Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.10.2005 | Алексей Макаркин

ИНИЦИАТИВЫ МИХАИЛА ФРАДКОВА

Премьер РФ Михаил Фрадков одобрил дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста, по итогам состоявшегося недавно заседания Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. В частности, премьер признал целесообразным снизить начиная с 2007 года ставку НДС с 18% до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП. Фрадков также предлагает решить вопрос о передаче земель под промышленными предприятиями их собственникам за небольшую плату. Этот набор мер премьер предложил в конце позапрошлой недели, но борьба вокруг них продолжилась и на прошлой.

Увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП, при этом среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3 процентных пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов может вначале составить около 300 млрд рублей. "Вместе с тем следует учитывать, что осуществление данной меры позволит за счет реализации новых проектов, выхода из тени и увеличения налогооблагаемой базы обеспечить дополнительные доходы федерального бюджета в размере около 150 млрд рублей", - говорится в одобренном правительством плане мероприятий по ускорению темпов экономического роста.

С точки зрения премьера, необходимо провести комплексные изменения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), включая отказ от их привязки к мировым ценам на нефть, повышение базовой ставки, разработку и введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, разработку новых месторождений, а также возможности и условия поставки нефти на внешний и внутренний рынок. Тема изменения НДПИ дебатируется давно, но Фрадков впервые "привязал" ее к социально значимой теме сдерживания роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Кроме того, предлагается ряд мер по совершенствованию налогового администрирования. В том числе: исключить нормы о невозможности подачи уточненной налоговой декларации после принятия решения о проведении выездной налоговой проверки; ограничить права налоговых органов по срокам бесспорного взыскания налогов и расширению случаев их применения; уточнить нормы законопроекта, касающиеся запрета проведения повторных налоговых проверок; проводить выездные налоговые проверки в отношении обособленных подразделений только в случае, когда на них возложена обязанность по исполнению обязанностей налогоплательщика и др.

Таким образом, премьер впервые за все время своего руководства правительством предлагает комплексную систему мер, направленных на решение вопроса удвоения ВВП. Это первое ярко выраженное преимущество позиции Фрадкова. Второе преимущество прямо связано с предыдущим. Премьер сразу же получает себе в союзники крупный и средний бизнес, который давно лоббирует меры по снижению НДС, льготному выкупу земель под промышленными предприятиями и др. Третье преимущество - в совпадении премьерских пожеланий с общественными ожиданиями. Общество в целом и бизнес в частности готовы затянуть пояса при низких ценах на нефть, но их нынешний запредельный уровень способствует росту аппетитов.

В контексте аппаратного противостояния внутри кабинета инициативы Фрадкова - это фактический вызов Алексею Кудрину, который выступает против снижения НДС в ближайшее время (он готов рассматривать вопрос об этом только с 2009 года). Теперь надо одновременно бороться и против роста расходов, и против сокращения доходной базы бюджета (с учетом того, что НДС традиционно является самым "собираемым" налогом). Недавно Минфину уже пришлось согласиться на увеличение бюджетных расходов, на чем настаивал премьер, - в обмен на то, что НДС в 2006-2008 годах не будет снижен. Теперь данная неформальная договоренность пересмотрена Фрадковым.

Однако аппаратная борьба далеко не закончена. Уже во вторник Фрадков заявил, что окончательное решение по снижению НДС пока не принято. "Это материал, который предложен министрам, это дополнительный импульс, это информация к размышлению. А как может быть окончательно решен такой сложный и политизированный вопрос?" - сказал Фрадков. "Стабилизационный фонд растет, и страховой запас греет, и сейчас можно принимать оперативные решения", - отметил премьер. Сам Фрадков еще раз подчеркнул, что относится к снижению налога на добавленную стоимость позитивно. По некоторым данным, такое развитие событий связано с тем, что, несмотря на рост амбиций премьера, последнее слово в решении ключевых экономических вопросов принадлежит президентским структурам. А они, насколько известно, пока не приняли решение по вопросу о снижении НДС.

Очевидно, что, выступив в публичном пространстве со столь обязывающим заявлением, Фрадков должен искать союзников, в качестве которого, в частности, выступает партия "Единая Россия". Ее лидер Борис Грызлов заявил, что партия выступает за снижение налогового бремени, и, в частности - за понижение ставки НДС. По его словам, бюджет 2007 года уже должен рассчитываться, исходя из пониженной ставки налога на добавленную стоимость.

В то же время Минфин не собирается уступать. По словам заместителя министра Сергея Шаталова, дискуссия по вопросу о снижении НДС будет трудной и сложной. Можно считать, что вряд ли фрадковский проект понравится и Грефу.

Во-первых, он разрушает фактическую монополию МЭРТ на экономическое программирование в рамках правительства. Кстати, ответным ходом МЭРТ можно считать внесение в правительство доработанного варианта проекта среднесрочной программы социально-экономического развития РФ на 2006-2008 годах - в июне он был отправлен на доработку по инициативе Фрадкова.

Во-вторых, он обходит стороной тему снятия административных барьеров и снижения транзакционных издержек. Кстати, в последнем вопросе наблюдается близость позиций Кудрина и Грефа - для министра финансов значительно выгоднее реализация грефовских проектов дебюрократизации, так как они не влияют на состояние доходной базы бюджета. Не случайно на минувшей неделе Кудрин заявил, что "существует теневой оборот, теневой капитал, можно даже сказать теневые налоги", которыми облагается бизнес со стороны преступных группировок и некоторых коррумпированных государственных органов. По словам Кудрина, в настоящее время в этом направлении прилагается недостаточно усилий. Если снижать только легальные налоги, не трогая "теневых", то результат от снижения легальных налогов может оказаться нулевым, сказал глава Минфина.

Объективно активизация Фрадкова выгодна представителям силовой части президентского окружения. Она в случае успешного развития событий способна усилить позиции главы правительства, который считается их протеже, а также может способствовать продлению его пребывания у власти. А это, в свою очередь, снижает вероятность реализации операции "Преемник" - ведь, согласно наиболее распространенной версии, будущий президент должен пройти через стадию премьерства. Кроме того, усиление Фрадкова означает автоматическое ослабление либералов в правительстве.

Михаил Фрадков перевел внутриправительственный спор в публичную плоскость, сделав заявку на роль не только "технического премьера", занимающегося лишь рутинной повседневной деятельностью правительства, но и лидера, выдвигающего стратегические проекты, причем способные получить поддержку в значимых элитных группах, в первую очередь, в предпринимательской среде. Однако в этом деле он становится объективным конкурентом не только глав Минфина и МЭРТ, но и президентской администрации, которая заинтересована в том, чтобы все популярные проекты исходили от главы государства.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net