно выросли расходы бюджета. Сохранить доминирование либеральной политики «Нашей Украине» не удалось. Коалиция с Соцпартией, которая настаивает на сильной социальной политике, а также БЮТ, нацеленным на сильную промышленную политику (Тимошенко уже называют сторонницей «государственного социализма» - правда, скорее можно говорить о госкапитализме), привела к преобладанию протекционистских и социальных мер в госполитике. В то же время в программном документе обещается проведение налоговой реформы и легализация капиталов.Можно признать, что Виктор Ющенко добился главного – он минимизировал автономию Тимошенко. Теперь она не сможет провести почти ни одного решения без поддержки «Нашей Украины». Все решения правительства, которые требуют прохождения через Верховную раду, должны будут учитывать и интересы «Нашей Украины». В таких условиях у Ющенко появляется и возможность не пересматривать политическую реформу. Против пересмотра активно выступает и Соцпартия.
Взаимозависимость – важнейший механизм устойчивости коалиции. Участники коалиции даже были вынуждены согласиться голосовать «пакетом» за утверждение Тимошенко на пост премьера и Порошенко на пост спикера. Голосование по кандидатурам премьера, спикера и первого вице-премьера будет проведено единым пакетом, чтобы «обезопасить друг друга от банального кидка», говорит «Ведомостям» член фракции БЮТ Дмитрий Выдрин. «Процедура тщательно продумана, ведь участники коалиции не доверяют друг другу, а у самой коалиции шаткое большинство в парламенте», — признает Беспалый.Примечательно, что «Наша Украина» договорилась с Партией регионов о том, что во всех комитетах Верховной ради их представители могут получить посты заместителей председателей. Кроме того, Партии регионов предлагают пост главы Счетной палаты. Правда, сама Счетная палата выступила категорически против ее «политизации». Так что «Наша Украина» не намерена «сжигать мосты» в отношениях с Партией регионов. Пропрезидентский блок заинтересован в том, чтобы сохранить пути отступления в случае развала «оранжевой коалиции».
Возвращение Юлии Тимошенко на пост премьер-министра при новых политико-административных условиях несколько отличается от ее предыдущего опыта. Политическая реформа делает пост премьера более влиятельным. Кроме того, сейчас она приводит с собой команду. В то же время сейчас коалиция гораздо в большей степени будет зависеть от способности Тимошенко учитывать мнение Виктора Ющенко и наиболее влиятельных фигур в его окружении, а также ее готовности работать со своими противниками, в частности, с Петром Порошенко. Большинство украинских политологов дают коалиции приблизительно полгода. При этом отмечается, что все участники коалиции заинтересованы в сохранении стабильности, однако разногласия могут оказаться непреодолимыми. Степень стабильности во многом будет зависеть от упрочения стратегического единства коалиции: если национальная идея «оранжевых», выраженная в векторе евроинтеграции, получит реальные импульсы, и Запад будет давать соответствующие авансы, то шансы гармонизировать отношения среди участников коалиции повышаются. В то же время нельзя забывать, что предыдущий опыт не позволяет испытывать оптимизм в отношении устойчивости «оранжевой коалиции».
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.