Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.07.2006 | Татьяна Становая
Законодательная ветвь исполнительной власти
Вчера первый вице-спикер Госдумы РФ Олег Морозов выступил с личной законодательной инициативой, предложив дать президенту РФ право распускать Госдуму, если она не принимает законопроекты в развитие президентского послания. Законопроект уже раскритиковали коллеги Морозова по фракции. Кроме того, инициатива Морозова вызывает большие сомнения с точки зрения его соответствия Конституции.
Как сообщил вчера первый вице-спикер Олег Морозов, сейчас готовится законопроект, в котором будут прописаны правовые последствия неисполнения депутатами послания президента Федеральному Собранию. Морозов предлагает принять закон о послании президента, в котором прописать сроки обращения президента к парламенту, чтобы, как он выразился, послание не «гуляло» по месяцам, как сейчас, а, например, было в феврале перед разработкой бюджета на будущий год, и чтобы Дума была обязана реализовать это послание, приняв законопроекты, предложенные президентом. В противном случае глава государства может инициировать роспуск Госдумы. Сейчас Дума может ничего не делать и ей ничего не будет, заявил депутат. По его мнению, закон нужен для того, чтобы подстраховаться от возможного увеличения в парламенте представительства оппозиции, которая станет препятствием на пути реализации президентского послания. Вице-спикер также особо подчеркнул, что это его личная инициатива, пока ни с кем не согласована.
Олег Морозов уже не первый раз выступает с громкими законодательными инициативами. В ноябре прошлого года он заявил, что подготовил законопроект, согласно которому политическая партия, победившая на выборах в Госдуму, может предлагать президенту кандидатуру премьер-министра. Данное предложение полностью повторяет модель, внедряемую сейчас в регионах, когда победившая на региональных выборах партия может предлагать президенту кандидатуру на пост губернатора. Это дало основание говорить о предстоящей «партизации правительства». По словам первого вице-спикера, он «готов внести законопроект, смысл которого - партизация федерального правительства», - сообщил Морозов на брифинге 15 ноября. Он отметил, что эта инициатива будет обсуждаться на предстоящем 27 ноября в Красноярске съезде партии «Единая Россия», и в докладе, с которым на съезде выступит лидер партии, спикер Госдумы Борис Грызлов. По утверждению Морозова, «этой теме отведено значительное место». Он отметил, что предлагаемый им законопроект предусматривает, что президент страны вправе согласиться с мнением победившей на федеральных парламентских выборах политической партии относительно кандидатуры главы правительства, но может и внести другие кандидатуры. Морозов также отметил, что победившая на выборах в Госдуму партия вправе предлагать главе государства не только кандидатуру на пост премьера, но и кандидатуры министров, однако отметил, что такой нормы нет в разработанном им законопроекте. «Это должно быть следующим шагом», - сказал Морозов.
Однако к данной инициативе очень скептически отнеслись в администрации президента. Не вызвал он восторга и у членов партии. Фактически это была тоже личная инициатива Морозова, который в данном случае действовал с двумя целями. Во-первых, помочь родной партии, которая за все время своего существования так и не добилась сколько-нибудь действенного влияния на кадровую политику исполнительной власти и президента. «Единая Россия» давно мечтает превратиться из механизма по легитимации президентский решений в реальную политическую силу, с которой будут считаться и чье мнение хотя бы станет учитывать президент. Во-вторых, Морозов занимался и самопродвижением. Предлагая концептуальные изменения в системе функционирования органов государственной власти, он таким образом самым делает некую заявку на архитектора политического режима.
Сейчас Морозов фактически делает то же самое. Очевидно, что новый законопроект направлен на будущего президента и будущий состав Госдумы, где, скорее всего, партия власти сохранит большинство (вместе с ЛДПР Кремлю гарантировано абсолютное большинство в нижней палате парламента). Преемник, который сменит на посту президента Владимира Путина, также ставится в некие жесткие рамки по срокам: ему придется гораздо раньше определяться с основными направлениями внешней и внутренней политики. В то же время преемнику значительно облегчается жизнь: основные законопроекты, которые предусмотрены посланием, должны будут приняты без концептуального обсуждения. Возможно, Морозов рассчитывал на то, что Владимиру Путин будет выгоден такой законопроект: он позволит значительно усилить роль президента в системе управления, снизить политические риски, заложенные в отношениях исполнительной власти и парламента. Для партии власти такой законопроект, на первый взгляд, не выгоден. Однако в действительности это не совсем так.
Сохраняется риск, что по итогам выборов в Госдуму в 2007 году «Единая Россия» не сможет контролировать конституционное большинство. Кроме того, отмена одномандатных округов может привести к росту представительства КПРФ. Тогда «Единая Россия» может не обеспечить прохождение законопроектов через Госдуму, и понадобятся инструменты воздействия на КПРФ.
Законопроект в действительности крайне спорный с точки зрения его соответствия Конституции. Фактически ставится крест на разделении властей: законодательная ветвь власти как таковая теряет даже формальную независимость и становится подразделением администрации президента. Надо признать, что Госдума и сейчас фактически занимает именно такое место в системе принятия решений. Однако достигается это исключительно за счет конституционного большинства «Единой России». Как только состав Госдумы изменится, степень автономности парламента значительно вырастет. Законопроект Морозова же позволяет снизить зависимость между составом нижней палаты парламента и его управляемостью.
При этом Морозов пояснил «Ведомостям», что поправки в Конституцию вносить не надо. Достаточно воспользоваться уже существующим инструментарием: посредством вопроса о доверии правительству. Морозов заявил газете, что инициировать процедуру роспуска нижней палаты можно будет на основании норм действующей Конституции: если Дума будет бойкотировать президентские инициативы, правительство как институт исполнительной власти, может поставить вопрос о доверии, а Думе в течение семи дней придется его решать. Если в доверии будет отказано, то президент получит право выбирать — отправлять ему в отставку правительство или распустить Думу. Морозов подчеркивает, что это пока его личная идея. Но он уже презентовал ее Владимиру Путину на встрече президента с фракцией в «Лесных далях», а группа экспертов, по словам вице-спикера, уже работает над текстом законопроекта.
Однако снова возникает вопрос, зачем тогда принимать специальный законопроект, если правительство и так имеет право ставить вопрос о доверии.
Скорее всего, инициатива Морозова будет прохладно встречена в Кремле и вряд ли будет реализована. Судя по всему, не рассчитывает на это всерьез и сам Морозов. Для него законопроект - возможность показать себя Кремлю как абсолютно лояльного, но активного игрока, с претензией на участие во власти. В то же время исключать варианты реформы системы отношений исполнительной и законодательной власти сейчас нельзя: Кремлю важно получше застраховать риски возможной потери конституционного большинства в Госдуме.
Ссылки по теме:
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.