Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.06.2006 | Виталий Портников
Проверка автономией
Сербский премьер-министр Воислав Коштуница впервые за долгое время посетил Косово, чтобы принять участие в торжествах, посвященных легендарной уже битве серсбкой и оттоманской армий. В ходе этой поездки Коштуница в очередной раз заявил, что край должен остаться в составе Сербии. Эти слова человека, которого еще недавно воспринимали как лидера демократической революции, могут позволить причислить Коштуницу к числу консерваторов, потерявшихся в современном мире. Но, с другой стороны, очевидно и другое: Коштуница из последних сил пытается защитить не только территориальную целостность своей страны, но и те нормы международного права, которые еще недавно казались незыблемыми – а после вероятной косовской независимости могут превратиться в исторический анахронизм.
Основатель социалистической Югославии Иосип Броз Тито был поистине великим тактиком, к тому же прошедшим школу старших товарищей из Москвы. Он понимал, что получил в наследство государство народов-врагов. И сделал все возможное, чтобы предотвратить и замедлить процессы распада. В его Югославии свои республики получили никогда не имевшие государственности словенцы, македонцы, мусульмане, ставшие наряду с сербами, черногорцами и хорватами титульными нациями. Но одновременно Тито предоставил автономный статус Воеводине с ее венгерским меньшинством и Косову с его албанским большинством. Сейчас мало кто помнит, что первоначально статус Косова был отличен от статуса Воеводины. Элита автономии приложила недюжинные усилия, чтобы сравняться в статусе. Затем был повышен статус обоих автономных краев, получивших по новой конституции Югославии полномочия, сравнимые с возможностями республик. Новое руководство федерации формировалось – на равных – из представителей республик и автономий. Лозунг «Косово-республика» родился примерно в это же время, еще при жизни Тито. Но того, что автономия может отделиться от Югославии просто потому, что не будет самого федеративного государства, никто тогда не допускал.
Сейчас, когда независимы уже все республики бывшей Югославии, пришел черед автономий. При Тито Косово хотело стать союзной республикой. Но в мире нет больше никаких союзных республик. Признание суверенитета означает только независимость. И ничто другое. Лукавят те, кто утверждает, что признание косовской независимости - это индивидуальный, особый случай. Нет, если модель будет найдена, она дополнит существующее международное право.
Ведь до сих пор мир соглашался с независимостью стран, которые были – хотя бы формально – равноправными частями союзных государств – так произошло после распада Советского Союза, Югославии, Чехословакии. Или колониями, как в Африке или Азии. Или оккупированными территориями с весьма сомнительной принадлежностью метрополиям – как в случае с Эритреей или Восточным Тимором. Независимая автономия – еще вчера это был нонсенс. Государство могло передать другому свою территорию с «чужим» этническим составом, но предоставить этой территории независимость?В случае с Косовом – это и есть начало новой тенденции – все эти старые правила не работают. Для международного права было бы куда лучше, если бы Сербия согласилась с передачей края соседней Албании – но об этом даже и подумать смешно. Назвать подобное предложение оскорбительным – это еще дать ему весьма мягкую оценку. Но и управлять краем сербы тоже уже не могут. По сути, независимость Косова может оказаться компромиссом, но компромиссом разрушительным.
После того, как флаг новой страны взовьется на флагштоке у здания ООН, никто и никогда не сможет объяснить, чем Косово лучше других – тем более тогда, когда модель найдена. Среди уже существующих государств победителей не окажется. Те из них, кто не смогут создать для собственных автономий условия для существования более комфортные, чем жизнь в самой «метрополии», с этими своими территориями рано или поздно расстанутся. О скором прощании с самопровозглашенными республиками и говорить не приходится. Все начнет происходить как бы само собой. И в Приднестровье, и в Абхазии, и в Южной Осетии, и на российском Северном Кавказе, и в Карабахе, и в Крыму. И в тех благополучных государствах, о территориальной целостности которых мы и не задумываемся – а станем. Потому что весь наш мир превратится в одно большущее Косово поле.
Виталий Портников - публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.