Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.08.2006
Кому расхлебывать ближневосточную кашу
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сообщил, что для скорейшего разрешения ливано-израильского кризиса "в кулуарах Совета Безопасности ООН проходят ежедневные консультации, все 15 членов прилагают серьезные усилия для достижения окончательного решения ливанского кризиса". И один из обязательных пунктов этого плана, по его мнению, - размещение в Ливане международных сил. Однако пока продолжаются консультации министров, продолжается и война. Может ли международное сообщество ее остановить? Что вообще может противопоставить современной войне международное сообщество в лице ООН? На вопросы «Политком.Ру» отвечает заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН Сергей Казеннов:
- Что могут сделать миротворцы в такой ситуации? Добьются перемирия, а дальше что?
- Перемирия там быть не может априори.
Миротворцы должны сегодня попытаться создать буферную зону. Но, скорее всего, как я полагаю, Израиль не захочет доверить миротворцам эту работу. Израиль хочет дойти до реки Литани, отогнать оттуда не только «Хизболлу», но и тех, кто ее поддерживает, и уже только на этом рубеже начинать договариваться. Потом эту зону передать под контроль сил Ливана, то есть, иными словами, вернуться к ситуации, которая была 20 лет назад.
И без участия Сирии обойтись им не удастся. Кстати, заметьте, что Америка по отношению к Сирии серьезно сбавила ультимативный тон. И это не случайно, потому что после того, как из этой зоны под нажимом Израиля ушли сирийцы, в ней образовался вакуум.
Сейчас, конечно, 6 стран Совета безопасности решают, как поступить, но, скорее всего, Израиль сейчас не даст ввести на эту территорию миротворцев. Кроме того, зачастую эффективность ооновских сил не настолько велика. Они носят скорее характер сдерживающе-ограничительный, наблюдательный.
В любом случае, что бы ни приняли на совете ООН, Израилю дано Америкой еще три недели, в течение которых они будут стараться выйти на южный берег Литани, забывая, что по сравнению с аналогичной ситуацией двадцатилетней давности у «Хизболлы» появились другие вооружения, с дальностью полета до 150 км – то есть покрывающие всю территорию Израиля.
Не то время. В одну и ту же реку (даже если это река Литани) Израилю не удастся войти дважды.
- Но после того как Израиль остановится на этих позициях, ему все равно придется договариваться с соседями. Возможен ли будет мирный процесс после этой войны?
- Да, в том и дело, что он будет крайне затруднен. Тем более что уже было разочарование предыдущим мирным процессом. И самое плохое не то, что не было мира, а то, что есть именно разочарование от его недостижимости и у одной, и у другой стороны. И тот факт, что эту неэффективную схему запускают по второму разу, очень плохо.
Какой сейчас может быть мирный процесс после такой политики Израиля, которую даже западная пресса называет «тактикой выжженной земли»?
Я думаю, что сейчас эта война, чем бы она ни закончилась, только обострит противоречия. Это только прелюдия к другим печальным событиям. То, что Израилю сейчас дают сыграть эту игру, добра не даст. В том числе самому Израилю. Мы привыкли к тому, что военная победа – это знамя над Рейхстагом. Но на самом деле куда важнее – что происходит потом.
К сожалению, именно сейчас совпали две конфликтные фазы: локальная фаза арабо-израильского противостояния наслоилось на синусоиду межцивилизационного обострения отношений между мировым Югом и мировым Севером.
- И силы уже не такие неравные?
- Мир научился давать асимметричные ответы на любую военную мощь. Это самый большой урок последнего десятилетия. Еще в конце предыдущего века американские эксперты говорили: «Мы больше всего боимся асимметричного сдерживания». И вот оно появилось: США тратят на вооружения половину всех военных расходов мира, а в итоге какие-то смертники делают в сарае ракету и могут очень серьезно подорвать и в военном, и в политическом отношении позиции Америки.
- С другой стороны, получается, что любая работа международных организаций на ниве урегулирования сегодня носит характер «зализывания ран». Силами ООН решить уже ничего нельзя?
- Конечно, ООН сейчас не сила. Причем американцы сами же и подкосили значимость этой организации. Вот и получилось, что кричали «волки, волки!», а когда волки пришли, то оказалось, что нет у мира инструмента защиты. А под эгидой НАТО на Ближний Восток не пойдут, потому что это не Афганистан, в котором хотя бы было чем торговаться. В этом же регионе возможности для маневра очень ограниченны.
То же, что дипломаты говорят про миротворцев и гуманитарную катастрофу, правильно – они за это деньги получают. Кроме того, кроме глобальной цели «остановить кровопролитие» есть и конкретные гуманитарные задачи, которые ООН может решить: спасение беженцев, помощь раненым, доставка продовольствия и т.д.
Думаю, что сейчас начнется следующий этап асимметричных ответов - удары по энергетическим точкам. Только на днях около Ливана зацепили танкер с нефтью, все вылилось в море… А ведь в этом регионе и около него расположено сердце цивилизованного мира. Несколько ударов по этим точкам – и мир остановится. То есть Юг в любом случае не проиграет.
Америка хотела политической либерализации, и она ее добилась. «Хизболла» и Хамас и есть гражданское общество Ближнего Востока, просто оно сильно отличается от западного. А так - это и есть народ, только ходит он с автоматами. Америка достигла своей цели. И сейчас акции «Хизболлы» и Хамаса очень сильно пошли вверх, причем самым что ни на есть демократическим путем.
…Блицкрига у Израиля не вышло, а раз не вышло, то это для него уже означает поражение. Это очень печально. Даже не говоря о том, кто прав, а кто виноват. Просто одна из сторон поняла, что может утереть нос кому угодно.
В общем, Израиль этой войной сослужил плохую службу не только себе, но и всему миру. Весь мир, боюсь, и будет в конечном итоге расхлебывать эту кашу.
Подготовила Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.