Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.12.2006
Слишком много игроков на слишком маленькой территории
В Бейруте продолжается массовый митинг, участники которого выступают за отставку ливанского правительства Фуада ас-Синьоры. По данным шиитской группировки "Хезболлах", число протестующих достигает 1 миллиона человек – то есть почти четверть населения Ливана. Демонстранты говорят, что намерены проводить акцию протеста до тех пор, пока не добьются отставки кабинета министров. О том, как будет развиваться ситуация в Ливане и как ее развитие отразится на ситуации во всем ближневосточном регионе, с «Политком.Ру» беседует заведующий сектором геополитики ИМЭМО РАН Сергей Казеннов.
- В чем, на ваш взгляд, корень вспыхнувшего противостояния?
- Борьба идет не только в Ливане, но и за его пределами. И касается она в основном участия Сирии в ближневосточном процессе. Сирия, несмотря на изоляцию, имеет свои интересы и в Ираке и в Ливане.
По поводу решения этого вопроса имеется два диаметрально противоположных мнения. Первое – Сирию нужно держать в изоляции и даже усилить давление на нее. И второе – привлечь ее к урегулированию ближневосточных конфликтов.
Я думаю, что разумнее второе, потому что без Сирии урегулирования все равно не получится. При Сирии в Ливане было спокойно.
Америка сейчас взвешивает «за» и «против». Израиль однозначно против Сирии, но у Израиля сегодня недостаточно возможностей, чтобы сильно влиять на процесс принятия решения. Европа, по крайней мере, Великобритания, выбрала тон поддержки премьера Ливана. А что будет в самом Ливане, никто сейчас не скажет. Одно дело - палатки ставить, другое дело – стрелять. А стрелять уже начали. Это не Майдан – палатками не ограничится.
Без Сирии не обойтись. Но тогда нужно перестать ее демонизировать и вывести на более почетное в регионе место. Все равно США нужно на кого-то оставлять Ближний Восток и потихоньку уходить оттуда. А хочет кто или нет, но роль исламских сил в геополитике все равно будет усиливаться.
Я считаю, что Сирию несправедливо назначали на роль изгоя. Она с 80-х годов вела достаточно взвешенную политику, и это все признавали. Но Сирия мешала Израилю, который и был главным сторонником изоляции этой страны.
Сейчас неизвестно, в чью пользу развернутся события. Слишком много игроков на слишком маленькой территории. Слишком много внешних сил, которые хотят порулить.
- Так кто в итоге будет принимать решение и проводить политику сдерживания?
- Америке еще один очаг конфликта в этом регионе не нужен. Да и Израилю не нужен. В итоге ведь, если начнется война, она приведет все равно к усилению сил, которые группируются с "Хезболлах" и выступают за большую независимость Ливана. Однако полностью независимой такая маленькая страна, лежащая на перекрестке финансовых путей и различных стратегических интересов, не может быть. Вопрос в объеме влияния. Но если начнется война, то влияние усилится не в пользу Израиля.
Причем вмешиваться в эту войну никто не будет.
Время крестовых походов закончилось. В Америке все больше слышен голос «тихих американцев», значит, будут востребованы другие инструменты политики. Демократы обычно более избирательны в своей политике, несмотря на историю Клинтона с Югославией. Америка устала воевать. Европа тоже воевать не будет. Поэтому если начнется бойня, то она будет в пользу тех сил, которые ведут себя наиболее брутально в регионе.
- Как развяжется ливано-сирийский узел?
- Думаю, подвижки будут. И, надеюсь, они обойдутся без большого кровопролития. Можно найти форму, чтобы сохранить лицо, найти компромиссную фигуру и частично пойти на встречу ливанской оппозиции.
Естественно, это не обойдется без того, чтобы возвращать Сирию в политику. Следует ожидать усиления ее роли в регионе.
- Россия будет принимать какое-то участие в этом процессе?
- Сирия - наш важный партнер. Мы так и останемся в регионе честным маклером – это удобная для России позиция. Поэтому то, что мы в Ливане этим летом повели себя аккуратно и не стали вступать в миротворческие игры, правильно. Поскольку миротворцы оказываются заложниками ситуации.
Подготовила Любовь Шарий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.