Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.10.2006
ИРИНА ЭЛЬДАРХАНОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОГО ХОЛДИНГА «КОНФАЭЛЬ»: «Я ЕЩЕ В ПУТИ…»
…Я родилась в Хабаровске, в 1956 году. Мой папа родился и вырос на Урале, а в армии служил на Дальнем Востоке. Родителей мамы туда сослали из Омска - считали кулаками. Дед был купцом. В 1973 году я окончила среднюю школу. Мне всегда нравилось учиться. Особенно увлекала химия. Ни минуты не сомневалась, что надо поступать в институт. Задуманное осуществилось: в 1978 году я закончила Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности. После института (до 1986 года) работала главным инженером в Производственном текстильно-галантерейном объединении. Развал СССР застал меня в должности директора чечено-ингушского оптового предприятия «Росторгодежда» в Грозном.
Днем - инженер, ночью - бухгалтер… Способности к предпринимательству почувствовала в себе еще в 18 лет, когда была назначена руководителем студенческого сельхозотряда. Своим собственным делом начала заниматься с 23 лет. В рабочее время была главным инженером предприятия, а по вечерам шила, вязала и отдавала на рынок продавать. С выходом закона о кооперативах в 1990 году организовала кооператив для родственников, которые закупали в Кабардино-Балкарии свитера из козьего пуха и продавали их по всей стране. Мои старые связи помогли наладить дистрибуцию. Для первого кооператива брала кредиты под 2 процента годовых без обеспечения, сама по ночам вела бухучет. Помогло то, что меня знали как успешного руководителя. Абсолютно во всем помогал муж, спал по два-три часа в сутки, рисковал, разъезжая по Северному Кавказу с огромными суммами денег. Активно помогали родственники - сестры мужа и их мужья.
В то же время я старалась проявлять все свои предпринимательские способности, чтобы зарабатывать высокие прибыли для государственного предприятия. Поэтому регулярно выплачивала очень большие по тем временам премии и зарплаты своим сотрудникам, за что и получила выговор начальника Главка РФ за самую высокую зарплату на предприятии.
Горький опыт сладкого бизнеса. В 1994 году в России появились внутренние оффшоры, в том числе зона экономического благоприятствования «Ингушетия». Переехав в Москву, мы с мужем открыли новый бизнес. Таможенный брокер «Ирс» занимался возвратом компаниям-резидентам зоны половины денежных сумм, уплаченных как таможенные пошлины. Немалые комиссионные мы вкладывали в импорт продовольствия, в частности, шоколада.В первый раз начали продавать этот товар в 1995 году. Посредника, ввозившего шоколад фурами из Германии, рекомендовала знакомая из Минторга. Я не люблю говорить «нет» и поэтому сказала: «Давайте попробуем». Чтобы продать этот шоколад, мы давали рекламу, связывались с оптовыми рынками. Постепенно наладили поставку: получили вторую, потом третью машину, затем стали ежемесячно получать десятки машин с шоколадными конфетами и плитками из Германии. Бизнес пошел неплохо, и вскоре мы уже могли работать напрямую с производителем - германской фирмой «Stollwerk AG» (в 1997 году она построила фабрику в г. Покрове Владимирской области, принадлежащую с 2001 года американской компании «Kraft Foods»). Наша новая фирма «Эликом» стала одним из шести дистрибуторов немецкого гиганта в России.
Но уже в первый год работы выяснилось, что в этом статусе мало приятного. В худшие для сбыта шоколада месяцы - июне и июле - нам нужно было реализовывать 400-600 тонн продукции на условиях месячного товарного кредита. В 1996 году в России было продано 865 500 тонн шоколадных плиток и конфет. Даже 500 тонн от одного производителя в месяц были значительным объемом для одного торговца, особенно летом. Таких же продаж немцы требовали и от других дистрибуторов, и те отпускали шоколад дешевле закупочной цены, чтобы минимизировать потери. Договориться с коллегами о прекращении демпинга не удалось. И я задумалась: не попробовать ли себя в роли производителя? К тому же, к собственному производству шоколада нас подтолкнули сыновья. Они говорили, что импортный шоколад невкусный, и информация о том, что этот шоколад ест весь Запад, не оказывала на них никакого влияния.
Выпускать ширпотреб я не хотела: конкуренция была слишком жесткой. Меня больше привлекала европейская традиция - бутики, торгующие дорогими конфетами ручной работы.
Шоколадные шедевры для гурманов. Идея по производству премиального шоколада - очень давняя. Высококачественный штучный шоколад в России покупателю никогда не предлагался, хотя к середине 90-х годов сформировалась среда потенциальных покупателей. Идея, ради которой мы создали фабрику «Конфаэль», состояла в следующем: на рынке необходим не просто вкусный высококачественный шоколад, а абсолютно новое направление в российской кондитерской промышленности - продукция для гурманов и шоколадные подарки.
Мы можем воплотить в шоколаде любую идею - от визитной карточки до двухметровой скульптуры. Необычные подарки мы изготавливали для Владимира Путина, президентов почти всех Европейских стран, принцессы Саудовской Аравии и многих других. Например, Гарри Каспаров стал обладателем уникального комплекта шоколадных шахмат, Мстислав Ростропович - владельцем шоколадной виолончели. Сфера производства таких необычных вещей близка моему стилю жизни. Здесь есть возможность удивлять людей, радовать их, делать то, чего они не ожидают.
Ставя перед своими сотрудниками новую задачу, я обычно говорю: «Сделать это практически невозможно, но давайте мы, не тратя времени на разговоры о сложностях, сразу перейдем к следующему этапу - решим, как сделать невозможное возможным». Мы разрабатываем план действий, распределяем обязанности и - вперед! Недавно, например, сделали на заказ четырехметрового шоколадного крокодила весом в одну тонну. Доставили его клиенту на дачу, а через неделю повезли обратно в Москву: заказчик попросил прислать его в офис, расположенный на пятом этаже и отреставрировать – за неделю его серьезно «объели». Поднимали туда крокодила подъемным краном. А по заказу нефтяной компании изготовили в подарок одному нашему магнату автозаправочную станцию из шоколада, с магазинчиком и бензоколонками. Мне нравится добиваться сложных целей, я люблю «ходить конем» по жизни, хотя в шахматы я играть, по правде говоря, не умею. Но обязательно научусь. Это как раз очередная цель.
«Конфаэль» смотрит в будущее. Огромное поле деятельности, необъятные возможности, эйфория свободы и быстрое накопление капитала - особенности того времени, когда начинался мой бизнес. С тех пор масштабы выросли в десятки раз, но это только начало роста. В бизнесе «Конфаэль» важен не только масштаб в настоящее время, главное - потенциал. А потенциал фантастический.
У компании очень амбициозные планы. В связи с большим количеством заявок на открытие магазинов под торговой маркой «Конфаэль» в настоящее время мы занимаемся разработкой системы франчайзинга, которую в ближайшее время мы сможем представить на рынке. А также планируем в течение пяти лет выстроить вторую очередь фабрики в Москве и три фабрики за рубежом: в Казахстане, одной из стран Европейского Союза и в одной из стран Персидского залива.
Помимо расширения бизнеса в Москве и регионах, мы рассматриваем и предложения из бывших стран СНГ. В настоящее время готовится к работе компания по приему корпоративных заказов на нашу продукцию в Германии. Выставка в Арабских Эмиратах, которая для нас была организована в одной из художественных галерей Дубая, показала огромный интерес к нашим шоколадным шедеврам. Мы рассматриваем вопрос о создании бизнеса на Ближнем Востоке. Необходимость своего развития мы связываем не столько с нашими амбициями, сколько с особенностями нашего бизнеса - производством индивидуальных заказов, а производство должно быть приближено к заказчику.
Модная фишка. Компания «Конфаэль» первая в России создала шоколадные подарки и сегодня не имеет значимых конкурентов в этом сегменте. Еще три года назад, когда человек задумывался о подарке, а особенно об оригинальном VIP-подарке, он мог сделать остановить свой выбор на фарфоре, часах или аксессуарах. Но шоколад точно не входил в возможный перечень презентов.
Сегодня благодаря «Конфаэлю» шоколадные подарки - модная фишка. Их заказывают для самых богатых, самых избалованных, самых известных, самых утонченных. Потому что для каждого заказчика из нескольких тысяч вариантов «Конфаэль» найдет подходящее решение. Даже если человек хочет подарить что-то невероятно эксклюзивное, его фантазию мы воплотим в шоколад, и он вызовет восторг и удивление у покупателя. Мы создаем индивидуальные подарки, а это соответствует духу времени и востребовано современными жителями планеты. Но никто в мире не делает того, что производит на индивидуальной основе «Конфаэль».
Кто не рискует… Риски бизнеса по производству оригинальных подарков из шоколада высоки, как в любом фэшн-бизнесе. Нужно все время быть далеко впереди тех, кто занят массовым производством, потому что сразу начинают копировать. Надо все время предлагать такие вещи, которые поражают воображение и о которых никто не может даже представить, что их воможно произвести на свет.
Недаром в компаниях существует должность риск-менеджера. Рисков такое большое количество, что их предвидение и предотвращение занимают немалую часть работы и времени руководителя и сотрудников. И задача топ-менеджмента - снизить влияния рисков на результаты бизнеса.
Вообще грань между риском и авантюрой у каждого своя и определяется характером, менталитетом человека. При авантюре вероятность успеха часто зависит, как в рулетке, от случайного стечения обстоятельств.
Мы уважаем наших конкурентов, так как любой гражданин или группа граждан, создающих рабочие места, вносящих вклад в развитие страны и социальные программы, при этом рискующих своим имуществом и благосостоянием, этого заслуживают. Таким же уважением все бизнесмены и предприниматели должны пользоваться и у государства. Я вполне комфортно чувствую себя в бизнесе. Считаю себя предпринимателем с рождения и абсолютно свободным человеком. Не люблю рамок, не люблю загонять себя в стандарты, поэтому отвергаю любые разговоры о занятиях политикой, походах во власть, в госструктуры.
Бизнес неоднозначно влияет на человека. Человек, привыкший отвечать за себя, за свою семью, добровольно принимает на себя ответственность за деятельность многих людей. Он переживает, нервничает, выстраивает тактики и стратегии. Такой режим плох для здоровья, человеку не хватает времени, он ограничивает свой круг общения и становится слишком рациональным.
С другой стороны, если человек воодушевлен тем, что воплощает идею, обеспечивает материальное благосостояние семьи, имеет возможность оказывать помощь тем, кто в ней остро нуждается, от этого он счастлив и получает удовольствие.
Как создать успешный бизнес. В России, как и в других странах, нелегко быть предпринимателем. Потому что это, прежде всего, риск и ответственность, отказ от своего «хочу», подчинение словам «должен», «обязан».
Вообще сегодняшний бизнесмен отличается от своего собрата десятилетней давности. Сейчас бизнес создают, как правило, люди, имеющие опыт работы «топами», то есть менеджерами высшего звена, с хорошим образованием. А полтора десятка лет назад это были просто люди, у которых хватило смелости на эксперимент с собой. Надо сказать, что сейчас условия вхождения в бизнес намного менее комфортны, чем были 10-15 лет назад. Существенно повысилась финансовая планка для создания и раскрутки бизнеса. Начинающий предприниматель может привлечь стартовый капитал, только если идея заинтересует финансовые структуры. Но возможностей немало. И тот, кто искренне желает заняться бизнесом, эти возможности найдет и организует свое дело.
Кадры для бизнеса надо готовить в том числе за государственный счет. Задача государства - пропагандировать правильный бизнес, проводить разъяснительную, профилактическую работу, внушать молодым людям понимание того, что бизнесом надо не только хотеть заниматься, нужно учиться им заниматься. Государству выгодно иметь как можно больше хороших бизнесменов, управленцев в бизнесе. Чем больше успешных предприятий, тем больше рабочих мест, тем меньше забот у государства о занятости населения, тем больше налогов, тем богаче страна.
А на траекторию успеха влияет целый ряд факторов. В первую очередь, верный выбор ниши для бизнеса. Во-вторых, талант владельца (владельцев) по подбору топ-менеджеров. При этом каждый предприниматель в соответствии со своим уровнем и принципами в жизни выстраивает и партнерские отношения. Они важны в бизнесе в любые времена. В-третьих, правильная постановка целей и задач, верная стратегия, своевременное и качественное воплощение стратегии.Таким образом, успех в бизнесе определяют личные и деловые качества людей-владельцев бизнеса. Но при это не стоит забывать, что на бизнес влияют неожиданные как положительные, так и отрицательные ситуации на рынке (например, цены на нефть). То есть нужно уметь постоянно балансировать в перманентном рыночном непостоянстве.
Если частное предприятие находится в небольшом городке, необходимы хорошие отношения с местными органами власти, их поддержка. Если предприятие крупное, градообразующее - то на уровне города, области. Если важное для страны - то и уровень соответствующий.
Нужно иметь также некий панцирь, чтобы спокойно воспринимать общественное мнение. Ведь особых изменений в отношении общества к бизнесу не происходит. Общество внешне безразлично к проблемам бизнеса. Однако, как только возникает ситуация «отъема» собственности, немалая часть людей искренне этому радуется. И такие эмоции демонстрирует значительная часть общества.
Наш бизнес - в возрасте тинэйджера, западный - в возрасте черепахи. Очень медленно меняется и отношение западных предпринимателей к российскому бизнесу. Но все же отечественный бизнес постепенно становится более цивилизованным. Мы идем тем же путем, что проходили бизнесмены во всех странах, только нашему бизнесу всего 15 лет, а «заморскому» - десятки и сотни. По этой, видимо, причине в России не сформировано и цивилизованное бизнес-сообщество с едиными принятыми правилами, границами, целями. Между западными и отечественными предпринимателями сохраняются различия. Но, замечу, что не всегда эти различия не в нашу пользу. Российские бизнесмены более рискованны, быстрее принимают решения, замахиваются на глобальные проекты и успевают значительно больше. Западные - более осторожны, вдумчивы, долго изучают предложение и часто упускают время.
Возможно, эти различия будут стираться по мере взросления российского бизнеса.
Семья и досуг. Бизнес выматывает. Я хочу изменить и прилагаю усилия для изменения своего образа жизни, так как чрезмерные перегрузки уменьшают удовольствие от любимого дела. Задача поставлена - результата обязательно добьюсь. Буду больше времени уделять себе. Да и надо готовиться стать бабушкой множества внуков: сыновьям пришло время заводить семью. Старший сын Руслан является учредителем и генеральным директором ООО «Эльф», средний сын - Тимур - окончил Высшую школу бизнеса при МГУ, сейчас аспирант Международной Академии Оценки и Консалтинга, младший сын -Роман - студент МГУ.
За годы предпринимательства я стала взрослее, мудрее, все больше дорожу своим временем. Многие вопросы рассматриваю сейчас с точки зрения теории упущенных возможностей. Я бы хотела много деловых качеств в себе воспитать, многому еще научиться и многое изменить. И учусь, все время учусь, тружусь над собой. Когда удастся решить все поставленные перед собой задачи - и по развитию бизнеса, и по его стоимости, и по свободному времени - тогда на вопрос, успешный ли я предприниматель, отвечу однозначно: «да».
А пока я в пути.
СПРАВКА:
Ирина Борисовна Эльдарханова. 50 лет. По образованию инженер-технолог. Фабрику «Конфаэль» создала в 2001 году. Основные направления деятельности компании: производство эксклюзивной шоколадной продукции (более 300 наименований конфет), подарочной продукции (эксклюзивные шоколадные картины и скульптуры). На сегодняшний день в Москве работают 9 бутиков «Конфаэль».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.