Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.07.2006 | Виталий Портников
Мороз-сюрприз
Происходившее на сессии Верховной Рады Украины в первый день ее работы после разблокирования многие восприняли как гром среди ясного неба, как настоящий политический сюрприз. Юлия Тимошенко, взбудораженная, ушла с заседания парламента, сказав журналистам, что должна сама разобраться в том, что происходит. Давид Жвания, один из соратников президента, объяснил нежелание «Нашей Украины» участвовать в выборах спикера наличием в арсенале «оранжевой коалиции» туалетной бумаги. Сам президент хранил молчание.
Между тем на самом деле никакого сюрприза не было. Да, Партия регионов прибегла к блокированию парламента, добиваясь отдельного голосования по кандидатурам спикера и премьера и портфелям в парламентских комитетах – но при этом регионалы не скрывали: они совершенно не убеждены, что станут оппозицией. Ведь сама беспрецедентная процедура «пакетного» голосования свидетельствовала о глубочайшем недоверии между участниками «оранжевой коалиции». При этом никто не хотел идти ни на какие компромиссы. «Наша Украина» категорически отказывалась заменить кандидатуру Петра Порошенко на посту спикера украинского парламента – хотя было ясно, что именно эта кандидатура вызывает неприятие у БЮТ и социалистов. Блок Юлии Тимошенко категорически отказывался от замены собственного лидера на посту главы правительства – даже и помыслить там никто об этом не мог, хотя было ясно, что именно фигура Тимошенко заставляет президентскую сторону лоббировать кандидатуру Порошенко. Наконец, социалисты категорически отказывались поддержать кандидатуру Порошенко на пост спикера, хотя и понимали, что это угрожает существованию самой коалиции. Но после того как коалиция была сформирована в положенный срок, о ее будущем никто и не думал. Все оранжевые договаривающиеся стороны вели собственные консультации с другими участниками игры. В этой ситуации в роли проигрывающей стороны оказывался прежде всего БЮТ, с самого начала заявивший о невозможности переговоров с «бандитами» из Партии регионов. Но у социалистов – да и у «Нашей Украины» - оставался шанс остаться во власти в случае договоренностей с Партией Регионов. Социалисты воспользовались этим шансов первыми.
Так на глазах изумленной публики в очередной раз рухнул миф об общности идеалов партий Майдана. Собственно, до сих пор неизвестно, какими же на самом деле были эти общие идеалы в дни «оранжевого» противостояния в зимнем Киеве в 2004 году. Но даже если согласиться с тем, что главным для революционеров было проведение честных выборов (при этом не будем забывать, что Александр Мороз тогда же был решительным сторонником конституционной реформы, Юлия Тимошенко – не менее решительным противником, а Виктор Ющенко по обыкновению колебался), то следует понять, что после победы Ющенко на президентских выборах интересы победителей разошлись. Разошлись навсегда. Да, инерция сработала на какое-то время, выразившись в избрании Тимошенко премьер-министром Украины, но даже в день ее избрания голосовавшие за предложенную президентом кандидатуру депутаты от «Нашей Украины» и Партии регионов не скрывали: они делают это, чтобы избавиться от Юлии Владимировны уже через короткое время.
В новой ситуации у Ющенко и его окружения появился главный интерес: сохранить власть. А это возможно только путем согласия с могущественными кланами юго-востока. Ведь президент и его сторонники эту территорию не контролируют. У Тимошенко появился другой интерес: захватить власть. А это возможно, только подвинув кланы юго-востока и окружение Ющенко. Не забудем и о интересе «регионалов» - сохранить и приумножить полученное в прошлом, договариваясь с гарантами этого сохранения. Ну и интерес Мороза – лавируя между участниками схватки, получить как можно больше.
Талант в отстаивании этого интереса новый старый спикер блистательно продемонстрировал. А как же иначе? Кто это из нынешних решил тягаться с Морозом? Девушка Юлия из ЕЭСУ? Порошенко с шоколадной фабрики? Мороз, который был лидером коммунистического большинства – знаменитой группы 239, – в Верховном Совете УССР, а после провозглашения независимости не просто уцелел, но сформировал конкурентоспособную партию и стал спикером парламента? Мороз, которому коммунисты доверили создать «запасную площадку» после запрета КПУ, а в результате коммунисты оказались на вторых ролях в левом лагере после социалистов Мороза! Мороз, для ослабления которого еще администрация Кучмы поддерживала раскол в стане социалистов и создание партии Витренко! И где эта Витренко? В палатке под Феодосией?И вот с этим человеком вступил в борьбу хозяин киевских тортов, решивший стать спикером? Ой, мама моя! Надо еще столько шоколада съесть для повышения умственной активности, поседеть, пережить крахи и взлеты – а все равно вряд ли получится Мороз.У автора этих строк совесть чиста: несколько раз на глазах Украины в прямом телеэфире, в присутствии то Евгения Кушнарева и Александра Турчинова, то Юлии Тимошенко и Романа Бессмертного я обращался к Александру Морозу с призывом взять инициативу по формированию коалиции в свои руки. Не потому, что являюсь поклонником его политических талантов – за эти годы я написал о Морозе немало нелицеприятного, – а потому что считал подобный выход из тупика парламентских выборов единственно возможным. И правильным с технологической точки зрения. Другое дело, что в этом случае крайне проблемным оказывается решение тех политических и экономических вопросов, ради которых – якобы – совершалась «оранжевая революция». Но эти вопросы не решались и до выборов в Верховную Раду.
Собственно говоря, решать эти вопросы должны не политики, а общество. Пока одна часть украинцев будет оплакивать свой героизм 2004 года, а другая радоваться «избавлению от оранжевой чумы» - или наоборот, одни будут радоваться «оранжевым победам», а другие страдать по поводу поражений регионалов – Украина вечно будет находиться на запасном пути европейской истории. Потому что люди, не способные осознать, что и два года назад, во время президентских выборов, и сегодня были и являются статистами, следящими за умелыми движениями рук даже не актеров, а одаренных наперсточников, никогда не наберутся смелости и разума взять в свои руки ответственность за будущее собственной страны.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.