Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

20.09.2006

Привычный таиландский переворот

В Таиланде объявлено военное положение и отменено действие конституции в связи с государственным переворотом. В то время как премьер-министр Таксин Шинаватра отбыл в Нью-Йорк для участия в Генассамблее ООН, власть в стране захватили военные. Здание тайского правительства окружили танки, после чего оно было захвачено. Власть в столице Таиланда и в близлежащих провинциях, не встретив на своем пути никакого сопротивления, захватил так называемый Совет административной реорганизации. Сейчас представители военного командования Таиланда проводят встречу с королем Пумипоном Адульядетом по вопросу формирования переходного правительства. Ситуацию комментирует старший научный сотрудник отдела Юго-Восточной Азии Института Востоковедения РАН Елена Фомичева.

- Что спровоцировало военный переворот в стране?

- В течение последнего времени в Таиланде нарастал кризис политической системы, а в последние полгода ситуация обострилась очень сильно. Суть этого кризиса состоит в том, что три раза подряд на выборах одерживали впечатляющую победу премьер-министр Таксин Шинаватра и его партия Тхай рак Тхай. И даже на последних внеочередных выборах, которые проходили в апреле этого года, они получили 56 процентов поддержки. При этом политическая оппозиция, которая представляет интересы средних городских слоев, интеллигенции и старых политических элит, полностью лишена возможности сместить неугодного премьер-министра законными средствами.

Последние выборы были признаны в мае Конституционным судом Таиланда нелегитимными и результаты их были отмены. Но и это не решило проблемы – было создано переходное правительство и назначены новые выборы на октябрь.

Проблема состоит в том, что Таксин Шинаватра не собирается уходить с политической арены и не собирается оставлять премьерскую должность. Его поддерживают в основном сельские жители, а самая политически активная часть общества - нет.

Полгода в Таиланде на улицах Бангкока проходили многотысячные демонстрации, но конфликт все не разрешался. И Таиланд, привыкший к военным переворотам (которых было боле 17 в ХХ веке), снова применил этот привычный способ. Первый раз в XXI веке. Тайцы в последнее время склонялись к тому, что военные должны быть отстранены от политики.

Кроме этого, есть в Таиланде и экономические проблемы, и наболевшая проблема мусульманского юга – то есть целый клубок социальных, экономических и политических конфликтов спровоцировал этот переворот. Сейчас те, кто его осуществили, объявили о том, что их главная цель – смещение с поста премьера Шинаватры и даже запрет на возвращение в страну.

Возможно, хотя и не известно наверняка, что этот переворот произошел при поддержке королевской власти.

- Западное сообщество уже отреагировало крайне негативно на события в Таиланде. Как это может повлиять на судьбу переворота?

- Тайцы решают свои проблемы сами. Думаю, что западное мнение по этому вопросу так и останется просто мнением.

Тайская политическая практика предусматривает, что, совершая переворот, военные передают власть гражданскому правительству. Хотя были и периоды авторитарного военизированного правления, но чаще отрабатывалась схема, при которой силовым образом отменяется конституция, дорабатывается и принимается новая.

Однако нельзя сказать, что Запад поддерживает Таксина. Например у США существует целый ряд претензий к нему. Я думаю, что реакция Запада чисто идеологическая, и основана на неприятии любых форм переворотов как формы, противоречащей демократическому устройству.

- Как быстро будет длиться военное положение? Что предпримет премьер?

- Все в Таиланде заинтересованы в том, чтобы конфликт скорее завершился. Кроме разве что самого Таксина и его круга. Сам он довольно непредсказуемый политик, и какие шаги он предпримет в ответ – трудно прогнозировать. У него есть своя база поддержки, но сумеет ли он ее реализовать, опереться на нее, пока не ясно.

Ясно только одно, что достигнуть компромисса со столичными элитами ему уже не удастся.

Хотя, повторю, ситуация качественно иная, по сравнению с XX веком, и это позволяет предположить, что могут быть разные варианты.

- Насколько важную роль играет в таиландском конфликте проблема «мусульманского юга»?

- Это серьезная нерешенная проблема с длительной историей и сложным генезисом: и экономические, и религиозные, и этнические ее составляющие очень перемешаны. Качественно их решить не удалось. Силовые методы не дали результата, договориться не удалось, поэтому насилие на юге продолжается: взрывы, убийства буддийских монахов, тайских учителей и военных. Все это мотивируется желанием отделиться от Таиланда для создания своего мусульманского государства на территории трех провинций.

Все это осложняется тем, что международные мусульманские организации традиционно проявляют интерес к этой взрывной зоне.

Однако я не думаю, что мусульманские политические круги имеют отношение в этому перевороту. Это, скорее всего, политическая элита армии при опоре на промышленные и политические круги. Как ни пытались в Таиланде отстранить армию от политики, но она снова оказалась востребованной в этой области.

Подготовила Любовь Шарий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net