Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

23.01.2007 | Георгий Ковалев

Жесткий закон в мягкой редакции

Как и ожидалось, отозванные 20 января поправки к федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» вновь были внесены в Госдуму. Причем той же группой депутатов. Однако в более мягкой редакции. Проект закона лишился тех положений, на которые так остро отреагировали представители общественности и оппозиции. Теперь из него изъята норма, которая позволяла исполнительным органам субъектов РФ и местного самоуправления запрещать проведение митингов за две недели до и после голосования. В остальном же законопроект не претерпел изменений.

Таким образом, вновь сработал уже не раз опробованный властью метод, практикуемый на протяжении как минимум двух лет при коррекции российского законодательства, касающегося, прежде всего, выборов и массовых акций. Оппозиция и правозащитники среагировали на самые вызывающие положения законопроекта, усмотрев в них попытку ограничить конституционные права и свободы граждан на проведение публичных мероприятий в период выборов. Между тем запрет на проведение массовых акций за две недели до и после голосования являл собой шокирующую норму, прописанную разработчиками лишь затем, чтобы от нее впоследствии отказаться. Удалив из текста закона вызвавшие неприятие положения, авторы сохранили его «дух», суть которого осталась прежней - сужение конституционных прав и свобод граждан.

В законопроекте сохранилась норма о возможности отмены органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления запланированного публичного мероприятия, если имеется наличие «достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, которые могут быть совершены в ходе проведения публичного мероприятия и повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, привлечение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности».

При этом, для того чтобы мероприятие было отменено, орган власти должен обратиться в суд, получить соответствующее судебное решение, в котором будет установлен факт готовящихся противоправных действий. Несмотря на кажущуюся демократичность данного положения, здесь стоит учитывать характер институционального измерения нашей политической системы, в рамках которой так и не появилось независимого суда, по-прежнему остающегося в зависимости, прежде всего финансовой, от власть предержащих.

Интересно, что в соответствии с текстом законопроекта запрету подлежат не конкретные публичные мероприятия, организованные какими-либо лицами или общественными объединениями, а сама возможность проведения таких форм публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования любым организатором. По мнению авторов законопроекта, такой подход исключает возможность принятия органами публичной власти субъективных решений по отказу определенному лицу или определенному общественному объединению в проведении публичных мероприятий. Иными словами, опять же под вполне «демократичной» оберткой предлагается запретить в принципе любое массовое мероприятие, которое будет иметь своей целью выражение протеста против чего бы то ни было.

Примечательно, что эта норма законопроекта могла быть еще жестче. Так, один из авторов поправок депутат Владимир Семаго в воскресном ток-шоу Владимира Соловьева, поясняя положения законопроекта, заявил, что изначально он придерживался еще более радикальной позиции, предложив запрещать любые массовые акции, на которые не аккредитуются «камеры». Это якобы связано с заботой депутата о людях, стояние которых на площадях будет напрасным, более того, опасным для них же, поскольку если митинг не будет протранслирован по каналам телевидения, его как бы и не будет вовсе. Учитывая же, что теперь все центральные каналы, покрывающие территорию России, в той или иной степени принадлежат государству, становится понятным, к чему клонил сторонник «медиакратии» Семигин – к запрету любых акций протеста.

В законопроекте также расширяется перечень мест, где проведение публичных мероприятий запрещено. К ним предлагается отнести места дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и их органов. Также в соответствии с законопроектом не могут выступать в качестве организаторов публичных мероприятий лица, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности и имеющие на день подачи уведомления о проведении мероприятия неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Аналогичный запрет распространяется и на тех организаторов, которым в соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» было объявлено предостережение или предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Если у инициаторов публичных мероприятий есть такие предупреждения или предостережения, они в течение шести месяцев не имеют права на созыв массовых мероприятий.

Иными словами, вкупе с законом «О противодействии экстремистской деятельности» предложенные сегодня поправки еще в большей степени блокируют «улицу» для возможных народных выступлений в ходе предстоящих президентских выборов. Но сделано это было вновь довольно эффектно. Авторы законопроекта, отозвав свои подписи под первоначальным вариантом поправок, вроде бы демократизировали их текст, пойдя на поводу у правозащитников и оппозиции. Формально последние могут праздновать победу. «Антиоранжевый» же дух закона изменений не претерпел.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net