Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.07.2006 | Анатолий Цыганок

Новой армии – новые принципы комплектования

За последние полгода, прошедшие после трагедии в Челябинске, было опубликовано достаточно много материалов о преступности в армии, к которой имеют отношения все, от солдата до генерала. Много рассуждений о том, почему не идет военная реформа, что разлагает российскую армию, как осуществляется призыв и кто призывается в армию. Названы и проанализированы причины человеческих потерь в военном ведомстве в мирное время, причины сокрытия преступлений и роль в этом военных медиков. Российский президент на недавно поставил министру обороны оказать содействие Генеральной прокуратуре в расследовании случаев неуставных отношений, а также представить предложения правового и организационного характера для улучшения воспитательной работы в вооруженных силах в армии и на флоте.

Впрочем, большая часть материалов официальных СМИ посвящена лишь тому, как будут наказаны виновные в сокрытии воинских преступлений. Да и сам министр обороны основное внимание обращает не на изжитие из жизни армии этого отвратительного явления, а на «ужесточение ответственности должностных лиц за сокрытие информации о неуставных отношениях и других нарушениях в армии».

При этом почти не рассматриваются принципиальные вопросы, которые должны в корне изменить положение в армии. Например, какие следует принять законодательные меры для комплектования армии не только призывниками, контрактниками и альтернативщиками, но и сержантами, офицерами. Как должны быть изменены принцип и порядок, сроки призыва, которые уменьшат взяточничество и казнокрадство. Как должны быть организованы прохождение службы солдатами, сержантами, офицерами и генералами и условия этой службы. Как и в каком порядке должен быть организован гражданский контроль за армией. Чтобы нам не стыдно было за Россию, за те дикие порядки, которые ныне существуют в армии и на флоте. На повестке дня для российского общества должно оказаться не обсуждение того, сколько генералов и офицеров и рядовых осудят, а дискуссия по поводу важнейшего национального проекта – армии.

Обозначаемые политкорректными словами «неуставные отношения» на самом деле представляют собой издевательства над новобранцами с элементами садизма. «Превышение власти» надо понимать как избиение офицером солдата или сержанта. Эти дикие события будут повторяться до тех пор, пока мы не осознаем их системный характер. Общество должно рассматривать «отдельные случаи» именно как систему, демонтаж которой косметическими мерами, такими, как увольнение одного генерала и нескольких офицеров или осуждение сержанта, невозможен.

Справиться с порочной системой «понятий», привнесенных в армию в 1968 году, основой которой служат издевательства над слабыми, круговая порука от лейтенанта до генерала, без системных изменений в законодательной сфере, практически невозможно. Нужно менять принципы и порядок призыва в армию, заключения контракта на службу в армии, прохождения службы офицерами, нужно воссоздать профессиональную прослойку сержантов, изменить наши взгляды на формирование частей и подразделений по территориальному и национальному признаку, организации прохождения службы солдатами одного периода в одном батальоне.

Внимание общества к нарушениям законности в армии должно послужить толчком для начала реального, не на словах, изменения отношения к армии, как со стороны исполнительной и законодательной власти, так и общества. Это должен быть комплекс внеочередных законодательных, административных, финансовых мероприятий, выраженных в принятии национального проекта «Армия», который должен изменить в корне ситуацию в самой армии и по отношению общества к ней.

Предлагается внести изменения в законы, регламентирующие призыв, подписание контракта и прохождение государственной альтернативной службы. Первым шагом может быть принятие принципиального решения и определение сроков для разработки всей необходимой нормативной базы. (Примерно в таком положении оказался в 1996 году президент Франции Жак Ширак, вынужденный принять такое решение, когда стало понятно, что «срочники» за 10 месяцев не становятся профессионалами. При этом переход на профессиональную армию занял во Франции почти шесть лет.)

В новых законах следует предусмотреть увеличение призывного возраста до 21 года, это обосновывается завершением биологического роста мужчины. При этом решается проблема отсрочек от призыва студентов, которые либо к тому времени окончат вуз, либо останутся «неучами» и в отсрочке нуждаться не будут. Также нужно законодательно запретить призыв в армию лиц, осужденных по тяжелым статьям и находившихся в заключению.

Жизненно важно восстановить профессиональную прослойку сержантов в армии и на флоте. Организовать двухгодичные колледжи или открыть факультеты в военных училищах по подготовке сержантов, на которые принимать только после года солдатской службы. Прекратить порочную практику присвоения звания сержанта через шесть месяцев после призыва. Внести профессию «сержант» в перечень профессий Российской федерации с соответствующими рекомендациями Министерства труда. Разработать финансовые нормативы для сержантов с примерным соответствием оклада сержанта - окладу офицеров звена командира взвода - роты.

В свое время курсанты Высших Общевойсковых училищ первый курс (11 месяцев) проходили службу в учебных подразделениях развернутых мотострелковых полков. И это давало определенный результат. После сдачи экзаменов примерно треть на второй курс уже не желали переходить и дослуживали в войсках сержантами. Только сержантские контрактные должности должны быть предусмотрены для командиров танков, орудий, расчетов, радиостанций и им равные. Звания и должности прапорщика должны соответствовать младшим офицерским должностям и связанным только с боевой техникой и личным составом.

Далее. Желательно изменение закона о прохождении службы офицерским составом. Необходимо возродить «Положение о баллотировке при выдвижении офицера на вышестоящую должность», которое регламентировало бы учет мнения всех офицеров данной части при назначении на высшую должность путем проведения тайного голосования по трем – четырем кандидатурам. Выдвижение как офицерского состава, так и младшего командного состава следует производить на конкурсной основе. Такое положение действовало в российской армии до октябрьского переворота и действует сейчас, например, в американской армии. При назначении на вышестоящую должность (от командира роты до командующего армией) четыре равных по должности офицера или генерала независимо от рода войск гарантируют своей честью, что офицер достоин назначения на высшую должность. Если старший начальник не согласен с решением офицерского состава, то представляет к назначению своего кандидата под своей подписью. При этом в случае проступка офицера или генерала старший начальник увольняется без пенсии вместе со своим «протеже».

Прохождение службы должно быть организовано таким образом, чтобы на вышестоящие должности могли проходить только офицеры, прошедшие службу на всех более низких уровнях. Это относится как к командным, так и штабным офицерам. Данными положениями был бы поставлен заслон кумовству и фаворитизму и покупке должностей, ныне бытующих в российской армии.

Призывные комиссии необходимо вывести из подчинения министерства обороны. Не номинально, как сделано сейчас, а фактически. Роль министерства обороны может заключаться в подготовке предложений в правительство о необходимых призывных ресурсах, но сам призыв следует осуществлять гражданской администрацией, назначаемой решением местной региональной власти. При этом прохождение службы может и должно быть организовано по территориальному принципу. В военной исторической литературе о Первой и Второй мировых войнах, как в российских, так и зарубежных исследованиях, приводится масса фактов положительного влияния совместной службы солдат и офицеров, родившихся и проживавших до призыва в одной местности. Наиболее часто подчеркивается доверие и близость в среде военнослужащих российских казачьих, уральских, сибирских, национальных литовских, эстонских, немецких (баварских, эльзасских) частей или в армии обороны Израиля. В таких частях на порядок меньше отмечалось случаев трусости и почти никогда не отмечались случаи издевательств. Причины в том, что при проступке приходится отвечать не только перед законом, но и перед земляками, родственниками, поскольку все знакомы между собой. По данным немецких и израильских исследователей, земляческие и родственные связи на 20-30% увеличивают боеспособность армии.

Сомнительным представляется возможность комплектования всей российской армии только по контракту. Нынешние примеры подписания контракта молодым пареньком в 19 лет после полугода издевательств - это попытки солдата уйти от мордобоя, а для власти – стремление снизить общественное возмущение «дедовщиной». Наиболее вероятен вариант сочетания службы по контракту и срочной службы. При переходе армии на бригадную структуру возможно прохождение службы в батальонах, где постоянный состав - офицеры, сержанты и контрактники, а переменный состав - солдаты-срочники одного призыва (как сейчас практикуется в Войске Польском). Это упростит процесс обучения, слаживания, а главное создаст условия нормальной морально–психологической обстановки в воинском коллективе.

Также вызывает сомнение, что без организации воспитательной работы по обеспечению одной из основных задач Вооруженных сил (речь идет об образовании единой российской нации в рамках концепции гражданского (не этнического) национализма) возможно воспитание военнослужащего как защитника России. Эта работа должна носить надэтнический, надконфессиональный, надпартийный характер. На бригаду достаточно 2-3 офицеров-воспитателей для проведения еженедельных занятий по истории страны и знакомства с основными ее законами, 3-4 психолога для контроля над теми военнослужащими, которые требуют особого внимания, и 4 священнослужителей, относящихся к основным конфессиям (православной, католической, мусульманской, иудейской), что в совокупности не превысит существующие штаты. Ныне в мотострелковом полку около 20 офицеров-воспитателей (в каждой роте, батальоне, дивизионе).

Все без исключения военнослужащие должны обладать всеми правами, предусмотренными Конституцией. Специфика воинской службы не подразумевает бесправия солдат и офицеров. В этой связи необходим гражданский контроль над Вооруженными силами (в первую очередь – парламентский), ликвидация военных прокуратур и судов, введение должности уполномоченного по правам военнослужащего, имеющего своих представителей в соединениях и частях армии, МВД, ФСБ.Оставив нынешнюю армию в покое, необходимо начать комплектовать новую армию, по новым принципам и новым правилам, которая отвечала бы требованиям современности и требованиям российского общества.

Анатолий Цыганок - кандидат военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net