Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.10.2006 | Татьяна Становая
Штокман законсервируют
Вчера председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер в интервью телеканалу Russia Today заявил, что «Газпром» намерен самостоятельно разрабатывать Штокмановское газоконденсатное месторождение. Это заявление приурочено к двухдневному визиту президента России Владимира Путина в Германию: тем самым, Россия дает понять Западной Европе, что ее газовые месторождения будут ориентированы на европейский рынок. Однако в целом решение «Газпрома» в России воспринято весьма неоднозначно.
«Газпром» сообщил, что будет осваивать Штокмановское газоконденсатное месторождение самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров. Кроме того, правление Газпрома приняло решение о приоритете поставок газа со Штокмана на европейский рынок. Месторождение станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через строящийся СЕГ (Nord Stream). «Недропользователем Штокмановского месторождения на 100% будет выступать Газпром. В течение длительного времени Газпром рассматривал возможность предоставления 49% в Штокмановском проекте иностранным компаниям. Однако иностранные компании не смогли предоставить активы, соответствующие по объему и качеству запасам Штокмановского месторождения. При разработке этого месторождения будут использоваться современные технологии и технические решения, в том числе в производстве СПГ. Для этих целей в качестве подрядчиков будут привлечены авторитетные международные компании. Важнейшим условием этих подрядных договоров будет являться соблюдение сроков и стоимости работ. Это решение - дополнительная гарантия надежности поставок российского газа в Европу на долгосрочную перспективу и доказательство того, что европейский рынок имеет для компании лидирующее значение», - цитируется в сообщении председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера.
Штокмановское газоконденсатное месторождение — одно из крупнейших в мире. Расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Разведанные запасы — 3,7 трлн куб. м газа и 31 млн т конденсата. Приблизительные затраты на его разработку экспертами оцениваются в 10-18 млрд. долларов. Разработка требует не только больших финансовых затрат, но и привлечения дорогих технологий, которыми России пока не обладает, также как и высококлассными специалистами в этой области. В первую очередь это касается нужд сжижения газа. Планировалось, что Штокман станет одни из первых масштабных проектов, в рамках которого будет построен завод по сжижению природного газа. Газ планировалось поставлять на американский рынок.
С 2002 года «Газпром» активно занимался поиском иностранного партнера для разработки месторождения. 16 сентября 2005 года «Газпром» объявил шорт-лист партнеров для детальных переговоров. В него вошли Statoil (Норвегия), Total (Франция), Chevron (США), Hydro (Норвегия), ConocoPhillips (США). В течение полугода «Газпром» обещал сформировать финальный список из двух-трех компаний.
Дело оставалось «за малым»: найти подходящего иностранного партнера. Планировалось, что будет использована схема: технологии в обмен на участие в добыче. Однако в эту схему вмешалась политика. Наибольшие перспективы на участие в разработке Штокмана имела американская ConocoPhillips. Однако, по сути, ее участие стало торговой позицией Кремля на переговорах России и США о вступлении в ВТО. После того как США отказали подписывать соответствующий протокол, а переговоры явно зашли в тупик, шансы американской компании резко упали. Вообще, на протяжении последних месяцев было очевидно, что «Газпром» (в точнее Кремль) очень не хочет получать себе в партнеры американцев. Достаточно привлекательными в качестве партнеров были норвежские компании Hydro и Statoil: они имеют большой опыт работы на шельфе. Однако и с норвежцами отношения России последнее время не самые лучшие: достаточно вспомнить обострившиеся споры по вопросам промысла рыбы в районе архипелага Шпицберген. Французская Total вообще имеет негативный опыт работы в России: сначала ей было отказано в покупке блокпакета акций «НОВАТЭКа», потом возникли судебные проблемы между Total и российскими властями по поводу освоения Харьягинского месторождения (СРП).
По мере того как Россия делала ставку на превращение в мирового энергетического лидера, схема обмена участия в добыче на технологии стала меняться. Помимо технологий, «Газпром» претендовал на сопоставимые активы иностранных участников (а, по сути, на долю рынка). Рассматривалась также схема, при которой иностранный инвестор вкладывался в первую очередь бурения, а потом выходил из проекта, получив свои инвестиции обратно с определенным коэффициентом.
Однако предлагаемые Россией схемы не устраивали иностранных инвесторов. По большому счету, «Газпром» не привлекала та «цена», которую, предлагали иностранцы за вхождение в проект по разработке Штокмановского месторождения. Как заявил источник в «Газпроме» газете «Ведомости», американцы, например, предлагали схему СРП, от которой России сейчас старается уходить. «Последней каплей» стало увеличение участниками СРП по «Сахалину-2» сметы расходов, повлекшей проблемы с Ростехнадзором. Более того, участие иностранных компаний в разработке не удавалось разменять на политические уступки, например, по ВТО.
Как следствие Россия решила и вовсе отказаться от помощи иностранцев. Россия тем самым хочет показать, прежде всего, США, что никакой «доброй воли» в энергетической сфере без адекватных взаимных уступок не будет. Во-вторых, Россия сделала «подарок» Западной Европе и, прежде всего, Германии, на которую, в первую очередь ориентирован СЕГ. Именно по нему должен будет пойти газ со Штокмана. Таким образом, об СПГ пока можно будет забыть. Одновременно Россия тем самым, пытается снять опасения, что газа для СЕГа может не хватить. Еще в конце сентября Президент РФ Владимир Путин сообщил, что «Газпром» может переориентировать часть поставок газа со Штокмановского месторождения на европейские рынки. «Компания Газпром рассматривает такую возможность, и такое решение может быть компанией Газпром принято в самое ближайшее время», - сказал тогда В.Путин. Как отметил президент, объем поставок со Штокмановского месторождения может составить от 25 до 45 млрд куб м в год. «Поставки только с этого месторождения могут быть осуществлены в течение 50-70 лет. Это создает абсолютно стабильную, устойчивую ситуацию в экономике и в энергетике Европы, и, прежде всего, конечно, в энергетике Федеративной Республики Германии», - отметил В.Путин. Однако никто не ожидал, что решение по Штокману будет столь радикальным.
Решение Кремля также означает и смену приоритетов в государственной стратегии. Стратегия России до последнего времени состояла в том, чтобы развивать как газотранспортные магистрали, позволяющие России доминировать на газовом рынке и в странах СНГ, и в Европе, так и направление по сжижению природного газа. Последнее позволяло не привязываться к «трубе» и поставлять газ танкерами в различные уголки мира. Потенциально Россия способна занять лидирующее место на мировом рынке СПГ, учитывая, что многие нефтяные государства, не имея такой газотранспортной системы, как у России, уже активно развивают это направление, и в будущем могут составить «Газпрому» серьезную конкуренцию.
Развивать оба направления: и «трубы», и СПГ слишком дорого. Развитие СПГ в России пока, по сути, не идет, и дальше разговоров дело не двигается. Трубопроводные сети, напротив, развиваются очень быстро. Достаточно вспомнить проект по строительству СЕГ. Россия понимает, что «труба» сегодня - это ее конкурентное преимущество, в то время как на рынке СПГ конкуренция будет гораздо жестче и этот рынок гораздо либеральней.
Однако эксперты заявляют, что решение «Газпрома» недостаточно разумно. Как заявил источник в компании «Ведомостям», разработка Штокмана требует около 40-50 млрд. долларов. Как следствие его разработка может затянуться на десятилетия. У «Газпрома» нет ни технологий, ни кадров, ни опыта в разработке подобных крупных месторождений. В одиночку это будет сделать крайне сложно.Отказ «Газпрома» от приглашения иностранных инвесторов в разработку Штокмановского месторождения в действительности означает его консервирование на неопределенное количество лет: до тех пор, пока не будет придумана приемлемая схема привлечения финансовых, кадровых ресурсов, а также технологий. Однако в любом случае это означает, что пока Россия не готова делать ставку на СПГ. В перспективе это может привести к ослаблению позиций России на газовом рынке.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.