Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Лица бизнеса

15.08.2006

Алексей Боков, владелец компании "BOKOVFACTORY": "Я создал фундамент для бизнеса, теперь осталось построить небоскреб"

Я родился в 1974 году в Средней Азии, на просторах здравствующего тогда Советского Союза. Отец военный, поэтому семья часто переезжала. С родителями я много ездил, но каждое лето проводил у бабушки и дедушки в Гатчине, под Ленинградом. Очень люблю этот город. В начале перестройки мы переехали в Петербург. Там я закончил школу и начал сдавать экзамены в институт, на экономический факультет. Был уверен, что стану экономистом, бизнесменом, хотя, конечно, в таких категориях тогда не мыслил. Параллельно подал документы на учебу в Америке. Когда пришло подтверждение, что меня могут принять в американский университет, естественно, уехал туда. Так и получилось, что высшее образование я получил в Америке. Специальность - маркетолог, а факультет, на котором я учился, назывался бизнес-администрейшен.

В Америке практикуется такая система образования, что кроме профильных предметов – экономики, маркетинга, математики – студенты обязаны изучать какие-то дисциплины не из своей прямой области. Допустим, пение, рисование, теорию искусств или что-то другое – сотни предметов на выбор. Я решил заняться современным искусством вообще и танцем в частности, а также теорией балета. Кроме того, что эти предметы были мне в принципе интересны, у меня сформировалось собственное экономическое видение данной сферы. Поэтому куратор предложил специализироваться по маркетингу именно в этой области. Я согласился.

Потом мне повезло еще раз. Сразу по приезде в Америку я нашел работу в «Карлсон-маркетинг» – большой маркетинговой компании, которая на тот момент организовывала «Игры доброй воли» в Санкт-Петербурге. Это был советско-американский проект. Я с головой окунулся в продюсерско-телевизионную маркетинговую среду. Работал для американской компании, для телевидения США. Оказавшись в большой структуре, почувствовав себя маленьким винтиком в огромной машине, я приобрел бесценный опыт.

В Санкт-Петербурге возможно было все. Вернувшись в Санкт-Петербург, я устроился в швейцарско-шведскую компанию по организации крупных корпоративных бизнес-конференций. В какой-то момент решил, что мне нужен собственный бизнес. Шел, наверное, 95-й или 96-й год. В Санкт-Петербурге тогда возможно было все. Я нашел инвестора, который согласился стать моим партнером. С его помощью открыл маркетинговое агентство. Мы занимались позиционированием новых компаний, брались за организацию бизнес-конференций, решение сложных маркетинговых задач. Я работал на западный рынок. Были частные заказы от крупных зарубежных фирм. Например, от руководства «Майкрософт» и «Сиэтла» (там находится головной офис), от компании «Тернер» и других больших корпораций, которые устраивали разнообразные мероприятия. Этим в основном я занимался тогда - этим, в принципе, занимаюсь и сейчас, хотя деятельность, конечно, стала более специализированной.

Московская прелюдия. Девять лет назад, в 1997 году, я переехал в Москву. Решение было глубоко продуманным, оно дало толчок переходу моего бизнеса на следующую ступень. Я тогда вдруг понял, что в Петербурге не смогу достичь того, чего хочу. В первую очередь, с точки зрения профессии, потому что в то время – на переходе от Собчака к Яковлеву – Петербург считался криминальным болотом. В Москве все уже было по-другому. Особенно после Америки я чувствовал, что мне тесно в Питере, что нужно срочно перемещаться в другое пространство, более масштабное. Принял решение за один день, продал свою долю бизнеса партнеру и оказался в столице.

В Москве встретился с моим очень хорошим приятелем – Сережей Шолоховым, который вел программу «Тихий дом» на государственном телевидении. Он предложил мне вместе заняться бизнесом. Телевидение переходило от собственного производства к заказному. А так как программа «Тихий дом» делалась каналом ВГТРК, но была авторским ноу-хау Шолохова, то он хотел создать свою студию. Мы учредили студию «Тихий дом», заключили контракт с ОРТ и делали эту программу на пике ее популярности – я как продюсер, он как автор. Это была прелюдия к «BOKOVFACTORY». Заключались контракты с другими каналами, появлялось много других программ - мы сделались хорошей производящей телевизионной студией. Это длилось два или три года. Все было замечательно, и сейчас у Сережи все замечательно. А для меня телевидение стало этапом становления в Москве: было интересно, но я понимал, что нужно строить собственный бизнес.

Моя корпорация. И уже тогда я знал, какую модель корпорации построю. В 2000 году родилось продюсерское агентство «BOKOVFACTORY». Оно быстро росло, возникла сетевая структура. Сегодня это холдинг, в состав которого входят три юридических единицы; где-то у меня есть партнеры, где-то - нет. В целом «BOKOVFACTORY» занимается маркетинговыми услугами: организацией конференций, становлением и позиционированием компаний на рынке, рекламными акциями и пиаром. Кроме руководителя этой структуры, я являюсь маркетингово-медийным продюсером, организующим церемонии по созданию знаковых имиджей. Такие как “GQ – man of the year”, “Glamour – женщина года”, затем «Инновация» - церемония награждения по итогам конкурса на соискание премии в области современного искусства для ГЦСИ (Государственный Центр Современного Искусства) и Министерства культуры, вручение премии «Белый слон» для Гильдии киноведов и кинокритиков. Мы получили большой заказ на церемонию проведения «Тэффи» для Академии телевидения и транслирующего канала СТС. По-прежнему организуем много бизнес-конференций: например для «СТС» и канала «Домашний», для строительных корпораций и банковских структур.

Сейчас «BOKOVFACTORY» - это бизнес широкого спектра с четкими приоритетами. Что касается пиара, например, то мы активно сотрудничаем с самым дорогим сегментом рынка, связанным с роскошью и комфортом, - так называемым лакшери-бизнесом. Множество проектов связано с масс-медиа. Отдельно работаем с писателями, продвигая их произведения, с художниками, организуя не мало выставок и мастер-классов (наш чудный партнер и клиент московский Дом фотографии). Есть направление по работе со спортивными клубами, уже 3 года сотрудничаем с сетью фитнесс-центров “World Class”. Очень важная сфера – организация ежегодных бизнес-конференций различных компаний, которые подводят итоги работы за очередные 12 месяцев.

На мой взгляд, перспектив много. Думаю, сегодня «BOKOVFACTORY» со своими дочерними компаниями является одним из основных игроков профильного рынка. Расширяется сегмент услуг для топ-бизнеса, успешных компаний и состоятельных людей; становится более тесным сотрудничество с ведущими медийными структурами. А далее мы создадим - и к этому есть все предпосылки - сеть услуг для более простого сегмента бизнеса, уровня эконом-класса.

Риски и конкуренты. Основной риск – все, что может навредить нашей репутации и репутации брэнда. Так как мы не инвесторы, нам не грозят подводные камни, связанные с ценными бумагами, банковской или биржевой деятельностью, но есть риски другого рода. Нас инвестируют клиенты, и мы несем ответственность по этим инвестициям. Неудача – это когда от нас уходит клиент. Наш бизнес напрямую связан с доходностью, ростом продаж у клиентов, обусловленных тем, как мы их позиционировали, как занимались маркетингом, как провели рекламную кампанию и т.д. Все зависит от продукта, который мы производим.

Мы заняли настолько свою нишу, что нам конкуренты все и никто: от института аналитики до рекламного агентства. Институт – потому что мы выполняем массу социальных и государственных программы. Рекламное агентство - наш относительный конкурент: оно всегда пытается предоставить полный цикл услуг, считая, что именно этим можно заинтересовать заказчика. Но понимающий клиент сегодня отделяет одно от другого и приходит за соответствующим сервисом к нам, потому что знает: первобытно-общинный строй остался в прошлом, в связи с разделением труда, а в маркетинге это особенно важно.

Профессия – продюсер. Если говорить о профессии, то я, конечно же, продюсер. Это самое четкое определение моего дела. Но при этом я управляю бизнесом, которым владею, я активен на рынке и даю работу нескольким десяткам человек. Часто сотрудничаю с крупными корпорациями, с соинвесторами, занимаюсь эксклюзивными проектами. Продаю такую услугу как собственное маркетинговое видение, выступаю консультантом. У меня есть швейцарский партнер, имеющий свой бизнес. С ним мы создали совместное предприятие по выходу швейцарских компаний на российский рынок. Очень часто летаю на переговоры в Цюрих, где оказываю консалтинговые услуги: час-два я должен просто слушать, анализировать, обсуждать и в заключение сказать, что думаю по тому или иному поводу. И в России многие бизнесмены просто покупают мое время, чтобы я высказал им свою точку зрения. Последний пример: инвестор покупал фабрику мороженого, и пригласил меня на Совет директоров, где обсуждался этот вопрос, попросив меня после этого высказать свою точку зрения. Это моя персональная услуга, которая тоже востребована на рынке. Есть услуги, которые я продаю через свои агентства. Например, сеть магазинов модной одежды заказала нам исследования по ассортименту, целевой аудитории, правильному позиционированию. В такую работу, конечно, включается весь коллектив, особенно аналитический отдел.

Я свой бизнес строил с нуля. Основной его результат при правильной схеме работы – точный выбор услуг и их профессиональное исполнение. Это и есть продукт, определяющий и мой успех, и мои доходы. Система действует при любом состоянии рынка: как она работала в начале 90-х, когда я учился в университете, так же работает и сейчас. В 90-е была своя схема общения с клиентами, которые ныне живут в более цивилизованном мире: в нем и общение приятнее, и мои услуги востребованнее.

У меня нет страха, что меня кто-то или что-то поглотит. Я чувствую себя настолько самодостаточным, настолько люблю людей и нахожусь в гармонии с окружающим миром, что очень спокойно отношусь к предложениям о покупке моей компании. В бизнес-сообществе ощущаю себя крайне естественно, со всеми могу найти общий язык - от простого клерка до олигарха.

Считаю себя успешным, и удачливым, но ни в коем случае еще не состоявшимся игроком на рынке. Я создал фундамент, теперь нужно строить небоскреб. Пока, условно говоря, заложены только шесть подземных этажей паркинга и крепкое основание, базис для бизнеса.

Критерий успеха. Главное в бизнесе – работать и получать от этого удовольствие. Сегодня, чтобы стать успешным, бизнесмену необходимы трезвый ум, интуиция и особенно – щедрая рациональность. Нужно быть щедрым. У нас, к сожалению, в бизнесе много скупых людей, в том числе и по отношению к сотрудникам, к тем, кто тебя ежедневно окружает. «Выжимание соков» всегда сопровождается текучкой кадров. Я считаю, что нужно делиться с теми, с кем работаешь: это на пользу и бизнесу, и команде.

Очень часто наши менеджеры настолько поглощены карьерой, что ни о чем другом не думают. Ни в коем случае нельзя заключать себя в клетку, позволять работе полностью поглотить твое время. Для успеха необходимо работать минимум 8 часов в день. Однако если речь идет о собственном бизнесе, то график становится настолько размытым и непредсказуемым, что часто приходится работать до 15 часов в сутки. Отсюда главная проблема очень многих российских бизнесменов – здоровье. Пока, кажется, только олигархи ездят в клиники оздоровления и очищения, придерживаются здорового образа жизни. У менеджмента среднего звена это не принято, особенно в регионах - там вообще не знают, что такое спортзал… Между тем пропаганда спортивного образа жизни должна стать национальным проектом.

Бизнес и политика. Собственник сегодня стал более спокойным. Казалось бы, ситуация не в его пользу – нарастают антидемократические тенденции, многие говорят о тоталитаризме. На самом деле, это не тоталитаризм: просто осталась вертикаль власти, а все горизонтали ушли. Примеры ЮКОСа, Гусинского или Березовского дают основания не согласиться с антидемократичными методами борьбы с ними. Хотя Ходорковский очень многое делал далеко не идеально и фактически выступал как враг России, я считаю, что процессуально наше государство поступило с ним неправильно. Нужно было найти больше юридических, а не силовых доводов, поскольку против силы всегда найдется другая сила. Процесс получился показательным. Я не осуждаю борьбу с деятелями типа Ходорковского - бороться нужно, потому что когда бизнес становится активной политической силой, это чревато очередной революцией.

В целом же сегодня люди стали спокойнее, а бизнес цивилизованней. Возникло больше юридических оснований быть уверенным в тех или иных сделках. Раньше, совершая сделку, ты сильно рисковал, поскольку в стране не было правовой базы. Сейчас она есть. Появились профессиональные юристы, которые эффективно работают.

Бизнесу и власти необходим диалог. Пусть он будет протекать в спорах, но явится именно диалогом, а не подчинением или давлением на бизнес со стороны власти. Государственные структуры должны иметь контроль над некоторыми аспектами бизнеса. Как налогоплательщик и бизнесмен, я конечно от этого страдаю, но так заведено во всех цивилизованных странах. Скажем, налогообложение в Англии или Америке еще строже. Там шаг влево, шаг вправо – расстрел. С другой стороны, там больше возможностей для кредитования, больше открытости компаний.

Россия и Запад. Наши бизнесмены более активны, они искренне интересуются окружающей жизнью. Я бы сказал, они социальнее. Западные банкиры или инвесторы, честно говоря, нередко выглядят скучнейшими людьми с ужасным образом жизни. Самые достойные, самые интересные среди них – те, кто состояние получил, а не заработал. В Америке, в Англии в высшем обществе редко встретишь человека, который сам себя сделал. А у нас большинство - «self-made мэны», которые всему еще должны учиться. Люди, все получившие от рождения, все умеют: содержать замки, пользоваться самолетами, покупать на аукционе «Сотбис» картины. У них это в крови, это не выглядит вычурно. А наши Иван Ивановичи сами до всего дошли, сами всему обучаются. Среди них много таких, которых я очень уважаю: корректных, грамотных, котирующихся за границей именно в тех кругах, куда и западные бизнесмены хотят попасть.

Проблемы у российского бизнеса те же, что и у страны в целом, – народ пьет. Ведь бизнес - это не только центральный офис. Выезжаешь на фабрику, на завод - а там все стоить два, три дня: никого нет, все гуляют, теряешь время. А сколько людей выпадает из жизни…? На Западе такого нет, там отдача от работника совсем другая. Они много тратят на социальные программы, страхование, но эти затраты окупаются. У нас никогда такой работоспособности не было. Хотя мы растем и очень быстро – за 10 последних лет нагнали 50 предыдущих, упущенных для предпринимательства.

Конечно, нефть нам помогает. Растет материальное благосостояние, крепнет средний класс. На него российскому правительству и надо делать ставку. По российским меркам (а у нас индексы принадлежности к этому слою общества занижены) меня можно отнести к категории немного выше среднего класса. А по американским или швейцарским канонам – я самый что ни на есть настоящий средний класс. Обидно, что для малого бизнеса у нас по-прежнему нет хорошего инвестиционного климата, в то время как для американской экономики малый бизнес является основой развития. Поэтому там такие высокие показатели иммиграции. У нас такой иммиграции, как в Америке, никогда не было даже после развала союза и потоков из республик.

Если говорить о положительных изменениях последнего времени - считаю, например, что Министерство финансов отлично выстроило монетарную систему. Такой рост благосостояния, благоприятный инвестиционный климат и планомерная работа банков – заслуга именно этого ведомства. А вот о Министерстве культуры, которое мне по роду деятельности близко, и говорить не хочу – трудно представить себе более глубокой ямы. Считаю разумным, что наконец принято решение о роспуске Российской академии наук - абсолютно бюрократической машины, которая ничего не производила. Приветствую ее новый статус просто консультативного органа. На базе недвижимости РАН можно выстроить новые офисы, создать конструктивные структуры, в которые будет иметь смысл вкладывать государственные деньги, направленные на развитие науки. Многие выпускники вузов найдут себя, появятся перспективные лаборатории и институты. Поэтому я радуюсь, что сегодня в России происходит очень планомерный позитивный рост, заставляющий надеяться на лучшее.

Агентство «BokovFactory - Events Organizing & Production» известно на рынке своими проектами в области специальных имиджевых событий, креативными разработками по созданию и продвижению имиджа компании/бренда, возможностями в работе с целевой аудиторией группы "Upscale Class" и celebrities.

Отдельное направление деятельности агентства - production - комплекс, объединяющий творческие разработки и производство: фото, видео, аудиоматериалы в поддержку кампаний, декорации, арт-объекты, костюмы и прочие детали имиджа. Партнерами агентства в этой области являются известные фотографы, модельеры, конструкторы, художники, дизайнеры, стилисты,психологи etc.

Также следует отметить, что агентство «BokovFactory» фактически первым начало и успешно продолжает работать в fashion-индустрии, тесно сотрудничая с крупнейшими брендами, именитыми дизайнерами и другими представителями сферы красоты, гламура и роскоши.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net