Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

01.03.2005 | Александр Дугин

РОССИЯ НЕ ДОГОНЯЕТ

Россия занимает девятое место по темпам роста экономики среди стран СНГ, хотя во многом именно Россия по прежнему определяет для этих стран благоприятную внешнюю конъюнктуру, которая позволяет достигать таких темпов роста. Вместе с тем становится понятно, что идея Единого экономического пространства, предназначенная для коллективного повышения уровня экономического развития постсоветских стран, с фактическим выходом Украины благополучно умерла.

Россия и остальные страны СНГ, даже самые неудачные из которых движутся в направлении модернизации национальной экономики, находятся в разной исторической ситуации. Россия, наиболее экономически развитая в советский период, на сегодня - единственная из стран СНГ, которая в принципе не занимается модернизацией национальной экономики. Основной курс экономического процесса в России направлен на сырьевой сектор, с одной стороны, и на внедрение на уровне надстройки разрозненных элементов информационного общества, экономического постмодерна - в виде сетевых, финансовых, информационных технологий. В то время как промышленность - средний сектор - в России стремительно деградирует. Основная прибыль от продажи не переработанного сырья кормит узкую социальную прослойку, в этой области экономические показатели высокие, но при этом прибыль никак не инвестируется в реальный сектор.

Также высоки показатели прибыли в экономических сегментах информационного и финансового сектора, но эти показатели сопряжены с интеграцией в глобальные сети, и, по сути, имеют транснациональную природу, опять слабо влияющую на промышленность, - это виртуальная экономика. Российские банки не выполняют главной банковской задачи: предоставление кредитов для предпринимательской деятельности в реальном секторе. С такими банковскими процентами и одновременно такими рисками это просто невозможно. Поэтому сравнивать экономики стран СНГ и экономику России не совсем корректно. Необходимо учитывать качественное различие.

Россия живет, с одной стороны, в архаической прединдустриальной стадии экспорта сырьевых ресурсов, а с другой стороны, за счет информационных и финансовых технологий, коряво и против своих интересов вписана в глобализм. Россия атипична, в то время как большинство других стран СНГ последовательно, хотя и не быстро, поднимаются к индустриальному состоянию, находятся на разных этапах именно промышленной модернизации.

Поставленная Президентом задача об удвоении ВВП фактически снята с повестки дня, отменена, успешно просаботирована. Эта идея могла бы реализоваться либо в условиях неправдоподобного, фантастического роста цен на нефть, либо требовала модернизации экономики и развития высоких технологий. Но российское либеральное правительство и состояние общества ни при каких условиях не могут не только справиться с модернизацией российской экономики, но и поставить этой задачи. С самого начала идея удвоения ВВП выглядела как насмешка, как пустой звук. Если бы о ней говорилось всерьез, то за словами должны были бы последовать дела - в частности, отказ от ультралиберализма и изменение государственной идеологии в сторону мобилизации, национальной идеи, быстрой ротации элит.

На фоне ощущения причастности к глобализации происходит иллюзорная, виртуальная, номинальная глобализация, с одной стороны, и реальная стремительная деградация экономического сектора, с другой стороны. В такой ситуации нет ни базы, ни модели, ни ощутимого основания, ни экономического фундамента для экономического роста. Вся экономика России в такой ситуации представляется предельно хрупкой - в отличие от хотя и слабеньких, но развивающихся достаточно логично и последовательно экономик стран СНГ. Единое экономическое пространство было проектом объединения всех этих укладов в единую картину, где должны были сочетаться ресурсопоставляющий сегмент (экономика доиндустриального общества), информационный сегмент (постиндустриальный уклад) и индустриальный сегмент, который в большей степени, чем в России, развит именно в странах СНГ. Сочетание этих трех укладов в едином евразийском экономическом пространстве должно было позитивно и органично повлиять на всех участников.

На первом уровне это должно было бы консолидировать ресурсодобывающую стратегию стран СНГ с введением единых тарифов, общей ценовой политикой, договоренностью о формах и маршрутах поставки энергоресурсов. Это должно было заставить Россию развивать все модули реальной экономики, которые связаны с производствами в странах СНГ. А это в свою очередь привязало бы к производственному сектору постиндустриальную информационную структуру, которая только в России катастрофически оторвалась от реального экономического и социально-политического базиса. Таким образом, идея Единого экономического пространства была призвана стабилизировать и гармонизировать довольно сложные процессы в экономике всего постсоветского мира.

Наши геополитические противники, прекрасно понимая все это, ставили своей целью не допустить реализации этого проекта. На Украине этот проект был сорван, по перспективе экономической интеграции был нанесен политический удар. Теперь о Едином экономическом пространстве как об организации 4-х государств - России, Казахстана, Украины и Беларуси - можно забыть.

Остаётся структура ЕврАзЭС. Это уже гораздо более узкий формат, и, по сути, процесс экономической гармонизации постсоветского пространства получил политический удар, от которого трудно будет оправиться. Это была подрывная акция против экономического возрождения России и стран СНГ и на это Россия должна, безусловно, ответить выработкой новой политики в отношении США, которые и стоят за вытеснением России с постсоветского пространства, немедленной интеграцией того, что пока еще можно интегрировать, причем отложив в сторону все остальные соображения…

Время, отпущенное нам на интеграцию, стремительно утекает. Россия ведёт себя просто самоубийственно, и это проклятие может распространиться и на остальные страны СНГ. Кремль, видимо, хочет катастрофы, он сам желает быть подорванным "оранжевой революцией", иначе невозможно объяснить действия власти в экономике.

Это мрачная ситуация, и именно с этим связан уже необратимый подрыв Единого экономического пространства, а также прогноз самых кошмарных сценариев и в экономике, и в политической сфере на ближайшие годы. Ситуация для России неуклонно приобретает откровенно апокалиптический характер. Хотя по многим экономическим показателям и по наивным социологическим исследованиям этого еще пока не видно. Очень похожим образом падали советский лагерь и СССР. Чтобы предотвратить роковой исход, надо действовать уже сейчас, радикально и незамедлительно. Россию на самом деле нужно спасать.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net